О строительстве железной дороги Карс-Игдыр-Нахчыван-Иран

В конце мая 2017 г. министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил о важном значении проекта строительства железной дороги Карс-Игдыр-Нахчыван-Иран. Благодаря реализации проекта строительства указанной железной дороги производители восточных регионов Турции смогут поставлять свою продукцию на мировой рынок, сказал Арслан агентству «Анадолу». По его словам, железная дорога Карс-Игдыр-Нахчыван-Иран станет частью более крупного проекта строительства железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» (БТК), ввод в эксплуатацию которой намечен на ближайшие месяцы. «Часть продукции фермеров восточных провинций Турции приходит в негодность, так и не попав к потребителю. Эту проблему можно решить только посредством железнодорожных перевозок, что позволит поставлять турецкую сельхозпродукцию в Казахстан, Туркменистан и далее — в Китай. Помимо маршрута, который соединит запад и восток Турции, планируется задействовать альтернативную железнодорожную линию с выходом на Нахчыван и далее — на Иран. Это позволит осуществлять поставки не только на иранский рынок, но и в Пакистан, Индию и на юг Китая. Состав, выехавший из крайне западной точки Турции – провинции Эдирне, после прибытия в восточную провинцию Карс может далее проследовать по линии БТК в направлении Казахстана с выходом на север Китая, либо использовать альтернативную железнодорожную линию через Азербайджан, Иран, Пакистан, Индию и юг Китая. Идею строительства новой железной дороги поддерживает как Иран, так и Азербайджан. Мы тесно взаимодействуем с Баку и Тегераном. Подготовлены предварительные чертежи. Опыт реализации международных транспортных проектов показал, что готовности только одной страны недостаточно для их успешной реализации. Готовность должны продемонстрировать все страны-участницы проекта, как только обе соседние страны заявят о готовности к реализации проекта, начнутся строительные работы. Все государства осознают важное значение проекта. Вопрос заключается лишь в определении сроков его реализации», — сказал министр[i].

Напомним, что БТК строится на основании азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 г.. В рамках проекта строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК составит 826 километров. Пиковая пропускная способность коридора составит 17 миллионов тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов.

В начале марта 2017 г. Ахмет Арслан на открытии Координационного центра по выборам Партии справедливости и развития в провинции Карс заявил, что реализация проекта строительства железной дороги БТК подходит к концу и можно сказать, что этот проект станет спасением и для Карса, и для всего региона. «Строительство БТК приблизилось к финальному этапу. Для транспортировки грузов с востока на запад, помимо железной дороги БТК, необходимо построить также и железную дорогу Карс-Игдыр-Нахчыван (КИН). Анкара выступает за продление железной дороги БТК до Нахчывана, Ирана и Пакистана. КИН будет дополнительным коридором, соединяющим Турцию с Ираном и Пакистаном. Реализация проекта внесет большой вклад в развитие региона. Перспектива развития этих железнодорожных коридоров обсуждена в ходе 13-го саммита Организации экономического сотрудничества (ОЭС), состоявшегося в Пакистане. Лидеры всех 10 стран, с которыми провела встречи турецкая делегация, выразили надежду на то, что проекты железных дорог БТК и КИН будут реализованы в ближайшее время. За счет реализации указанных проектов появится возможность наладить грузоперевозки из региона в Европу. Кроме того, реализация проектов даст возможность привлечь в регион новые инвестиции, и в этой связи Министерство транспорта, судоходства и коммуникаций Турции приняло решение о строительстве в Карсе логистического центра. Реализация проекта строительства этого центра обойдется в 100 миллионов турецких лир (около 27 миллионов долларов). Тендер по проекту уже завершен. Строительство центра начнется в ближайшие дни», — добавил он[ii].

Проект строительства железной дороги КИН был предложен впервые в 2008 г., и реализация его предусматривалась после завершения строительства БТК. В начале мае 2010 г. заведующий отделом транспортной политики и экономики Министерства транспорта Азербайджана Садреддин Мамедов заявил, что Турция планирует начать исследования на территории, по которой пройдет железная дорога КИН. По его словам, уже объявлен тендер на отбор компании, которая осуществит геологические работы на территории: «Дорога, которая будет продолжением железной дороги БТК, обеспечит сообщение между находящейся в блокаде Автономной республикой Нахичевань и Азербайджаном. Надеюсь, что железная дорога КИН будет построена и сдана в эксплуатацию в ближайшее время. В Нахичеване будет проложена железная дорога протяженностью в 7 км в Садаракском районе, которая соединит Турцию с Автономной Республикой», — подчеркнул Садреддин Мамедов (в рамках проекта железной дороги КИН предусматривается также реконструкция пути от границы с Ираном до Садарака, а также прокладка еще 10 километров путей)[iii].

