Новый контракт турецких судостроителей на поставку надводных кораблей для ВМС Пакистана

На прошедшей в Стамбуле выставке IDEF 2017 крупнейшая пакистанская судостроительная компания Karachi Shipyard & Engineering Works Limited (KSEW) подписала с турецкой компанией Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret  (STM) соглашение о намерении приобрести четыре новых корвета проекта MILGEM Аdа для ВМС Пакистана. По данным Секретариата оборонной промышленности МО Турции, твердый контракт на поставку данных кораблей должен быть подписан между сторонами до 30 июня 2017 г.

В случае реализации этого контракта на счету турецких судостроителей это будет уже третья сделка с пакистанскими военными после успешных контрактов на модернизацию дизель-электрических подводных лодок проекта «Агуста 90В»  и строительство универсального транспорта снабжения ВМС Пакистана.

В отношении корветов проекта MILGEM Ada известно, что они обладают следующими тактико-техническими характеристиками:

– длина: 99,56 м;

– ширина 14,4;

– осадка 3,89 м;

– водоизмещение: 2300 тонн;

Силовая установка в составе двух дизельных двигателей и одной газотурбинной установки суммарной мощностью 40 000 л.с. обеспечивает кораблю максимальную скорость 29 узлов и экономическую скорость 15 узлов. Дальность плавания экономической скоростью составляет 3500 миль, а автономность достигает 21 сутки.

Количество членов экипажа составляет 93 человека, а также предусмотрены места для размещения пилотов и техников вертолета, базируемого на корабле.

Вооружение корабля состоит из:

– артиллерийской установка «Ото Бреда» калибра 76 мм;

– 8 наклонных ПУ для противокорабельных ракет «Гарпун»

– поворотной зенитной ракетной установкой типа RAM

– двух трехтрубных торпедных аппарата калибра 324 мм.

Как отмечают китайские военные обозреватели, во внешнем виде корвета проекта MILGEM Ada угадывается заимствование турецкими кораблестроителями корпусной схемы от американских боевых кораблей ближней морской зоны проекта «Свобода». Следует согласиться с мнением китайских специалистов, что при заимствовании конструкции корпуса турецким специалистам не удалось создать корабль с сопоставимыми скоростными характеристиками. Кроме того, большое количество членов экипажа для такого корабля указывает на недостаточный уровень автоматизации процессов управления вооружением и радиоэлектронными системами.

Состав вооружения корабля не является выдающим и следует указать, что в области противовоздушной обороны возможности корвета очень ограничены, поскольку он оснащен только одной установкой зенитных ракет  RIM-116, а они предназначены только для самообороны корабля. В современных условиях для надежного противовоздушного прикрытия на корвет необходимо установить хотя бы одну зенитную пушечную установку типа Phalanx.

По данным пакистанских специалистов, средняя стоимость одного корвета составляет 300 млн долл. США, однако стоимость пакистанского контракта не превысит одного млрд долл. США. Как отмечают китайские военные обозреватели, при указанной цене за один корабль ВМС Пакистана вполне могут приобрести в КНР сторожевой корабль проекта 054А в экспортном исполнении, тогда как западные производители могут предложить корабли водоизмещением 3000 тонн с более мощным вооружением.

Кроме того, по оценкам некоторых западных наблюдателей, официальному Исламабаду стоило внимательно изучить возможности перспективного легкого фрегата проекта LF-2400, который спроектирован специалистами турецкой STM и американской  Delta Marine. Данный фрегат будет иметь большую на 9 метров длину чем у MILGEM-Ada, увеличенное на 50 тонн водоизмещение. Все это позволит разместить на корабле вертикальные ПУ, а также  принимать больше топлива, что увеличит дальность плавания до 5000 миль.

Пакистанские военные обозреватели полагают, что в ходе переговоров стороны обсуждали возможную модификацию двух корветов MILGEM-Ada с целью размещения в корпусе корабля дополнительных 16 вертикальных ПУ для более мощных зенитных управляемых ракет HISAR-O производства турецкой компании Roketsan. По словам представителей ОПК Турции программа создания зенитных ракет и комплексов типа HISAR была начата в условиях сложных переговоров между Анкарой и Пекином по поставке ЗРС «Хунци-9».

Турецкие специалисты признаются, что сталкиваются с техническими проблемами, которые приводят к задержке принятия систем HISAR-A (для подразделений ПВО) и HISAR-O (для надводных кораблей). По замыслу инженеров компании Roketsan зенитные управляемые ракеты (ЗУР) рассматриваемой системы должны поражать воздушные цели (самолеты, вертолеты, БЛА и крылатые ракеты) на высотах до 25 км. Следует отметить, что стандартная трехкоординатная поисковая РЛС SMART-S Mk2, устанавливаемая на рассматриваемые корветы позволяет применять ЗУР HISAR-O, однако потребуется разместить дополнительную оптико-электронную систему управления огнем, а также дополнительные боевые посты расчета ПВО.

Как отмечают китайские специалисты, официальный Исламабад может приобрести аналогичные турецким MILGEM-Ada китайские легкие корветы проекта 056 или 056А (по классификации НАТО «Цзяндао»), которые при водоизмещении 1800 тонн оснащены сопоставимыми системами вооружения. Фактически турецко-пакистанский контракт нарушает планы китайских кораблестроителей на поставку четырех сторожевых кораблей для ВМС Пакистана.

Снижение стоимости корветов турецкого производства обусловлено следующими моментом. ВВС Турции приобретут по сниженной стоимости 52 учебно-тренировочных самолета (УТС) начального этапа подготовки MFI-395 «Супер Мушшак» производства пакистанской авиастроительной компании, расположенной на авиабазе «Камра» ВВС Пакистана. Известно, что данные самолеты созданы на базе УТС MFI-17 Supporter производства шведской компании SAAB.

Стоимость контракта оценивается в 50 млн долл. США. Вероятно, что турецкие военные собрали информацию об эксплуатации  данных УТС MFI-395 в учебных подразделениях ВВС таких государств, как: Королевство Саудовская Аравия (20 ед.), Катар (10 ед.), Оман (8 ед.) и Нигерия (10 ед). Новые УТС позволят турецким военным вывести из эксплуатации устаревшие Т-41 и SF-260.

По данным из открытых источников, УТС «Супер Мушшак» обладают следующими ТТХ:

– длина: 7,15 м;

– размах крыла: 8,85 м;

– высота: 2,6 м;

– вес пустого самолета: 760 кг;

– максимальный взлетный вес: 1250 кг.

Благодаря шестицилиндровому двигателю IO-540 V4A5 (мощность 260 л.с.) производства американской фирмы Lycoming (г.Уильямспорт, шт.Пенсильвания) и двухлопастному алюминиевому винту от компании Hatzell УТС MFI-395 развивает максимальную скорость 363 км/ч и обладает экономической скоростью 240 км/ч. Дальность полета составляет 814 км, практический потолок и продолжительность полета достигают 6700 м им 4 часа15 минут соответственно.

Следует отметить, что в КНР практически не выпускают современных УТС начального этапа подготовки, поскольку усилия китайских конструкторов сосредоточены на создании УТС и учебно-боевых самолетов с турбореактивными двигателями.

Подводя итог, представляется возможным утверждать, что военно-техническое сотрудничество между Исламабадом и Анкарой постепенно расширяется, что привлекает серьезное внимание аналитиков, представителей ОПК и военно-политического руководства КНР.

52.2MB | MySQL:103 | 0,552sec