Турция: из посредника – в нуждающуюся в посредниках

Еще в 2000-х годах Турция играла большую роль в регионе и в мире в качестве посредника. Турция в основном имела хорошие отношения с соседними странами, и в этом большую роль играла политика «ноль проблем с соседями». Напомним, что в 1990-х годах Турция имела плохие отношения с соседями, и чуть ли не воевала с Грецией и с Сирией. Все это отражено в статье экс-посла Турции в США Шюкрю Элекдага «Стратегия 2.5 войны». Ш.Элекдаг предполагал, что Турция в 1990-х годах должна была быть готовой, чтобы одновременно вести 2.5 войны. Он имел ввиду то, что Турция должна быть в состоянии одновременно воевать с Грецией на северо-западе – в Фракии и в Эгейском море, и воевать с Сирией на юго-востоке. Вместе с этим Турция должна бороться с Рабочей партией Курдистана (РПК) внутри страны.

Однако в 2000-х годах ситуация коренным образом изменилась. В 2002 г. в Турции к власти пришла Партия справедливости и развития (ПСР) возглавляемая Р.Т.Эрдоганом, которая постепенно улучшила отношения с соседними странами и странами региона вообще. Этому способствовала политика «ноль проблем с соседями», архитектором которой является бывший (2009-2014) глава МИД Турции Ахмет Давутоглу. Благодаря усилиям А.Давутоглу Анкара нормализовала отношения с соседями, даже в отношениях с Арменией были предприняты определенные шаги, и неслучайно, что в 2010 г. американский авторитетный журнал Foreign Policy признал его одним из лучших дипломатов, написав, что А.Давутоглу стал «новым Киссинджером»[i].

В это время Турция посредничала между множеством стран и сил. Анкара или сама предлагала свое посредничество этим странам и силам, или они сами обращались к Турции за тем, чтобы она осуществляла посредничество. Посреднические услуги Турции касались Израиля и Сирии, Палестины и Израиля, Сирии и Ирака, Ирана и Запада (ядерная программа), Ирана и Пакистана, Пакистана и Афганистана, палестинских организаций ФАТХ и ХАМАС.

Во время «арабской весны» Турция активизировала свои усилия в ближневосточном регионе. И неслучайно, что в январе 2011 г. эксперт Центра ближневосточных политических исследований Кроуна и немецкого фонда Маршалла, Джошуа Уолкер в журнале Foreign Policy писал: «Турция постепенно превращается в ключевого игрока на Ближнем Востоке и на международной арене. В Турции самая большая и быстро развивающаяся экономика в регионе. Начиная со времен Османской империи, Турция никогда не проявляла такой активности в дипломатическом, политическом и экономическом плане в арабских странах и не имела такого влияния на них»[ii].

В 2011 г. американская газета The New York Times писала, что в ближневосточном регионе увеличивается посредническая роль Анкары. «В то время как США безнадежные следит за развитиями на Ближнем Востоке, Турция решает вопросы. Турция превращалась самой динамичной страны в переговорном процессе. Турция продолжит бить незаменимой страной для наведения порядка в регионе»[iii].

Кроме того, Турция как успешное сочетание ислама и демократии со стороны Запада считалась страной-моделью для мусульманских стран. Эксперт Центра стратегических исследований Turksam Сердар Эрдурмаз считает, что «в Турции царит светский и демократический режим, который имеет тесные связи со странами Ближнего Востока, что увеличивает ее роль в глазах США и стран ЕС, – это значит, что для Запада Турция имеет более важное значение, чем во времена «холодной войны», то есть – чем когда либо»[iv]. А глава Turksam Синан Оган полагал, что Турция единственная страна, которая сможет претендовать на роль проводника модернизации Ближнего Востока и способна этот регион «примирить» с Западом. Более того, Турция также себя предлагала как «посредника» (а также энергетический мост) двух цивилизаций – между Западом и Востоком. Но за последние годы Турция утратила эту роль, поскольку в стране грубо нарушаются права человека (Турция стала страной, где самое большое число арестованных либо помещённых в тюрьму журналистов без какого-либо судебного разбирательства). Это уменьшает потребность в Турции для Запада.

