Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-российским отношениям. Часть 1

В начале мая месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал отчёт, посвященный турецко-российским отношениям. Надо ли говорить о том, что Россия занимает одно из центральных мест в системе координат турецкого внешнеполитического курса. Автором отчета стал Мухаммет Кочак, выпускник Билькентского университета (Анкара) 2013 года, факультета международных отношений со специализацией – постсоветское пространство и мусульманские меньшинства в России. Владеет английским и русским языками. Интересно, что такой мозговой центр, как SETAV, опубликовал исследование столь молодого автора, имеющего лишь степень бакалавра. Возможно, объяснение этому возникнет по мере рассмотрения документа. При этом в очередной раз подчеркнем, что все исследования Фонда целиком и полностью соответствуют линии правящей в Турции Партии справедливости и развития.

В «Резюме» документа автор говорит о том очевидном обстоятельстве, что динамика российско-турецких отношений, если можно так выразиться, разнонаправленная. То есть, во многих стратегических сферах продолжается геополитическое соперничество и, в то же самое время, есть целый ряд областей сотрудничества, появившихся после распада Советского Союза. Турция и Россия, после завершения Холодной войны, получили возможность развивать целый ряд сфер совместной работы, которые были попросту невозможными между Советским Союзом и Турецкой Республикой. В противоположность этому, в результате «динамики», сохранившейся от эпохи Холодной войны, и естественных геополитических выгод, подходы двух стран, как в региональном (Южный Кавказ – Средняя Азия), так и в глобальном масштабе, отличаются друг от друга. При этом с изменением условий, по инициативе сторон, нарастало сотрудничество в целом ряде областей, включая энергетику, торговлю, туризм и т.д., способствуя стратегическому и экономическому укреплению обеих стран. С другой стороны, как показал «самолётный кризис» 2015 года, сферы сотрудничества оказались под угрозой геополитического соперничества и продолжат там оставаться. Как отмечает автор, с тем, чтобы и Турция и Россия смогли использовать эти сферы, требуется управление «процессами» геополитического соперничества и возможностями сотрудничества.

Раздел «Введение» автор начинает указывая, что Российская Федерация  и Турция являются влиятельными региональными игроками на Кавказе, Ближнем Востоке и в Черноморском бассейне. Две страны во всех упомянутых регионах находятся в положении геополитического соперничества. На протяжении столетий длившегося соперничества, сначала во времена Российской Империи, а потом Советского Союза, Турция пережила серьёзное ослабление. В период Советского Союза советско-турецкие отношения,  в рамках глобальной политической атмосферы, ни в какой области не продемонстрировали развития, сколь-нибудь заслуживающего внимания (на самом деле это, невзирая на всю неровность советско-турецких отношений, как минимум, не совсем соответствует действительности, особенно применительно к периодам очевидного потепления отношений между двумя странами, когда, в частности, закладывался фундамент для целых отраслей турецкой промышленности- В.К.).

После окончания Холодной войны, как указывает автор, особенно начиная с 2000-х годов в отношениях между странами — Россией, как правопреемницей Советского Союза и Турцией – началось заметное оживление. Москва и Анкара обнаружили серьёзный потенциал в сферах торговли, туризма и энергетики. Соответствующие механизмы пришли в движение и сформировались отношения, выгодные для обеих сторон. С другой стороны, хрупкой стороной отношений стало членство Турции в НАТО и столкновение интересов в Средней Азии, Черном море и Южном Кавказе. Эти тенденции пришли в движение с событиями в Сирии и на Украине, запустив период всесторонней переоценки отношений.

Россия и Турция, в период после окончания Холодной войны и вплоть до наших дней, доказали, что в случае формирования атмосферы доверия сферы сотрудничества могут сулить обеим сторонам очень серьёзную выгоду. В числе сфер сотрудничества автор, естественным образом, упоминает торговлю, туризм и энергетику. Так, взаимная торговля, в результате обоюдных усилий, начала показывать неуклонно растущую динамику. Посетители южного побережья Турции из России создали стране серьёзный источник доходов. В области энергетики стороны договорились о строительстве Россией первой турецкой атомной электростанции и подписали соглашение о строительстве газопровода, известного публике под названием «Турецкий поток». Отношения на уровне общественности и те усилия, которые предприняли и Турция и Россия для их развития, внесли вклад в формирование взаимного доверия. Рост, в последние годы, числа российско-турецких браков и побившая все рейтинги популярность в России турецкой сериальной продукции обеспечили положительное восприятие образа Турции в России.

С другой стороны, потенциал развивающихся отношений оказался ограниченным в результате столкновения интересов в региональной политике. В результате самолетного кризиса, в последующий за ним период Москва создала Анкаре целый ряд трудностей в доселе развивающихся сферах сотрудничества. Россия, сначала на Украине, а потом и в Сирии, своими военными действиями самым серьезным образом создала угрозу национальным интересам Турции в регионе (заметим как интересный факт, что автор распространяет сферу национальных интересов Турции на Украину, впрочем, не именуя Крым Крымом — В.К.), результатом чего стала реакция Анкары. В ноябре 2015 года российский самолет, проводивший в Сирии воздушную операцию, был сбит турецким F-16 после нарушения границы. Этот инцидент послужил причиной переоценки Россией всех сфер своего сотрудничества с Турцией и в результате принятых мер российско-турецким отношениям был нанесен трудновосполнимый ущерб (то есть, ущерб был нанесен не фактом уничтожения самолёта, а последующей за ним переоценкой Россией своих отношений с Турцией).

52.21MB | MySQL:103 | 0,517sec