Электроэнергетическая отрасль Ирака накануне приватизации: инфраструктурная характеристика, актуальность для экономики страны

Производство и распределение электроэнергии в Ираке является во всех смыслах одной из важнейших отраслей экономики страны наряду с производством нефти и газа и сельским хозяйством. Именно ей и суждено стать первой в планах правительства доктора Хайдера аль-Абади по приватизационным процессам. Забегая вперед, оговоримся, по нашей оценке, любой приватизационный процесс в иракских реалиях все равно выльется в перераспределение некоторых финансов средств между заинтересованными участниками при сохранении элементов планового и централизованного управления генерирующими отраслями и распределительными сетями. Плановость и централизация – неизбывная основа всей иракской экономики, проистекающая из социально-общественного устройства иракского общества, и в этом смысле, Ирак напоминает Ливию, где, как ни крути, и что не пытайся создать, в итоге получится та же Джамахирия (либо перманентная война всех против всех, что мы и наблюдаем) и, отчасти, довоенную Сирию.

Более интересным представляется обоснованность выбора электроэнергетического хозяйства в качестве опытной площадки для приватизации с точки зрения его постоянной востребованности и финансового наполнения, а с последним, до недавних пор в Ираке дела обстояли из рук вон плохо, что вынудило власти развернуть пропагандистско-агитационную компанию в СМИ под лозунгом «а ты оплатил свой счет за электричество?», а также в свете рекомендаций от МВФ и американских кураторов, которые, как известно, очень любят приватизировать именно системообразующие отрасли и производства.

Что собираются выставить на торги? Для неискушенного гостя Багдада или любого другого крупного города Ирака электрическое хозяйство ассоциируется с беспорядочным нагромождением переплетенных проводов на уличных столбах (на Ближнем Востоке любой европейский электрик придет в ужас, увидев, как там осуществлена разводка проводов), а также с неизменными спутниками городского хозяйства – дизель-генераторами, и, разумеется, периодическими отключениями электричества, увы, не редкими даже в центральных столичных районах. На деле, выработка электричества в Ираке являет собой достаточно сложное и, в целом, развитое производство, обеспечивающее в пересчете на душу населения 2.64 Мегаватт/часа. Много это или мало? В 2015 г. усредненное мировое производство электричество составило 3.29 мВт/час. То есть, в Ираке и в Регионе Курдистан производится около 80% от мирового «подушного» производства электроэнергии.

Как известно, в любом государстве уровень потребления электричества (именно эта составляющая важна для инвестора) обусловлен уровнем дохода, или жизни, если угодно, а также развитием производительных сил общества. В Швеции, например, на душу населения производится 17.55 МВт/ч., что равняется примерно 533% от среднемировой величины. В Индии же, казалось бы развитой и мощной страны, всего 1.02 МВт/ч., или 31% от мирового показателя, причем, зависимость этой цифры, в первую очередь, именно от уровня жизни, доходов и потребностей населения, а не от производства, очевидна.

Пример Ирака с точки зрения постепенного роста потребления, и, следовательно, роста расхода электроэнергии населением,  наглядно подтверждается такими данными: в развитых странах, США и той же Швеции, коэффициент роста потребления электроэнергии на душу населения в период с 2005 по 2015 гг. не увеличился, в Японии даже снизился, а вот в Индии и в Китае стабильно рос, особенно, в Китае, где эта величина превысила среднемировую на 26%, правда все еще не дотягивает и до трети от среднеамериканского уровня потребления. И это в условиях некоторого спада китайской экономики.

Что касается Турции и Ирана —  у них этот показатель близок к среднемировому. А вот в активно потребляющих социумах Саудовской Аравии и ОАЭ величина расхода электричества на душу населения составляет, соответственно, 334 и 392% от мирового с приростом в 6.4 и 7.4% за тоже десятилетие, с 2015 по 2015 гг. И никакой мировой кризис и снижение цен на энергоносители, как видите, этому не помеха.