Кроме того, Турция активно участвовала в посреднических усилиях на Балканах и на постсоветском пространстве. В частности, в 2011 г. The New York Times писала, что осени 2009 г. А.Давутоглу инициировал посредничество между Боснией и Сербией. Тогда он в Сараево встретился с лидером Боснии Харисом Силаджичем, который много курил. В то время сам А.Давутоглу как благочестивый мусульманин совсем не курил. Несмотря на это, он на этот раз сделал исключение и закурил вместе с Х.Силаджичем. Переговоры прошли успешно, и Х.Силаджич решил принять извинения сербов, и кризис, таким образом, был решен. После этого дипломатия А.Давутоглу в Западе стала известна под названием «Курить, как турок»[v].

В сентябре 2014 г. Молдавия предложила Турции роль посредника в переговорах с Гагаузией. Эта тема обсуждалась на состоявшейся в Осло встрече председателя молдавского законодательного органа Игоря Кормана с турецким коллегой Джемилем Чичеком[vi]. Все это показывает два примечательных факта.

  1. В 2000-х годах и в начале этого десятилетия Турция имела хорошие отношения с соседними странами, со странами региона, что делало возможным, чтобы Анкара осуществляла посредничество между этими странами.

2.Турция играла большую роль для стран региона, для США и ЕС, и это увеличило ее значение в мире.

Однако после успешного завершения политики «ноль проблем с соседями» Турция начала осуществлять неоосманскую политику, которая прежде всего подразумевает усиление воздействия Турции в тех странах, которые ранее входили в состав Османской империи. В армянских политических кругах бытует мнение, что политика «ноль проблем с соседями» провалилась, однако мы не разделяем его. Почему? Потому что эта политика должна была прослужить и все еще прослужит как промежуточный этап, предшествующий неоосманской политике. Политика «ноль проблем с соседями» сделала возможной неоосманскую политику. Как уже было сказано, благодаря усилиям А.Давутоглу Анкара существенно нормализовала отношения с соседями, и неслучайно, что в 2010 г. Foreign Policy признал его одним из лучших дипломатов.

Для того, чтобы данная точка зрения стала более понятной, цитируем следующие слова А.Давутоглу: «Когда мы в отношениях с соседями достигнем уровня «ноль проблем», тогда в плане ведения внешней политики мы получим чрезвычайно широкое поле для маневров». И это стало реальностью: Турция, благодаря усилиям А.Давутоглу, получила широкое поле для маневров, затем – в текущем десятилетии резко активизировала свою внешнюю политику, начала осуществить неоосманскую политику, тем самым увеличив число стран, недружественных по отношению к ней (соседние с Турцией страны стали все больше обвинять ее во вмешательстве в их внутренние дела).

Турция из-за агрессивной, неоосманской политики испортила свои отношения с многим странами. Здесь свою роль сыграли не только региональные амбиции Анкары, но и массовые нарушения прав человека в самой  Турции и негативная реакция на них в США и ЕС, военные действия против турецких курдов, внутриполитические события в Турции (попытка военного переворота и вопрос экстрадиции из США исламского деятеля Фетхуллаха Гюлена). Отметим, что для Турции с амбициями региональной державы со временем стало труднее по разным региональным вопросам сохранять нейтралитет, она в каком-то смысле даже была вынуждена явно обозначать свою позицию по тому или иному поводу. Например, в случае с Египтом казалось, что Турция в свое время поступила правильно, осудив действия многолетнего правителя Хосни Мубарака по отношению к демонстрантам (Х.Мубарак, кстати, Турцию рассматривал как страну-конкурента в регионе), и когда в Египте к власти пришел исламист Мухаммед Мурси, то отношения Турции и Египта существенно улучшились. Казалось, что Анкара выиграла в данном случае, но из-за ошибок (резкой исламизации страны) М.Мурси военные свергли его, а организатор военного переворота Абдель Фаттах ас-Сиси стал президентом страны, Турция резко осудила насильственную смену власти, и сейчас она, в лице Египта имеет недружелюбно настроенную к себе страну. Это означает, что есть случаи, когда в провале Турция, скажем так, не очень виновата: просто геополитические события очень быстро сменяют друг друга.

