Ирак: о финансовой и временной оценке восстановления территорий, освобожденных от «Исламского государства»

Еще не до конца завершены армейские и полицейские операции оперативного масштаба на территории провинции Найнава (Ниневия), где иракские силовики при поддержке сил международной коалиции и некотором участии курдских отрядов пешмерга (впрочем, с начала этого года, активность последних меркнет даже на фоне действий лояльных центральным властям, отдельных суннитских племенных отрядов и туркоманских ополченцев) пытаются завершить взятие старой части Мосула и зачистить от сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) северо-западные районы Ирака, прилегающие к иракско-сирийской границе, но, на днях,  впервые, на достаточно высоком уровне, официально, были названы суммы, в которые обойдется стране восстановление разрушенных сел и городов, ремонт инфраструктуры, а также сроки, которые потребуются на это.

Сальман аль-Джамили, министр планирования Ирака, в среду, 24 мая объявил на пресс-конференции для местных СМИ, что на восстановление «освобожденных территорий» потребуется до 100 миллиардов долларов США, а сам план действий по этому самому восстановлению займет 10 календарных лет. Пресс-конференция была организована иракским Министерством планирования по итогам встречи с ближневосточным региональным директором Всемирного банка, Сароджем Кумаром Джа (Saroj Kumar Jha), находившемся в Багдаде с рабочей поездкой.

По мнению министра планирования, восстановление будет разбито на два основных этапа: первый начнется в 2018 г. и займет четыре года, затем, с 2023 г. стартует второй этап, который должен быть в целом завершен к 2028 г.

С.аль-Джамили заявил журналистам: «По нашей оценке, требуемый объем финансирования составляет порядка ста миллиардов долларов США, и мы рассчитываем привлечь прежде всего средства международных организаций, Всемирного банка, с которыми ведутся консультации о порядке рассрочки платежей с учетом тех вкладов, которые поступают в их бюджет от стран-участниц. Тогда, станет понятно, на какой объем средств и в какие временные периоды мы можем рассчитывать».

Деньги, прежде всего, пойдут на «восстановление разрушенной инфраструктуры и на обеспечение возвращения населения, бежавшего от войны, назад, в свои районы проживания», — добавил чиновник.

Высокопоставленного международного финансиста приняли в иракской столице на самом высоком уровне: с ним встретились и премьер-министр Хайдер аль-Абади, и спикер парламента, Салим аль-Джибури.  Они в этот раз проявили, в общем-то, привычное единодушие, насчет перспектив и оценки предстоящей грандиозной работы по восстановлению северно-западных провинций страны. Две ветви власти в Ираке, одни из основных в стране, как правило, не спорят в вопросах отношений с ООН, МВФ, Всемирным банком, поскольку деньги, как известно, не любят излишнего шума.

Кроме того, оба политика могут записать себе очередные плюсы перед лицом своих оппонентов, так как, прямо или косвенно, именно с ними и велись переговоры, в результате которых, страна может получить новые и весьма солидные финансовые ресурсы. А был бы на их месте кто ни будь другой, еще неизвестно, чем бы все закончилось – вот, чем они будут парироваться нападки оппозиции. Хотя, справедливости ради, отметим, вся современная иракская политическая «кухня» периода парламентской республики сводится не к тому, на сколько договорились, а к тому, что «почему я не находился в позиции чтобы договаривались именно со мной». Вокруг этого и кипят в парламенте нешуточные баталии.

На фоне этих, безусловно, оптимистичных новостей и блестящих перспектив для жителей провинций Ниневия и Анбар, не особо афишируются те условия, на которых МВФ и Всемирный банк будут предоставлять средства на восстановление. Как известно, обе эти уважаемые организации не были замечены в благотворительности и обставляют свои займы достаточно жесткими условиями, речь применительно к таким суммам, может пойти о баснословных процентах и об очень далекой перспективе их погашения будущими поколениями жителей Ирака. Впрочем, их мнения на этот счет никто не спрашивает, а газетные передовицы гласящие о новых «миллиардах долларов, направляющихся в страну», положительно воспринимаются не вникающим в суть вопроса среднестатистическим иракским обывателем. У нас же на фоне этого возникает один вопрос: а может ли существовать некая связь, между такими казалось бы совершенно разными организациями как ИГ и Всемирный банк? Уж больно перспективным для одного оказываются результаты деятельности другого, хотя, нам могут возразить, что эти вещи следует рассматривать в рамках известной философской концепции о добре и зле. Возможно. В случае же с Ираком, где к концу мая состоялось сразу несколько профильных мероприятий: сначала, миссия Министерства торговли США провела семинар об основах торгового и таможенного законодательства, затем, миссия ООН в стране (UNAMI) устроила очередное совещание на тему восстановления районов, населенных преимущественно туркоманами, и, наконец, «вишенкой на торте», визитом в Багдад отметился Всемирный банк, можно констатировать: нефть и газ страны, ее основные ресурсы почти наверняка уже заложены в обеспечение разного рода кредитов и кредитных линий на многие годы вперед. А бизнес, построенный вокруг подрядов на восстановление северных территорий, поставок туда оборудования и материалов, возможно затмит по своей емкости и доходности такие сферы, как, например, торговлю оружием.

52.21MB | MySQL:103 | 0,414sec