Визит президента Франции Э.Макрона в Мали на фоне обострения ситуации в зоне Сахеля

19 мая с.г. новый президент Франции Э.Макрон прилетел в столицу Мали Бамако, где встретился с президентом И.Кейтой. В стране до сих пор расквартировано более 3 тыс. французских военных. Операция «Серваль», целью которой была защита Мали от фактической фрагментации под угрозой наступления с севера страны исламистски ориентированных групп туарегов и исламистов, длится уже четыре года и становится для Франции все более и более бюджетно-затратной историей без ясных перспектив на какой-то позитивный исход. Накануне и сразу же после окончания визита французского президента туареги, в общем-то, довольно четко продемонстрировали Парижу свой реальный боевой потенциал, атаковав французских военных и ооновских миротворцев практически во всех ключевых точках неспокойного севера Мали. Это была, безусловно, демонстрация силы с целью показать Э.Макрону тщетность попыток завершить миссию «Серваль» успешно и чисто военным путем. Каков итог этой операции на сегодня? По неофициальным оценкам командования Вооруженных сил Франции из четырех основных задач, которые стояли перед ними перед ее началом: помощь национальной армии и странам-союзникам Нигеру и Буркина-Фасо остановить наступление исламистски ориентированных групп с севера Мали; сохранение единства Мали, ликвидация очагов исламистской фронды в Сахеле; создание условий для разворачивания в стране миссии ООН MINUSMA с передачей ей всей ответственности за сохранение стабильности в регионе и European Union Training mission (EUTM) с целью поднятия боеготовности национальных вооруженных сил стран Сахеля удалось выполнить лишь две первые. И то, по определению французских военных в случае вывода французского контингента столица Мали падет примерно через месяц. Миссия ООН заработала, но никакого реального воздействия на ситуацию она не оказывает, и без французской поддержки ни на что повлиять не сможет. Кстати, последние по времени атаки именно на миротворцев заставили контингент ООН направить на север и в центр Мали дополнительные силы быстрого реагирования, которые положительной динамики при этом не добились. Кроме того, в ооновских документах нет ни одного упоминания о количестве этих сил, что выглядит довольно странно и заставляет задуматься о том, что в данном случае под эгидой ооновской миссии выступают сами французы. Естественно, неофициально. Отметим, что атаки на миротворцев и их похищения в канун визита Э.Макрона надо расценивать, как сигнал последнему о том, что все планы о передаче всей полноты ответственности в Мали миссии ООН ( это предполагалось сделать еще в 2014 году) лишены каких-либо оснований. Общие оценки французских военных о ситуации в регионе таковы.

  1. Высокий боевой потенциал исламистских групп туарегов, а также подразделений «Аль-Каиды Исламского Магриба» (АКАП), в том числе и группировки «Мурабитун», которая совершила несколько резонансных нападений на т.н. «мягкие цели» в Мали, Буркина-Фасо и Кот-дˊИвуаре в прошлом году.
  2. Слабость национальных институтов и силовых структур стран региона, что делает невозможным проведение ими самостоятельных наступательных операций и сохранение стабильности в регионе. Особенно это касается Мали и Нигера.
  3. Плохие ландшафтные и климатические условия зоны Сахеля, что затрудняют проведение десантных операций. Более того, практически весь вертолетный парк французов вышел из строя в течение первого года и сейчас периодически пребывает в ремонте из-за пыльных бурь и неприспособленности аппаратуры к местным климатическим условиям.
  4. Чадский контингент, который играл основную роль в боевых операциях на севере Мали выведен сейчас на родину. В основе непонимания Нджамены и Парижа лежит финансовый аспект обеспечения операции или, грубо говоря, оплата услуг чадских военных.
  5. США ответили отказом направлять свои войска в зону Сахеля. При этом президент Д.Трамп обещал сохранить на прежнем уровне обмен разведданными и использование французами систем связи Пентагона и беспилотной разведки. Если перевести на более простой язык, то три американских дрона, которые взяли французы взаймы у американских партнеров, останутся в Мали, но без всякой надежды на увеличение парка. То есть система беспилотного мониторинга огромного региона остается на прежнем уровне, что по оценке французских аналитиков, далеко недостаточно для уверенной пеленгации перемещений исламистов.

Вообще, вся операция «Серваль» начинает очень серьезным бременем давить на государственный бюджет, и приезд Э.Макрона в Мали, конечно, обусловлен именно этим соображением в первую очередь. Новый президент Франции стоит перед дилеммой. Он является убежденным сторонником идеи Н.Саркози о снижении уровня военного присутствия французских военных в зонах франкофонной Африки с одновременным усилением в ней французской экономической экспансии. В этой связи он обсуждал в Бамако именно этот вариант сокращения сил французских военных с оставлением необходимого минимума для защиты столицы и основных центров в лице Сил специального назначения с пересмотром экономической стратегии по созданию оптимальных условий для ликвидации глубинных причин нестабильности и миграции в ЕС. То есть предлагает тратить деньги с отдачей вместо того, чтобы тратить их просто так на нужды военных. Идея благая, но неосуществимая. Стратегия Ф.Олланда была как раз иной: усиление военного давления совместно с другими странами с целью полного нивелирования исламистского сегмента в Сахеле. Обе эти стратегии французов неосуществимы по определению. В данном случае Э.Макрон пожинает плоды деятельности своего предшественника в лице Н.Саркози, который решил в рамках своей экономической экспансии сместить с подачи Катара ливийского лидера М.Каддафи и тем самым полностью подорвал систему сдержек и противовесов в регионе. В этой ситуации никакая экономическая экспансия невозможна в принципе, поскольку инвесторы в зону Сахеля не пойдут. Второй вопрос, что под этим предлогом Э.Макрон, похоже, хочет серьезно сократить французский контингент до необходимого минимума с активизацией усилий по передаче полномочий по наведению порядка ООН. И в данном случае здесь возникнут определенные проблемы, поскольку руководство ООН не желает участвовать в миссии с труднопредсказуемым концом. Особенно с учетом участившихся нападений на миротворцев. Единственным выходом из этой ситуации является выход на широкомасштабные переговоры с основными группировками туарегов о предоставлении им широкой автономии на севере Мали, что они, собственно, и предлагали сделать с самого начала конфликта. В данном случае Парижу рано или поздно придется выбирать между недовольством президентов в странах зоны ЭКОВАС, которые выступают против любых уступок подобного рода туарегам, и стабильностью (а значит — инвестициями) и профицитом своего оборонного бюджета.

52.22MB | MySQL:103 | 0,558sec