Итак, Турция из посредника превратилась в нуждающуюся в посредниках. Из-за ухудшения отношений с Израилем, Сирией, Ираком, Египтом Турция лишилась возможности осуществлять посредничество на Ближнем Востоке. Например, в конце ноября 2012 г. The New York Times писала, что Турция осталась в тени Египта, который (президент Мухаммед Мурси) осуществлял посредничество между Израилем и ХАМАСом (сектор Газа). А Турция не имела такую возможность[vii].

Более того, Турция не только лишилась возможности по многим вопросам осуществлять посредничество, но и сама начала нуждаться в посредниках для нормализации отношений с другими странами и силами. Например, известно, что посредничество между Турцией и Израилем осуществляли США (в 2013 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху позвонил премьеру Турции Эрдогану и извинился за инцидент «Мави Мармара»)[viii].

Турция нуждается в посредниках и для нормализации отношений с Египтом. И в роле посредника могут быть США, Саудовская Аравия и даже Кувейт. В мае 2017 г. арабская газета «Аль-Араби Аль-Джадид», издающаяся в Великобритании, сообщила, что Турция после Катара откроет военную базу и в Кувейте, и что Кувейт одновременно будет посредничать между Турцией и Египтом[ix].

В конце октября 2016 г. Иран предлагал Турции свои посреднические услуги для нормализации турецко-иракских отношений. Заместитель министра иностранных дел Ирана Эбрахим Раимпур в беседе с журналистами заявил, что Иран готов способствовать снижению напряженности между Ираком и Турцией, которое возникло после того, как Турция месяцами ранее ввела танковый батальон на территорию Ирака  — возле Мосула (в районе Башика)[x]. Даже региональное правительство Иракского Курдистана предлагало Анкаре посредничество для нормализации отношений с Багдадом[xi].

В роли посредника между Турцией и Сирией могут быть Россия или Иран. Кстати, после уничтожения российского военного самолета (24.11.2015 г.) Турция нуждалась в посреднике для нормализации отношений с Россией. И как много раз заявлял президент Турции Р.Т.Эрдоган (и не только он), наладить отношения России и Турции помогли президенты Казахстана и Азербайджана Нурсултан Назарбаев и Ильхам Алиев. Ранее в СМИ появилась информация о том, что посредником в восстановлении отношений стал и премьер Израиля Биньямин Нетаньяху[xii].

И хотя Турция в последнее время из посредника превратилась в нуждающегося в посредниках, она продолжает свои посреднические усилия. Однако эти усилия не приводят к успехам. Причина этого –предвзятая, а не нейтральная позиция Турции к конфликтующим сторонам. Приведем два свежих примера. В последнее время Турция стала вдруг вспоминать, что он является членом Минской группы ОБСЕ, и несмотря на это она бездействует, потому что решающую роль играют страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (США, Россия, Франция). И Турция тоже захотела или стать страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ, или добиться того, чтобы в Минской группе ОБСЕ отменили сопредседательство, и таким образом все члены этой группы получат равные права. Это открыло бы путь Турции для активного подключения к переговорному процессу по карабахскому конфликту. Однако, как заявил постпред РФ при организации Александр Лукашевич позиция Турции по Нагорному Карабаху односторонняя (Турция безусловно поддерживает Азербайджан) и такую позицию в ОБСЕ не поддерживают[xiii].          И наконец, последний пример относится к Индии. В начале мая 2017 г. Р.Т.Эрдоган посетил Индию, и предлагал посреднические услуги Турции для нормализации отношений между Индией и Пакистаном по вопросу Кашмира. По словам Эрдогана, Турция по вопросу Кашмира имеет хорошие отношения и с Индией, и с Пакистаном, отметив важность усиления диалога между этими странами для прекращения кровопролития. Однако индийская сторона отвергла турецкие предложения. Спикер МИД Индии Гопал Баглай заявил, что позиция Турции по Кашмиру не соответствует позиции Индии, и что индийская сторона об этом сообщила Р.Т.Эрдогану. «Мы произошедшие события в Кашмире называем террором и не нуждаемся ни в каких других основаниях»,- добавил он[xiv].

