Возможности палестино-израильских договоренностей в экономической сфере

31 мая 2017 г. министр финансов Израиля М.Кахлон и координатор израильского правительства в Иудее и Самарии Й.Мордехай в Рамалле провели переговоры с представителями Палестинской национальной  администрации (ПНА) Р.Хамдаллой и Х.аш-Шейхом. Они были посвящены экономическим мерам по улучшению положения палестинского населения и стали логическим продолжением аналогичных встреч, организованных главой финансового ведомства Израиля с момента начала работы в указанной должности. Представленный ПНА проект был согласован израильским военно-политическим кабинетом в преддверии визита в регион президента США Д.Трампа. Данную инициативу глава израильского правительства Б.Нетаньяху планировал интегрировать в процесс мирного урегулирования, который, как ожидалось, должен был представить американский лидер. В этой связи премьер-министр хотел продемонстрировать готовность к разрешению противоречий не только на словах, но и на деле. При этом власти государства старались пойти навстречу своим оппонентам, выполнив ряд интересующих их условий. В частности, по некоторым данным, на переговорах М.Аббаса и Д.Трампа в начале мая 2017 г., палестинский лидер выразил желание расширить присутствие в т.н. Зоне C[i]. Одновременно Б.Нетаньяху пытался данными действиями завуалировать стремление не замораживать поселенческую активность.

В итоге 21 мая 2017 г. военно-политический кабинет одобрил пакет мер, получивший в израильской прессе название «жеста доброй воли». Он и был озвучен представителям палестинской администрации 10 дней спустя. Израильское предложение включало в себя ряд пунктов, с особым акцентом на улучшении ситуации вокруг испытывающих наибольшую нагрузку приграничных контрольно-пропускных пунктов. В частности, работа КПП «Алленби» в течение ближайших месяцев будет продлена до 24 часов с последующей возможностью окончательного введения круглосуточного режима с 2018 г. В районе КПП «Теркумия» близ Хеврона предлагается создание индустриальной зоны, а КПП «Шаар Эфрахим» планируется расширить. Наконец, израильский кабинет министров предложил выдачу палестинцам большего количества разрешений на строительство в Зоне С в тех районах, где населенные пункты примыкают к Зонам А и Б. Единицы жилья, уже возведенные на данной территории, согласно представленному проекту, не будут подлежать сносу.

Для Израиля выдвижение данной инициативы стало шагом, грозящим внутриполитическими проблемами. О своем несогласии идти на уступки палестинцам еще накануне приезда Д.Трампа заявил лидер партии «Еврейский дом» Н.Беннет, а также его однопартиец, министр юстиции А.Шакед. С их точки зрения мирные переговоры не должны подразумевать каких-либо предварительных условий или уступок. В наибольшей степени это касается вопросов статуса Иерусалима и замораживания поселенческой активности. Примечательно, что, согласовывая уступки палестинскому руководству, израильские власти сделали шаг к дальнейшей легализации собственных ранее возведенных форпостов. В частности, в день упомянутого выше заседания военно-политического кабинета было одобрено создание специальной комиссии, которая в течение трех лет будет заниматься проработкой данного вопроса.

По итогам палестино-израильской встречи представители ПНА от комментариев воздержались, но уже на следующий день с их стороны последовали первые оценки израильского предложения. По сути, они не отличались от характеристик, данных Рамаллой в ответ на инициативы, озвученные Д.Трампом. Как указывают палестинские источники, еще в ходе переговоров Р.Хамдалла подчеркнул, что палестинская администрация считает релевантным единственный механизм урегулирования, отличительной чертой которого является первостепенное значение поиска политического решения. Оно, в свою очередь, в обязательном порядке должно подразумевать создание независимого палестинского государства. Любые экономические договоренности или соглашения с другими государствами региона могут стать лишь следствием, но не предпосылкой для заключения палестино-израильского мира. Впрочем, весьма скептическая оценка действий израильского правительства не помешала палестинской администрации согласовать вопрос пересмотра Парижского протокола об экономических отношениях между Израилем и Палестиной 1994 г. Данный документ неоднократно вызывал споры между государствами, а в 2015 г. глава ПНА М.Аббас вовсе призывал к его отмене.

Таким образом, на палестино-израильском треке сегодня наблюдается стремление к тому, чтобы приспособить возможное политико-дипломатическое урегулирование к существующей в зоне конфликта реальности. Прежде всего, это касается вопроса легализации уже возведенных единиц жилья. Стремясь сохранить за собой ключевые форпосты, избегая попутно критики со стороны США, Израиль стремиться предложить противнику аналогичное решение. Однако палестинская администрация продолжает настаивать на декларативном признании устоявшихся принципов урегулирования, отказываясь принимать во внимание то, что различными мерами, включая экономические, израильские власти фактически идут по пути создания двух государств. Кроме того, по мнению ряда экспертов, рассмотренное предложение сегодня является элементом внутриполитической игры, позволяющей израильским государственным деятелям получать дополнительную поддержку со стороны граждан, отстаивающих те или иные позиции. Впрочем, на нынешнем этапе этот вопрос наименее актуален для М.Кахлона, успевшего заявить о планах завершить политическую карьеру по окончании каденции на посту министра финансов.

[i] Зона А находится под гражданским и полицейским контролем ПНА, зона С – под аналогичным полным контролем Израиля, зона B – под гражданским контролем ПНА и полицейским контролем Израиля.

62.82MB | MySQL:102 | 0,464sec