Алжирские власти пытаются сформировать правительство с исламистами

Премьер-министр АНДР Абдельмалек Селлаль пытается возродить «пропрезидентский альянс» с участием партий власти FLN, RND (Фронт национального освобождения и Национальное движение (объединение) за демократию) и «консервативной исламской» MSP (Движение общества за мир).

Учитывая тот факт, что первым двум политическим структурам не удалось получить абсолютного большинства парламентских мест на состоявшихся 4 мая парламентских выборах, руководству страны приходится заручиться о поддержке со стороны других партий.

Прежде всего речь идет о формировании нового состава правительства. По имеющимся данным, завершение переговоров по данной теме по поручению президента АНДР Абдельазиза Бутефлики А.Селлаль должен завершить к 25 мая.

В нынешних условиях заметного ухудшения экономико-финансового положения АНДР ее власти демонстрируют готовность отказаться от прежнего «технократического» подхода А.Селлаля к формированию кабинета министров и вернуться к коалиционному принципу прежде всего за счет союза с «профессиональными исламистами».

Речь главным образом идет о возможном привлечении к нему MSP, по-прежнему занимающая в парламенте третье место по количеству мандатов, которая ранее, при правительстве Юсефа Юсфи (2012 – 14 гг.) входила в такое правительство и которая, учитывая наличие проголосовавших за нее сотен тысяч алжирцев, наиболее привлекательна для такого союза.

Ее участие в правительственной коалиции также дает надежду властям, что поборники ее идей, зная, что она вновь стала «частью режима», не будут против него выступать в случае начала новых волнений.

И это в определенной степени является уловкой властей после выборных скандалов, когда практически все их участники, включая самого ее лидера Абдерразака Макри, обвинили представителей правящего режима «в манипуляциях» и угрожали опротестовать их итоги. Во всяком случае, участие в коалиционном правительстве как минимум не даст им составить единый протестный фронт.

Так, несмотря на жесткую критику со стороны А.Макри, А.Селлаль как представитель интересов FLN («обокравшего MSP на голоса») еще 9 мая инициировал c ним переговоры.

Показательно, что почти сразу после этого они имели встречу, на которую, согласно заявлению лидера MSP, его пригласил нынешний премьер. По его словам, он сделал это через посредника, видимо, опасаясь острой реакции А.Макри, раздраженного результатами последних парламентских выборов.

Он раскрыл ряд интересных подробностей. По данным А.Макри, А.Селлаль предложил ему войти в новый состав правительства от имени президента страны. Впрочем, он не раскрыл детали предложения, включая и конкретный пост.

Известно лишь, что А.Селлаль должен остаться премьером и что в коалиционный кабинет могут войти и представители других партий.

Сами же представители MSP напоминают, что это именно они «по своей инициативе» демонстративно вышли из состава «пропрезидентского альянса».

Пока же А.Макри предусмотрительно не дал ясного ответа на такое предложение, заявив, что участие или нет в исполнительной власти является прерогативой консультативного совета MSP, который соберется только после оглашения окончательных результатов (то есть к 17 мая) после рассмотрения жалоб по выборам, поданным в Конституционный совет.

И здесь имеется явный намек со стороны этого классического представителя «профессиональных исламистов» — если им дадут должную компенсацию – хотя бы три «отобранных» у них места, то компромисс будет возможен.

Если нет – тогда партия предпочтет уйти в оппозицию, ни к чему, собственно, не обязывающую, чтобы набрать политический капитал на будущее жесткой критикой властей на фоне ухудшения финансово-экономического положения в стране.

Вместе с тем, А.Макри действительно несамостоятелен в своих действиях, поскольку MSP имеет в своем составе, по сути, два основных разнонаправленных «крыла».

Первое состоит из «оппортунистов», желающих войти во власть, исходя из своих материальных интересов, которое представляют небезызвестный деятель данной партии Бугуерра Солтани и представитель руководства союзной MSP структуры – Фронта перемен Абдельмаджид Менасра.

Последний считает, что полученное «предложение от президента является признанием силы альянса MSP, его важности и компетенции, что доказывает – правительство нуждается в MSP и его руководителях».

Между тем, второе крыло состоит из «радикалов», отказывающихся от любого диалога с властью и настаивающего на выходе из парламента».

В этих условиях подобное положение, угрожающее партии расколом, должно быть урегулировано консультативным советом.

В любом случае, чтобы «повторить коалиционный опыт 2012 года», представителям алжирской исполнительной власти будет трудно убедить оппозиционные партии, чтобы согласиться на формирование «правительства национального единства».

Дело в том, что возможности политического маневра у многих их лидеров сильно сужены. Например, лидеры левацкой (троцкистской) Партии трудящихся и проберберского RCD (Движение за культуру и демократию) Луиза Ханнун и Мохсин Белаббас всегда отрицали идею вхождения в правительство, пока она получит не большинства в парламенте.

В свою очередь, первый секретарь FFS (Фронт социалистических сил) Абдельмалек Бушафа, также исключает любую возможность интегрироваться в правительство: «Мы не принимаем этого, потому что мы не чиновники и не ищем занятости. Наша единственная забота – восстановление страны на нашей платформе».

Между тем, сейчас, как убеждены алжирские лидеры, на формирование коалиционного правительства готовы пойти несколько других партий. Среди них – упомянутая выше RND Ахмеда Уяхья, а также президент МПА Амар Беньюнес и лидер «исламской консервативной» партии TAJ Амар Гуль.

Оба они участвовали во власти на серьезных министерских постах и, несмотря на все заявления относительно их «оппозиционности», действительно готовы продать ее за получение соответствующих руководящих должностей и вместе претендуют на готовность компенсировать возможное неучастие в правительственной коалиции той же MPS.

В любом случае, от способности А.Селлаля уговорить прочих алжирских политиков на возобновление сотрудничества с властью не в последнюю очередь зависит и его дальнейшее политическое будущее.

62.82MB | MySQL:102 | 0,789sec