Ситуация в Марокко: апрель 2017 г.

5 апреля король Марокко Мухаммед VI утвердил новый состав правительства страны. В кабинет вошли 39 министров, представляющих исламистскую Партию справедливости и развития (ПСР), либеральную Национальное объединение независимых (НОН), левые Партию прогресса и социализма (ППС) и Социалистический союз народных сил (ССНС), проберберское Народное движение и консервативный Конституционный союз (КС). В нем стратегические посты сохранились за доверенными лицами дворца, в то время как формально правящая ПСР, победившая в октябре прошлого года на парламентских выборах, лишилась некоторых ключевых постов.

Несмотря на то, что по итогам выборов ПСР получила 125 депутатских мандатов из 398, то есть больше, чем пять других участников правительственной коалиции, фактически новый кабинет стал правительством технократнов, хотя им руководит второе лицо в иерархии ПСР Саадэддин аль-Османи.

В целом, ПСР потеряла три ключевых портфеля. Исламисты не получили ни одного министерства т.н. суверенитета и довольствовались лишь портфелями второго уровня — транспорта (Абделькадер Амара), энергетики и шахт (Азиз Реббах), занятости (Мухаммед Ятим), по делам семьи (Бассима Хаккауи). Да, количественно они формально выиграли, получив 12 постов, но эта победа оказалась нивелированной дворцом, лишившим исламистов ряда ключевых постов.

Министерства суверенитета — иностранных дел, внутренних дел, обороны, ислама и по делам вакуфов — возглавили лица, преданные дворцу, соответственно Насер Бурита, Абдельуафи Лафтит, Абдельлатиф Лудийи (сохранил свой пост) и Ахмд Туфик. Пост министра национального образования достался бывшему главе МВД страны Мухаммеду Хассаду.

Либеральная партия НОН, занявшая всего 4-е место по итогам выборов, получила важные министерства экономического пула — промышленности и внешней торговли, сельского хозяйства и морского рыболовства, экономики, а также ключевой пост министра юстиции, на котором ранее находился представитель ПСР.

Лидер НОН миллиардер Азиз Аханнуш, как и ожидалось, вновь возглавил министерство сельского хозяйства и морского рыболовства.

С.аль-Османи таким образом удовлетворил требование А.Аханнуша, настаивавшего на включепнии в состав кабинета представителей ССНС, против чего категорически возражал А.Бенкиран.

Такой состав правительства означает явное поражение ПСР, рассчитывавшей, очевидно, на большее. Более того, исламисты даже лишились многого из того, что они получили после выборов  2011 года. И это при том, что они явно сохранили  привлекательность в глазах населения после 5 лет формального нахождения у власти, что подтвердили парламентские выборы.

Подобная расстановка сил в правительстве, а также фактическое отстранение от дел лидера ПСР и бывшего премьера Абдельиллы Бенкирана,  оказавшегося неспособным сформировать правительство, вызвали недовольство в рядах этой партии.

26 апреля Палата представителей (нижняя палата марокканского парламента) выразила доверие новому кабинету министров во главе с С.аль-Османи. Первым приоритетом правительства станет проталкивание проекта закона о бюджете на 2017 год, который ждал своего утверждения 6 месяцев.

Примечательно, что одним из первых шагов нового главы МВД А.Лафтита стала поездка на север Марокко в регион Рифа в г.Эль-Хосейма, бурлящий с конца прошлого года. Начавшись с мирных манифестаций протеста против расправы государственных служащих над торговцем рыбы вразнос, акции местного населения стали более политизированными и насильственными. При этом активисты все чаще использовали символику «Республики Риф», просуществовавшей несколько лет в 20-е годы прошлого столетия в условиях ожесточенной войны против Франции и Испании.

10 апреля стало известно, что 25-летний молодой человек, бросившийся 23 марта к кортежу Мухаммеда VI на одной из улиц Рабата, был приговорен к 3-м годам тюрьмы строгого режима. Инцидент произошел во время визита в марокканскую столицу короля Иордании Абдаллы. Судя по снятому на месте инцидента видеоряду, телохранители марокканского монарха и мотоциклисты эскорта остановили бежавшего к машине человека и силой распластали его на земле. По версии марокканских СМИ, молодой человек хотел передать монарху «письмо с жалобой». Он был осужден по обвинению в «создании препятствия королевскому кортежу, созданию угрозы для жизни других и нарушении общественного порядка».

Судя по распространяемым в интернете видеороликам, в последнее время аналогичные инциденты случались достаточно часто. В июле 2016 г. МВД страны предостерегло марокканцев от попыток «нарушать движение королевского кортежа в общественных местах в попытках получить определенные привилегии».

