Создание квалифицированных экономических зон между США, Израилем и Египтом

Инициатива создания КИЗ между США, Израилем и АРЕ была инициирована конгрессом США с целью поддержания ближневосточного мирного процесса. 14 декабря 2004 г. соглашение об учреждении КИЗ было подписано торговым представителем США Р. Зелликом, заместителем премьер-министра Израиля Э. Ольмертом и министром внешней торговли АРЕ Р.М. Рашидом. В соответствии с соглашением, статус КИЗ должны получить семь промышленных зон в районах Каира, Александрии и Суэцкого канала (включая промышленную зону Порт-Саида). Эти зоны были избраны исходя из процентного соотношения экспорта их промышленных предприятий в США. Важные центры текстильной промышленности АРЕ (Аль-Махаллийя и Исмаилийя) не были включены в разряд КИЗ, хотя количество КИЗ может быть увеличено через 12 месяцев после подписания соглашения. 6 лютого 2005 р. израильское правительство ратифицировало соглашение о КИЗ с АРЕ [1].

Соглашение обусловливает освобождение от таможенных пошлин продукции КИЗ, которая экспортируется в США, при условии, что 35% изделий будет произведено в ЗСТ США-Израиль, а доля израильских компонентов в выпускаемой продукции составит не менее 11,2%. Экспортируемые изделия могут содержать до 15% материалов США. Изделия должны импортироваться непосредственно из КИЗ, Израиля, с Западного берега р. Иордан или из сектора Газы (регион ЗСТ Израиль-США). Условия соглашения ограничены торговлей текстильным и одежным секторами, так как США отказались включать в список импорта из АРЕ мясо, домашнюю птицу и переработанные сельскохозяйственные продукты. Соглашение о КИЗ является бессрочным. Президент АРЕ оставляет за собой право видоизменять, приостанавливать или останавливать отдельные положения соглашения о КИЗ.

Eгипетское правительство дало согласие на заключение соглашения в первую очередь с целью предотвращения потери египетской текстильной и одежной промышленностью своей доли на рынке США (в настоящее время в США экспортируется 42% египетского текстиля и одежды). Так, к 1 января 2005 г. прекратился срок действия квотированной системы, которая оберегала египетских промышленников от восточноазиатских и китайских конкурентов на рынке США, и вступило в действие “Соглашение о текстиле и одежде” – часть “Генерального соглашения по тарифам и торговле” (ГАТТ), направленное на устранения протекционизма в текстильной промышленности. В случае отказа от подписания соглашения о КИЗ после 1 января 2005 г. Египет мог бы испытать жесткую конкуренцию со стороны производителей текстиля из Китая и Индии. Экспорт Египта мог снизиться с 550 до 250 млн долларов США.

Американское руководство использовало сложившуюся конъюнктуру для того, чтобы убедить Египет нормализовать экономические отношения с Израилем, несмотря на официальную египетскую позицию, которая предусматривала возможность нормализации экономических отношений с Израилем лишь в случае всеобъемлющего политического урегулирования ближневосточного конфликта. Ранее соглашение о КИЗ длительное время откладывалось египетской стороной из-за чувствительности АРЕ к блокированию мирного процесса в палестино-израильском урегулировании. Американская администрация со своей стороны также не форсировала вопрос об учреждении КИЗ с Египтом. Рассмотрение данной темы могло оказать негативное влияние на позицию республиканцев на выборах в США. Американское руководство опасалось, что создание КИЗ в Египте может нанести ущерб экономике США из-за возможных перспектив потери американцами рабочих мест Кроме того, на процесс подписания соглашения повлиял отказ египетского руководства поддержать США по вопросу экспорта генетически модифицированных пищевых продуктов [2]. Это стало причиной ослабления позиции США в ВТО (по сравнению с ЕС) и последующего отказа американской стороны от проведения с египетским руководством переговоров в отношении создания ЗСТ, хотя ранее Египет был первым в списке стран ближневосточного региона, претендующих на создание данной зоны с США.

Перевыборы Дж. Буша и смерть Я. Арафата также оказали влияние на пересмотр Египтом прежней позиции в отношении создания КИЗ. В настоящее время основным приоритетом АРЕ является взаимодействие с администрацией Дж. Буша с целью избежания возможной конфронтации с США в ближневосточном регионе. Кроме того, руководство Египта стремится сохранить свою роль посредника в процессе ближневосточного мирного урегулирования, так как новый глава ПНА М. Аббас ориентируется на прямые контакты с Израилем и США и не нуждается в прямом посредничестве Египта.

Израиль при заключении соглашения о КИЗ в основном преследовал социально-политические цели. Так, даже после заключения мирного соглашения в 1979 г. египетско-израильские отношения оставались напряженными. В настоящее время израильское руководство заинтересовано в посещении египтянами Израиля с целью поиска бизнес-партнеров, так как многие профессиональные союзы АРЕ исключают из своих рядов людей, которые ранее работали или взаимодействовали с израильтянами.

В Египте не существует единого мнения относительно целесообразности заключения соглашения о создании КИЗ с США и Израилем. В политическом плане данное соглашение рассматривается в качестве предлога для предоставления израильтянам рычагов политического и экономического влияния на весь ближневосточный регион. Так, заключение соглашение о КИЗ и тенденция в сторону нормализации отношений с Израилем были подвергнуты жесткой критике на конференции, организованной египетским комитетом по антинормализации отношений с Израилем. Вместе с тем в экономическом плане заключение соглашения в целом оценивается как прагматическое решение египетского правительства, которое принимает во внимание текущие экономические интересы Египта.