В Ираке в 1990 г. производилось 28.4 млн мВт/час электроэнергии, к 2003 г. эта величина составила 35.6 млн МВт/ч., в к 2014 г. – 80.2 млн мВт/час, с средним приростом на первом этапе в 1.9% в год, и в 7% в период с 2002 г. по 2014 г. То есть, несмотря на все имеющиеся потери, на него не повлияли в негативном определяющем смысле, ни блокада страны, ни вторжение войск США и коалиции в 2003 г., ни даже война с террористическими группировками и ущерб, причиненный распределительной инфраструктуре Министерства электроэнергетики. Не говоря уже о кадровых потерях, износе значительной части основных фондов и отсутствия требуемого ремонта и обслуживания оборудования. Возвращаясь к 1990 г., следует отметить, что 76% иракского электричества вырабатывалось на ТЭЦ, работающих на мазуте, и, лишь 8% — на газовых электростанциях, и 16% — на ГЭС, сооруженных на крупных искусственных водоемах, таких как водохранилища Мосула и озеро Тартар.

Структурно, в сравнении с 1990 г. количество электроэнергии, вырабатываемой на иракских ТЭЦ, осталось примерно на том же уровне, и после некоторого снижения в 2006 г. до 13.5 млн. мВт/час, вернулось к 21.1 млн. Мвт/час (в 1990 г. – 21.4 млн. МВт/час).

Значительный прирост производства электричества был обеспечен за счет развертывания электростанций, работающих на газе. К 2014 г. они вырабатывали 37.3 млн. МВт/час, или 47% от общего производства электроэнергии в стране. Производство же от дизель-генераторов, плюс закупки электричества за рубежом (в Иране) обеспечило 21.8 % от общего показателя доступного «товарного» электричества.

В этом смысле электроэнергетика Ирака как бы возвращается в свое первоначальное состояние. К середине 1950-х гг. львиная доля электричества вырабатывалась дизель-генераторами. Затем, государство приступило к строительству крупных ТЭЦ, таких как «Дора», южнее Багдада. В долгосрочной перспективе и с учетом соотношения цена – эффективность, ТЭЦ составили основу крупного электрического потребления: промышленности и растущего городского хозяйства и стали краеугольными камнями единой энергосистемы страны. Вместе с тем, основную массу бытового потребления населением электричества они как не обеспечивали, так и не обеспечивают до сих пор.

Поэтому, с учетом затратности сооружения и обслуживания ТЭЦ и магистральных электросетей, основной приватизационный акцент (и инвестиционные усилия) будут сосредоточены на небольших локальных генерирующих станциях, работающих, преимущественно на газе. Их проще и дешевле устанавливать и обслуживать, и, скорее всего, приватизационные процессы в сфере электроэнергетики Ирака пойдут по двум магистральным направлениям: «среднему», с развертыванием локальных мощностей и сетей на основе модульных быстровозводимых и, возможно, мобильных ГАЗЭС (что, к слову, корреспондируется с планами правительства по прекращению сжигания попутного газа в факельных установках), и «крупному», связанному с ремонтом и сооружением новых ТЭЦ и с перепрофилированием части старых станций на все тот же газ.

Насколько востребованы эти процессы? По примерной оценке Министерства электроэнергетики в Ираке производится 80 млн МВт/час, что обеспечивает лишь, примерно, 74 % от потребностей страны в электричестве. Они оценивались в 108 млн МВт/час. Скорее всего, эти цифры нуждаются в дополнительной выверке, поскольку, снижение накала боевых действий будет означать рост потребления электроэнергии, жизнь возвращается в свое русло, вместе с тысячами беженцев, которые нуждаются в крове, пище, в обогреве домов. Министерство планирования рассчитывает к 2043 г. довести этот показатель до 400 млн МВт/час, с опорой, прежде всего, на программу по приватизации в сфере электроэнергетики.

52.23MB | MySQL:103 | 0,527sec