Напомним, что в преддверии своего визита в Индию Р.Т.Эрдоган дал интервью индийскому телеканалу WION и заявил, что вопросы курдов и Кашмира — это разные вопросы. «Говорят, что эти два вопроса похожи, однако это не так. Сегодня в Турции мы не имеем вопросов с нашими курдскими гражданами, это надо иметь ввиду и не путать с тем, что мы имеем проблему терроризма. То есть, в этом плане она не похожа вопросу Кашмира. Там (в Кашмире) территориальный вопрос и другие проблемы. РПК говорит, что действует от имени курдов, однако в случае Кашмира нет такого. В случае Кашмира есть государство Пакистан. Нужно различать все это»[xv].

Итак, в последнее время Турция:

  1. Потеряла свою посредническуювостребованность для других стран и сил.
  2. Из посредника превратилась в страну нуждающуся в посредниках.
  3.  Новые попытки Анкары осуществить посредничество не увенчаются успехом. Если Турция хочет быть востребованной в плане посредничества, она должна иметь нейтральную позицию по отношению к различным конфликтам и таким образом завоевать доверие их участников, как это было в 2000-х годах и в начале этого десятилетия.

[i] Davutoğlu ‘4 Kissinger’dan biri, T24, 10.03.2010

[ii] Joshua Walker, Return of the Turks as Middle East kingmaker, Foreign Policy, 03.02.2011

[iii] James Traub, Turkey’s Rules, The New York Times, 20.01.2011

[iv] Serdar Erdurmaz, Libya ve Kaddafi Sonrası Dönem, Asılİş Şimdi Başlıyor, Türksam, 23.11.2011

[v] Davutoğlu’nun bir ‘Bosnalı gibi sigara içtiği’ an, NTV, 21.01.2011

[vi] Молдавия предложила Турции роль посредника в переговорах с Гагаузией, Regnum, 12.09.2014

[vii] Türkiye Mısır’ın Arkasında Kaldı, Haberler.com, 21.11.2012

[viii] Netanyahu Erdoğan’dan nasıl özür diledi?, Cumhuriyet, 26.01.2015

[ix] Габриелян Айк, О турецко-кувейтских отношениях, Институт Ближнего Востока, 17.05.2017

[x] İran’dan Türkiye‘ye teklif: Arabulucu olabiliriz, Hürriyet, 31.10.2016

[xi] Erbil’den Ankara’ya Başika teklifiTürkiye ve Irak yönetimi arasında arabuluculuk yapabiliriz, T24, 09.10.2016

[xii] Наладить отношения России и Турции помогли Назарбаев и Алиев, DP.ru, 01.07.2016

[xiii]Россия обвинила Турцию в поддержке Азербайджана, Oxu.az, 14.12.2015

[xiv] Hindistan, Erdoğan’ın arabuluculuk önerisini reddetti, Hürriyet, 02.05.2017

[xv] Erdoğan: Keşmirile Kürd Meselesi birbirinden farklı, IMPNews, 29.04.2017

62.62MB | MySQL:102 | 0,452sec