Алжир пытается умиротворить Ливию

На фоне шедшего в апреле с переменным успехом сражения в ливийском Феццане между силами «киренаикского» маршала Халифы Хафтара и триполийского правительства Файеза Сараджа алжирское руководство пытается решить кризис в Ливии мирным путем.

Так, например, источники из АНДР сообщили о проведении их встречи в своей столице 8 – 9 мая. Утверждается, что она должна пройти под эгидой так называемой группы «стран-соседей Ливии», в которой одну из основополагающих ролей играет Алжир.

Необходимо напомнить, что первое ее заседание провел именно Алжир в мае 2014 года в ходе конференции министров стран Движения неприсоединения. Именно с этого времени он открыто стал продвигать идеи политического решения данного конфликта на основе предоставления «гарантий единства и суверенитета Ливии, а также сплочения ее народа».

Необходимо заметить, что инициаторы мирного урегулирования в этой стране усилили в последние недели свои усилия в условиях параллельно шедшей «битвы за Феццан».

Так, нынешней встрече Ф.Сараджа и Х.Хафтара предшествовал ряд других межливийских консультаций. Так, в конце апреля текущего года в Риме состоялись переговоры между председателем Палаты представителей Ливии, Агилом Салахом Иссой, и председателем Государственного совета правительства национального согласия, Абдулом Рахманом Свейли.

И эту «пробную» встречу можно было расценить как индикатор готовности представителей противоборствующих сторон сесть за стол переговоров в уже более представительном формате.

Сразу после этого алжирские источники сообщили о проведении консультаций для обсуждения ливийского будущего между самими Х.Хафтаром и Ф.Сараджем в Абу-Даби под эгидой ОАЭ, которые, как известно, поддерживают первого в борьбе с последним.

Это была их вторая «официальная» встреча с января 2016 года, когда они вскоре после назначения Ф.Сараджа главой правительства национального согласия (ПНС) обсуждали вопрос мирного урегулирования и объединения Ливии.

Этому мероприятию должны были предшествовать соответствующие переговоры в Каире, сорванные в самый последний момент из-за неготовности обеих сторон пойти на уступки.

Также немаловажную роль в данном случае имело и раздражение Ф.Сараджа и стоящих за ним сил действиями Египта, который особенно активно помогает Х.Хафтару в его противостоянии с Триполи и возможно поэтому встречу перенесли в ОАЭ.

В ходе состоявшейся встречи стороны договорились объединить свои усилия, чтобы «предотвратить развал своей страны, побороть терроризм и остановить вмешательство иностранных военных».

До сих пор разногласия наблюдались, главным образом, относительно того, кто именно будет играть главенствующую роль в стране и получит реальный контроль над ее ресурсами.

Соответственно, стороны самим фактом возобновления консультаций и заявлениями о готовности «перестроить» соглашения относительно создания единых государственных органов управления и силовых структур, подписанного в декабре 2015 года под эгидой ООН, в соответствии с которыми и было образовано в нынешнем виде триполийское правительство, фиксируют готовность во многом отказаться от них и договориться на несколько иных принципах раздела власти.

Задача теперь состоит в том, что после получения неудачного опыта намеченной интеграции армии Х.Хафтара в институциональном устройстве Ливии участникам конфликта придется, с одной стороны, признать за ним большие права, нежели просто министра обороны, как это было ранее намечено.

Следует заметить, что стороны формально договорились о реорганизации временного правительства Ливии, обсудив возможность создания в рамках предоставления исполнительной власти «независимому» Президентскому совету.

Оба эти органа управления, в свою очередь, как рассчитывают и в Триполи, и в Тобруке, будут формировать Государственный совет, который, согласно идее участников переговоров, может стать «высшим правовым органом страны».

Однако реальная основа для исключения возобновления противоборства так и не была создана, поскольку как Х.Хафтар, так и Ф.Сарадж при этом отнюдь не отказались от амбиций на полноту власти. Создание же дополнительных звеньев в управлении, как представляется, может лишь осложнить сам процесс функционирования государственных органов и вызвать в будущем дополнительные трения между нынешними участниками конфликта.

Во всяком случае, «лакмусовой бумажкой» относительно их готовности к миру будет служить реализация ими договоренностей относительно урегулирования проблемы перемещенных лиц и решения кризиса в Южной Ливии, о чем они, согласно алжирским источникам, договорились в Абу-Даби.

И уже после этого можно вести речь о выполнении соглашения о проведении президентских и парламентских выборов в марте 2018 года.

Однако на этом пути имеется очень много весьма крупных «подводных» камней.

Среди них не только амбиции самих конкурентов на власть в Ливии, но и наличие многочисленных местных группировок и лидеров, не заинтересованных в установлении сильной единой власти, которая лишит их прежней «вольницы» и контроля над имеющимися в их распоряжении ресурсами.

Среди них особое место занимают представители Мисураты, включая бывшего главу Всеобщего национального конгресса Халифу аль-Гвейли.

Также необходимо обратить внимание на то, что уж слишком много появилось желающих стать во главе данного процесса.

Примечательно, что международное давление в направлении достижения мирных договоренностей в последние недели усилилось не только на правительство в Триполи, но и на парламент в Тобруке, что, казалось бы, может свидетельствовать в пользу того, что опиравшиеся на «своих» ливийцев внешние силы поняли бесперспективность продолжения нынешнего противостояния и решили уладить дело миром.

Однако в реальности сами ливийские лидеры не могут не понимать, что они во многом пытаются выиграть время и одновременно переиграть конкурентов. По этой причине заключаемые ими сейчас соглашения носят промежуточный характер и, судя по всему, могут быть нарушены той или иной стороной в удобный момент.

Это же касается действий Алжира с его «дорожной картой», предложенной Х.Хафтару и Ф.Сараджу, детали которой он не раскрывал до самого последнего момента.

В любом случае, наличие многих других желающих стать «отцами ливийского урегулирования» в пику своим конкурентам, каждый из которых стремится торпедировать усилия друг друга, исходя из собственных эгоистичных интересов, также не идет на пользу реализации этой идеи.

52.22MB | MySQL:103 | 0,538sec