Турецкая пресса об итогах официального визита президента Р.Т.Эрдогана в США. Часть 3

16 мая состоялся официальный визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в США и его первая встреча с президентом Д. Трампом. Имея в виду обрушившийся в Турции вал комментариев по итогам встречи (невзирая, кстати, на очевидную скудность исходного материала) продолжаем их обзор, в частности, тех слов, что прозвучали со стороны одной из самых проправительственных газет страны — издания Daily Sabah.

Отвлекаясь немного от политической повестки турецко-американских отношений на экономику, обратим внимание на редакционную статью в газете, озаглавленную «Президент Эрдоган встретился с 40 ведущими инвесторами в Вашингтоне». Заметим, что этот традиционный, в общем-то, для официальных визитов любых лидеров, пункт программы в турецком случае мог бы стать единственным утешительным призом в отсутствие сколь-нибудь заметных прорывов в политической сфере.

Так, издание отмечает, что в ходе своего двухдневного визита президент Р.Т.Эрдоган встретился с 40 потенциальными инвесторами, которых он пригласил вкладывать средства в Турцию. Турецкий лидер обрисовал потенциальные возможности, которые имеются через Агентство по поддержке и продвижению инвестиций при Администрации премьер-министра (в английской аббревиатуре – ISPAT). Согласно пресс-релизу, выпущенному со стороны ISPAT, встречи у президента Р.Т.Эрдогана прошли с представителями самых разных отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс, авиацию, химическую промышленность, здравоохранение, информационные технологии и производство (здесь без уточнения индустрии — В.К.).

Упомянуто присутствие на встрече руководства следующих корпораций: Abraaj Group, Cargill, CDPQ, Coca Cola, Dow Chemical, European Bank of Reconstruction and Development (EBRD), International Finance Cooperation (IFC), GE Aviation, Glaxo Smith Kline, Lockheed Martin, PepsiCo, Raytheon International, Uber. Кроме того, на встрече были официальные лица ряда «важных институтов», включая Американо-турецкий деловой совет, Ассоциацию частного капитала развивающихся рынков (EMPEA), а также Торговую палату США. Как указывает издание, фокус на встрече был сделан на инвестиционном климате и возможностях работы в Турции. Как указал в своём пресс-релизе ISPAT, Р.Т.Эрдоган пригласил представителей различных «мега-корпораций» и убеждал их увеличивать свои инвестиции в Турцию. Также он поделился с американским бизнесом своим видением касательно экономической повестки дня в стране.

Как заявил президент ISPAT  Арда Эрмут, встреча имела большое значение с точки зрения объяснения бизнесу эффективной и решительной политики руководства Турции: «В результате этой встречи, которая собрала вместе нашего президента с президентами, СЕО лидирующих американских компаний и топ-менеджерами международных фондовых фирм, мы продемонстрировали поддержку Турцией иностранных инвесторов на самом высоком уровне. Мы наблюдали глубокий интерес к нашей стране и господину президенту в этом смысле». А.Эрмут подчеркнул, что непосредственная поддержка президента и его личность  играют большую роль.

Он заявил, что президент Р.Т.Эрдоган заверил инвесторов в том, что он лично обеспечит поддержку, через соответствующие министерства и правительственные учреждения по вопросам, где у ISPAT будут возникать затруднения. Более того, президент проинструктировал Агентство информировать о сложностях его лично.

Подобные встречи в формате президент Турции – американский бизнес, впрочем, носят регулярный характер – предыдущие состоялись в марте и в сентябре прошлого года. Руководитель ISPAT также подчеркнул, что инвесторами был благожелательно встречены результаты референдума в стране с точки зрения инвестиционного климата, политической стабильности и будущих перспектив.

При этом важно понимать, что целый ряд компаний ведет свою региональную и даже континентальную деятельность через свои штаб-квартиры в Турции. Следующие компании: Coca-Cola, GE Healthcare, Microsoft, Intel, Unilever, VeriFone, Schneider, Ericcson, Cargill, Pfizer, Volvo, BASF, PepsiCo., P&G, LG и Adobe manage через турецкие офисы управляют своей деятельностью в 94, 80, 80, 67, 36, 36, 27, 22, 20, 20, 20, 18, 14, 11 и 9 странах соответственно.

Ранее ISPAT подготовил дорожную карту для американского бизнеса с учётом следующих конкурентных преимуществ Турции: человеческий потенциал (т.е. квалифицированная рабочая сила), глобальная производственная площадка (для стран региона, как минимум), потенциал рынка (как собственного, так и близлежащих стран), помноженный на сильный банковский сектор, политическая воля, направленная на реформы в стране (в частности, как можно заключить, речь шла о различных схемах государственно-частного партнёрства для реализации мега-проектов).

Как пишут авторы статьи, США является вторым крупнейшим инвестором в экономику Турции с суммарным объемом накопленных инвестиций в 17,5 млрд долл. (по данным на конец 2016 года). По данным посольства США в Анкаре, около 60 американских компаний ведут из Турции свою региональную деятельность и более 1400 компаний ежегодно платят в Турции налогов на сумму около 1,97 млрд долл. С другой стороны, согласно данным Стамбульской промышленной палаты, американские компании значатся в списке пятисот крупнейших промышленных корпораций Турции.

Завершая обзор имиджевой части визита турецкого президента, нельзя не вспомнить про инцидент с массовой дракой между охраной Р.Т.Эрдогана и митингующими сторонниками Рабочей партии Курдистана (РПК), который произошёл прямо на лужайке перед турецким посольством в Вашингтоне. На самом деле, зарубежные «гастроли» охраны турецкого президента давно стали притчей во языцех. Но одно дело подобные инциденты происходят в странах третьего мира (что, впрочем, тоже не комильфо), а в другой стороны в «мировой столице» демократии и свободы слова, нанося имиджу Турции немалый урон в глазах местного общественного мнения, включая тех же самых инвесторов, которых настойчиво приглашают поверить в «демократическую Турцию».

52.29MB | MySQL:106 | 0,972sec