По словам представителя руководства египетской организации “Братья мусульмане” Э. Аль-Ариана, заключение соглашения в первую очередь будет служить интересам Израиля. Представитель египетской партии “Тагамму” Г. Абдель-Халек отметил, что текстильная промышленность Египта станет добычей израильтян, так как Израиль монополизирует определенную часть выпускаемых в КИЗ товаров. Вместе с тем он подчеркнул, что соглашение будет способствовать улучшению отношений между АРЕ и США и снижению давлению со стороны США в отношении демократических и экономических реформ, которые проводятся в стране. Заключение соглашения укрепит политическую позицию нынешнего руководства АРЕ перед предстоящим президентским референдумом, назначенным на октябрь 2005 г. Большое значение заключения соглашения о КИЗ было отмечено спикером кабинета министров АРЕ М. Ради, подчеркнувшим, что “соглашение о КИЗ будет способствовать защите египетской текстильной промышленности, в которой работают около миллиона граждан Египта”.

В целом, соглашение о КИЗ будет содействовать нормализации экономических отношений между Египтом и Израилем, росту инвестиций и заключению совместных проектов. Оно может рассматриваться в качестве отправной точки для становления арабо-израильского ближневосточного рынка при непосредственном контроле США (прежние попытки США и Израиля организовать ближневосточный рынок путем проведения экономических конференции на Ближнем Востоке и в Северной Африке “МЕ??”потерпели крах). В Вашингтоне соглашение о КИЗ с АРЕ расматривается в рамках одного из этапов становления ближневосточной зоны свободной торговли (БЗСТ), которая должна начать функционировать к 2013 г. Многие эксперты рассматривают соглашение о КИЗ в качестве ступени к созданию ЗСТ. Кроме того, американское руководство планирует еще до организации ЗСТ между Египтом и США учредить зону свободной торговли между Египтом и Израилем.

Увеличение экспорта египетской продукции на наибольший мировой рынок (США) приведет к дополнительному обеспечению работой в АРЕ 250 тыс. человек (в 2005 г.), к росту до 2010 г. уровня прямых иностранных инвестиций до 5 млрд долларов США, к экономическому росту и улучшению жизненных стандартов в стране. Освобождение от пошлин наряду с сохраняющимися пошлинами на индийскую или китайскую продукцию (от 20 до 30%) позволит египетским производителям сохранить свою долю на американском рынке.

Соглашение о КИЗ должно способствовать увеличению в ближайшие годы объема торговли между Израилем и Египтом до 70 млн долларов США (по сравнению с 60 млн долларов в 2004 г. и 50 млн долларов в 2003 г.). Благодаря соглашению экспорт Египта в США в последующие три года должен возрасти в три раза (в настоящее время он составляет 3,7 млрд долларов США в год). Соглашение позволит Израилю увеличить объем экспорта в США на 150 млн долларов США в год.

Для Египта создание КИЗ представляет собой наилучшую альтернативу заключению соглашения об учреждении ЗСТ. Так, одним из условий функционирования ЗСТ является соблюдение участниками повышенных требований в сфере охраны окружающей среды и положений трудового законодательства. Учреждение ЗСТ может привести к росту “регулирующих процессов” в египетской экономике, тогда как в настоящее время последняя нуждается в большей дерегуляции и открытости с целью стимулирования притока иностранных инвестиций.

Основные итоги заключения соглашения о КИЗ между США, АРЕ и Израилем таковы.

1. Соглашение о КИЗ предусматривает преференциальные экономические отношения между Египтом и Израилем. Оно будет способствовать увеличению ежегодного уровня израильского экспорта в Египет с 30 млн (2004 г.) до 150 млн долларов США. Соглашение также позволит увеличить общий уровень израильского экспорта на 150 млн долларов США в год.

2. КИЗ откроют доступ израильским товарам на арабские рынки в обход арабского эмбарго на израильские товары. Израильские товары будут поступать на арабские рынки под египетскими торговыми марками. Заключение соглашения позволит около 500 израильским предприятиям наладить партнерское сотрудничество с египетскими контрагентами.

3. Соглашение о КИЗ предоставляет преференции небольшой группе поставщиков текстильной промышленности АРЕ, однако не принимает во внимание интересы египетских экспортеров из других отраслей промышленности, которые также заинтересованы в проникновении на американские рынки. Соглашение о КИЗ не касается предприятий текстильной отрасли Египта, которые не входят в КИЗ и действуют в основном в интересах ограниченного круга египетских бизнесменов.

Вполне возможно, что в перспективе Египет предоставит Израилю ряд преференций, включая согласие на развитие партнерства в сельскохозяйственной сфере и на заключение соглашения по экспорту египетского природного газа в Израиль. Вместе с тем целесообразность дальнейшего углубления египетско-израильских экономических отношений и связей должна в первую очередь подтверждаться практическими результатами.

1) The Daily Star (Lebanon), 7 February 2005.
2) ?l-Ahram Weekly (Egypt), 18-24 November 2004, Issue No.717.

50.47MB | MySQL:89 | 0,816sec