К 25-летию турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA) и африканском векторе его деятельности

В этом году турецкое агентство мягкой силы, именованное Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (в турецкой аббревиатуре: TIKA) отмечает четверть века своего существования. Создано оно было под распад Советского Союза с учётом новой складывающейся геополитической реальности – в частности, образования целого ряда независимых государств, которые Турецкая Республика восприняла и продолжает воспринимать в качестве родственных для себя (по широкому набору признаков: культурно-историческому, этническому, религиозному). За «отчётный период» Агентство достигло немалых успехов. В качестве примера можно заметить, что лишь в прошлом году им было реализовано 196 проектов, связанных со здравоохранением, в 50-ти странах мира.

Буквально в эти дни материал о деятельности TIKA опубликовала проправительственная газета Daily Sabah. А, кроме того, в анкарском Университете Гази (Центр исследований средиземноморского бассейна и африканских цивилизаций – GAKAF) состоялась торжественное мероприятие, посвященное международному Дню Африки (ежегодно отмечается 25 мая). В нем принял личное участие президент Р.Т.Эрдоган. TIKA удостоилась награды «Организация года» (вообще говоря, сложно придумать не только более достойного, но даже и второго адресата в Турции для вручения подобной «ведомственной» награды).

Оставим за скобками торжественные речи турецкого президента и его супруги на африканском мероприятии в столичном университете, ибо сказанное там вполне традиционно и полностью вписывается в турецкий внешнеполитический курс, одним из важных векторов движения которого является африканский. Вместо этого обратимся к публикации Daily Sabah, который озаглавлен «TIKA: Турция закладывает фундамент для самоопределения Африки».

Материал начинается с сообщения о том, что турецкое агентство мягкой силы разработало, ни много ни мало, новую модель развития для африканских стран, которая состоит из широкого спектра программ поддержки: от восстановления до образования, от сельского хозяйства до ирригации, общей целью которых является способствование самодостаточности континента. Как заявил президент Агентства Сердар Чам, термин «темный континент» является иллюзией, проистекающей из «бедности и нищеты», которые, в свою очередь, вызваны столетиями эксплуатации.

«Под личиной нынешних программ помощи, бедные люди этого богатого континента продолжают эксплуатироваться мировыми державами. После потери наших связей столетие назад, мы разработали модель, известную как «Турецкий тип программ развития» для африканских людей. Эти демографические группы не нуждаются в гуманитарной помощи. То, что им нужно, — способность к самоопределению и самостоятельному использованию собственных ресурсов», — заявил Сердар Чам.

Также С.Чам заявил, что Турция не только помогает Африке, но также и поддерживает африканские страны, обеспечивая строительство госпиталей, дорог, школ, ирригационных систем по всему континенту. Как заявил он, Турция стала страной №1 с гуманитарной помощью объемом в 1,6 млрд долл., выделяемой в пользу малоразвитых стран континента. Разумеется, действия TIKA являются частью бОльшего плана по «открытию африканского континента» для Турции, направленного на возобновление долгое время игнорировавшихся связей с африканскими странами.

Далее газета перечисляет целый ряд проектов, которые были реализованы Турецкой Республикой через Агентство по сотрудничеству и координации. В частности, речь идет о проектах в Сомали (с которым у Турции особые отношения, увенчавшиеся договоренностями по строительству одной из двух, первых надо сказать, зарубежных военных баз страны), в Южном Судане,  в Ливии и т.д. Заметим очевидный фокус в деятельности Агентства на сфере здравоохранения, как с точки зрения строительства инфраструктуры, так и отправки на континент турецких врачей. Тема, безусловно, для Африки – первоочередная, а посему для Турции абсолютно беспроигрышная.

До тех пор пока детали новой «турецкой модели для Африки» не стали достоянием общественности, сразу отметим несколько узких мест с которыми неизбежно столкнётся подобное начинание.

Во-первых, хорошо известна деятельность турецкого Агентства в балканских странах в плане развития с ними гуманитарных связей. Она лет 10 назад даже изрядно перепугала излишне нервозных европейцев очередным приходом (новых) османов к «стенам Вены». Но истина заключается в том, что до «бесконечности» вкладываться в гуманитарные программы без экономической отдачи «здесь и сейчас» могут лишь очень богатые страны (кстати, именно поэтому они богатые, что подобными вещами не занимаются).

Во-вторых, продолжая свою мысль, заметим, что турецкий «кошелёк» не так, чтобы очень тугой, чтобы играть в настолько длинные игры в Африке. Да, таким образом, можно создавать загрузку для простаивающих турецких экспортёров и строителей, однако, в итоге неизбежно встанет вопрос, кто в конечном счете оплатит мероприятие.

В-третьих, единственная модель для Африки, с учётом особенностей развития континента, является китайская, предполагающая а) наличие огромных средств, б) скупку земли со всем, что на ней находится, в) госкапитализм, который позволяет это всё увязывать в рамках целостного мегапроекта. Можно называть это «новым колониализмом», но, повторимся, пока ничего лучшего из того, что действительно работает, не придумано. Турция, разумеется, повторить это не может.

А посему, единственное что ей остается – действовать рачительно, адресно и эффективно (все три компонента присущи турецкому чиновничеству и бизнесу). Зримых экономических выгод это в ближайшей и среднесрочной перспективе не принесет. Однако, Турция, очевидно, укрепит свое политическое влияние в ряде африканских стран, прежде всего, с доминирующим исламским населением. Кроме того, можно ожидать продолжения создания новых военных баз на африканском континенте. Опять же в рамках текущих возможностей страны, приходящих в зримое глазу противоречие с её сильно возросшими амбициями.

52.22MB | MySQL:103 | 0,483sec