10 апреля стало известно о существовании в ООН некоего конфиденциального документа, согласно авторам которого генсек ООН Антонио Гуттериш намерен выступить с новой дипломатической инициативой, предлагающей проведение в Марокко референдума о будущем сахарских провинций. Ранее, при Хасане II, Рабат был не против проведения под эгидой ООН референдума о самоопределении сахарских провинций. Тогда ничего не получилось из-за разных подходов сторон к составу избирательного корпуса. Сепаратисты из Фронта ПОЛИСАРИО хотели, чтобы в плебисците приняли участие те, кто проживал в этих провинциях по состоянию на 1975 г., Рабат настаивал на расширении состава его участников за счет тех, кто приехал в Западную Сахару после той даты.

Король Мухаммед VI отказался от идеи проведения референдума, за который продолжает выступать Фронт ПОЛИСАРИО, и предлагает сахарским провинциям самую широкую автономию в составе Марокко.

Сейчас генсек ООН предлагает путем переговоров прийти к взаимно приемлемому политическому решению, которое бы предусматривало решение проблемы финального статуса Западной Сахары, а также к соглашению о природе и форме осуществления права на самоопределение.

Во всем этом пока не очень понятно, что значит определение «проведение референдума в Марокко», то есть кто будут его участники? В любом случае речь идет о первой попытке А.Гуттериша урегулировать сахарский конфликт. Его предшественник на посту генсека ООН Пан Ги Мун никак не преуспел в этом. В 2016 г. он даже назвал сахарские провинции «оккупированными» территориями, что вызвало гневную реакцию Рабата.

28 апреля Совет Безопасности ООН сообщил, что сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО, оказавшийся под давлением ООН, вывел свои формирования из района Гаргарат на границе сахарских провинций с Мавританией. Рабат вывел оттуда своих силовиков еще в феврале.

В тот же день СБ ООН проголосовал за продление на один год мандата Миссии ООН в Западной Сахаре (МИНУРСО).

12 апреля марокканские власти сообщили о нейтрализации «террористической ячейки», занимавшейся вербовкой будущих джихадистов в интересах «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). В составе ячейки значились 7 человек, которые действовали в городах Фес и Мулай Якуб. Новобранцы джихада направлялись участниками группы в Ирак и Сирию. При обысках в местах проживания участников группы были обнаружены холодное оружие, значительные суммы денег и специфическое электронное оборудование.

В тот же день власти Сенегала сообщили, что еще в конце марта арестовали в Дакаре по подозрению в терроризме двух марокканцев и гражданина Нигерии. Аресты были произведены в международном аэропорте Дакара. Марокканцы до прибытия в Сенегал находились в лагере сирийских беженцев в Турции.

13 апреля стало известно, что король Марокко Мухаммед VI побывал с частным визитом на Кубе, что было расценено как первый шаг на пути восстановления отношений между двумя странами. Дипломатические отношения между ними были прерваны в 1980 г. после того, как Куба признала так называемую Сахарскую Арабскую Демократическую Республику – государство-фантом, образованное сепаратистами из Фронта ПОЛИСАРИО.

По некоторым данным, монарх с семьей прибыл в Гавану 7 апреля. Кубинская пресса ничего не сообщала об этом визите, однако король был замечен журналистами на выходе из одного из отелей.

Уже 27 апреля кубинский официоз газета «Гранма» сообщила, что Гавана продолжит придерживаться «позиции солидарности» с борьбой сахарцев, несмотря на восстановление дипотношений с Марокко, оформленное неделю спустя после визита Мухаммеда VI в Гавану. Газета утверждала, что именно Марокко решило в одностороннем порядке и без выдвижения предварительных условий восстановить дипотношения с Кубой.

13 апреля в Фесе вспыхнули ожесточенные столкновения между полицейскими и студентами леворадикальных взглядов, в ходе которых ранения получили по несколько десятков человек с каждой из сторон. Они начались после того, как стражи порядка попытались с использованием слезоточивого газа рассеять «незаконную» сидячую забастовку студентов у здания городского суда, где проходил судебный процесс над двумя леваками, обвиненными в убийстве студента- исламиста в апреле 2014 г. Университет Дар эль-Мехраз в Фесе считается последним в Марокко оплотом носителей леворадикальных идей. В ходе столкновений были арестованы 17 студентов.

В целом очевидно, что новое правительство Марокко будет еще боле управляемым из дворца, нежели предыдущее. Об этом свидетельствует его состав. Сейчас главный вопрос в следующем: сколько времени ПСР будет довольствоваться таким положением?

52.27MB | MySQL:103 | 0,496sec