О развитии некоторых систем вооружения ВС ИРИ

Как сообщают СМИ КНР, 7 мая 2017 г. ВМС ИРИ провели успешные испытания скоростной подводной ракеты (СПР) НООТ (арабск. «Кит») — копии советской СПР ВА-111 «Шквал». По данным китайских источников, основную часть технологической документации российская сторона передала официальному Тегерану еще в 2004 г., однако технологии высокоточной механической обработки предоставили китайские специалисты, которые также получили из РФ образцы этих скоростных торпед.

Первые образцы данной СПР были представлены вниманию широкой общественности Ирана еще в 7 октября 2015 г., однако первые испытания на открытой воде были проведены два года спустя. Всего иранским оружейникам потребовалось 11 лет для создания данного образца вооружения. Благодаря фотоматериалам известно, что испытания СПР проводились с надводной платформы.

Известно, что при максимальной скорости 200 узлов данная торпеда имеет максимальную дальность эффективного пуска всего 13 км. При таких характеристиках для успешного применения данной СПР торпедным катерам ВМС ИРИ даже в самой узкой судоходной части Ормузского пролива (38,9 км) придется выполнять следующие условия:

– выход на малую или даже сверхмалую дистанцию пуска по цели, что подвергает опасности экипаж катера;

– последовательный пуск нескольких СПР с интервалом несколько секунд из расчета совершения надводной целью маневра уклонения.

Конечно, при калибре 533 мм. СПР НООТ можно применять и с подводных лодок проекта «877 ЭКМ» (по классификации НАТО «Кило»), которых у официального Тегерана всего три единицы.  Как отмечают китайские специалисты, возможностей ВМС ИРИ может быть не вполне достаточно в случае морской операции против ВМС США в Ормузском проливе и по этой причине иранским специалистам необходимо развивать другие направления в морском вооружении.

Следует отметить, что в сфере создания противокорабельного оружия и средств его доставки официальный Тегеран также сотрудничал с Пхеньяном. Так, в начале 2000-х гг. северокорейская сторона поставила для ВМС ИРИ два полупогружных торпедных катера «Тэдонган-В» и три «Тэдонган-С», после анализа конструкции которых иранские кораблестроители собственными силами построили опытный образец торпедного катера «Зульфикар», который при длине 17 м и ширине 3,3 м имеет водоизмещение 22 тонны и скорость 38 узлов. Катер типа «Зульфикар» способен обеспечить пуск двух легких торпед калибра 324 мм.

Очевидно, что небольшое количество торпедных катеров ВМС ИРИ и подразделения КСИР могут компенсировать скоростными патрульными катерами, которые будут использованы в режиме «камикадзе» для борьбы с надводными кораблями противника. В качестве второго средства борьбы могут быть использованы многочисленные минные постановки, однако в арсеналах ВМС ИРИ находится всего 2000 мин, которые можно применить в ходе подготовки к вооруженному конфликту.

Одновременно с развитием вооружения и техники для ВМС иранские оружейники работают над созданием «персидского пояса» – эшелонированной системы противовоздушной обороны, состоящей из зенитных ракетных систем (ЗРС) малой, средней и большой дальности; зенитных пушечных систем и переносных зенитных ракетных комплексов национального производства.

Примером одной из таких систем является мобильная ЗРС «Раяд 2», которая состоит из радиолокационной станции (РЛС) Х-диапазона освещения воздушной обстановки и управления огнем, пункта управления и четырех пусковых установок по 12 ракет на каждой. Как отмечают китайские специалисты, для перевозки пункта управления и РЛС используются шасси Zor Jonah с колесной формулой 10х10, тогда как пусковая установка ракет создана на шасси с колесной формулой 8х8. Военнослужащие одной роты данной ЗРС должны уметь переводить все элементы системы из походного положения в боевое менее чем за пять минут.

В отношении РЛС Х-диапазона иранской разработки известно, что она позволяет одновременно обстреливать 6 воздушных целей по принципу 2 ракеты на 1 цель. Интервал между пусками ракет составляет от 3 до 5 секунд. По данным китайских специалистов, радиолокационная станция ЗРС «Сайед 2» способна принимать цели на автоматическое сопровождение на дистанции 100 км, тогда как максимальная дальность пуска основной зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Бавар-373» составляет от 40 до 60 км (по другим данным до 90 км).

Известно, что упомянутая ЗУР имеет длину около 7 м, диаметр корпуса 0,5 м, оснащена двухступенчатым твердотопливным двигателем, полуактивной радиолокационной головной частью наведения и осколочной боевой частью весом 120 кг. Основная задача «Сайед 2» – перехват низковысотных беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет противника в ходе обороны заданного района. По данным китайских источников, подразделения ПВО КСИР также приняли на вооружение данную ЗРС, однако в ее составе использованы отдельные  модернизированные РЛС слежения за воздушной обстановкой, РЛС с АФАР и РЛС управления огнем.

Как сообщают китайские военные специалисты, иранские конструкторы работают над созданием ЗРС большой дальности под обозначением «Сайед 3», модернизированные ЗУР которой позволят перехватывать воздушные цели, летящие со скоростью 3 МАХа. Максимальная дальность пуска перспективных ЗУР иранской разработки должна составить 140 км, а новая головная часть активного радиолокационного наведения позволит бороться с воздушными целями вероятного противника в сложной электромагнитной обстановке. Кроме того, иранские специалисты ведут разработку ЗРС «Сайед 4», которая также будет мобильной и обеспечит поражение воздушных целей на сверхбольшой дальности – более 300 км.

Кроме ЗРС на вооружение ПВО ИРИ стоят зенитные орудия «Саер» калибра 100 мм. Скорострельность данных орудий составляет 15 выстрелов в минуту, а максимальная высота полета зенитного снаряда составляет 15000 м. Вес одного орудия достигает 11 тонн и для его обслуживания необходим расчет из 12 военнослужащих. По мнению некоторых иранских военных, подобные орудия могут быть очень эффективны в борьбе с низколетящими и низкоскоростными целями типа «вертолет».

Следует отметить, что военно-политическое руководство Ирана всеми силами способствует деятельности предприятий национального ОПК, выполняющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по современным ЗРС. Официальный Тегеран осознает, что с принятием на вооружение достаточного количества малозаметных истребителей пятого поколения F-35I Adir ВВС Израиля смогут в любой момент нанести удары по любым стратегическим объектам на территории  Ирана. Современные РЛС иранского производства практически не способны обнаруживать данные самолеты на большом расстоянии с тем, чтобы позволить подразделениям перейти в боевое положение.

Как указывают китайские специалисты в области тактики ПВО, иранские военные могут успешно действовать только из засады. Подобный прием подразумевает размещение одной станции дальнего воздушного обнаружения в одном месте, а на определенном удалении (в районах со сложным рельефом и подготовленными бункерами) размещать батареи/дивизионы ЗУР, которые будут перехватывать истребители вероятного противника на минимальной дистанции. Подобное размещение также характерно и для подразделений баллистических и оперативно-тактических ракет ВС ИРИ, которым необходимо убежище на случай ответного удара.

Подводя итог, представляется возможным согласиться с подозрениями китайских специалистов о реальных возможностях иранских систем ПВО, а также мнении о необходимости принятия на вооружения ВС ИРИ мобильных РЛС разведки, которые позволят обнаруживать современные малозаметные истребители ВВС Израиля и США уже на подлете к границам Ирана.  Подобные станции разработаны специалистами ОПК КНР и уже сейчас позволяют наблюдать за истребителями F-22, выполняющих полеты над акваторией Желтого моря.

52.19MB | MySQL:103 | 0,499sec