Отметим, что оптимизм Мамедова в связи с тем, что железная дорога КИН будет построена и сдана в эксплуатацию в ближайшее время, был связан с тем, что Турция и Азербайджан вначале надеялись, что строительство железной дороги БТК будет завершено уже в 2010-2011 гг., и после этого начнется строительство КИН. Однако, как известно, БТК до сих пор не была сдана в эксплуатацию, турецкий участок БТК (76 километров) еще не готов, несмотря на то, что итоговый документ между Азербайджаном, Грузией и Турцией по поводу строительства БТК был подписан более 10 лет назад — 8 февраля 2007 г. в Тбилиси. По нашему мнению в основе задержки строительства БТК лежат три основных фактора.

1.Причины затягивания строительства турецкого участка БТК заключались в двух существенных разногласиях между Турцией и Азербайджаном по поводу свободного торгового режима и безвизового режима. А БТК, которая будет перевозить грузы и людей, тесно связана с этими проблемами. И для прикрытия истинных причин затягивания строительства турецкого участка БТК власти Турции использовали факторы сложности рельефа и смены подрядчиков. Эта самая главная проблема для строительства турецкого участка БТК, и естественно для строительства железной дороги КИН и показывает, что в Турции не было политического решения по поводу БТК.

2.Строительные работы на железной дороге БТК начались в ноябре 2008 г., однако в 2009 г. строительство было прервано в связи с переговорами, касающимися нормализации армяно-турецких отношений, и возобновилось в мае 2010 г. Здесь напомним слова А.Арслана о том, что часть продукции фермеров восточных провинций Турции приходит в негодность, так и не попав к потребителю, и что проект БТК станет спасением и для Карса, и для всего региона. Отметим, что Турция в случае желания могла отправить продукцию фермеров восточных провинций по железной дороге Карс-Гюмри (Армения) и через него в Грузию. Однако Турция в 1993 г. закрыл сухопутную границу с Арменией и продолжает эту политику.

3.В конце 2012 г. премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили перед визитом в Азербайджан выразил опасения в том, что после вступления в эксплуатацию железнодорожной магистрали БТК грузооборот по остальным, действующим ныне направлениям «Железной дороги Грузии», как и в грузинских портах, уменьшится. Как заявил Ахмет Арслан, опыт реализации международных транспортных проектов показал, что готовности только одной страны недостаточно для их успешной реализации, готовность должны продемонстрировать все страны-участницы проекта. По мнению Арслана, БТК будет способствовать оживлению железнодорожных перевозок в Грузии[iv].

В конце апреля 2017 г. Ахмет Арслан на встрече с представителями Партии справедливости и развития Турции в провинции Карс заявил, что железная дорога БТК будет введена в эксплуатацию в конце июня. По его словам, также завершены работы по строительству железнодорожной станции Карс, здание которой выполнено в архитектурном стиле Османского государства и Государства Сельджов[v]. Днями ранее Арслан отметил, что благодаря железной дороге БТК в значительной мере сократятся сроки поставок грузов между Европой и Азией. «БТК позволит обеспечить беспрерывный грузопоток из Пекина в Лондон. Железные дороги являются важным направлением развития транспортной инфраструктуры Турции. На сегодняшний день продолжается строительство участка железной дороги Сивас-Эрзинджан. Кроме того, реконструируется 250-километровый участок железной дороги Эрзинджан-Эрзерум, что позволит наладить скоростное движение грузовых составов. В планах властей Турции — строительство участка Эрзерум-Карс (скоростная линия)»,- сказал Арслан[vi].

По нашему мнению, БТК в основном политический, а не экономический проект. Как уже было сказано, пропускная способность БТК на начальном этапе будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, а пиковая пропускная способность коридора составит 17 миллионов тонн грузов в год. Однако в 2016 г. объем товарооборота между Турцией и Азербайджаном составил около 2 миллиарда долларов (годами ранее этот показатель составила 4-5 миллиарда долларов). В прошлом году объем товарооборота между Турцией и Казахстаном также составил около 2 миллиарда долларов. Все это означает, что объем товарооборота Турции с Азербайджаном и Казахстаном не велик и сложно будет полностью загрузить БТК.

Что касается слов Арслана о том, что БТК позволит обеспечить беспрерывный грузопоток из Пекина в Лондон, здесь есть одна сложность. 3 октября 2016 г. в Анаклии (поселок Зугдидского района на черноморском побережье в Западной Грузии) состоялась церемония начала строительства глубоководного порта, во время которого премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что глубоководный порт в Анаклии будет крупнейшим на всем северо-восточном побережье Черного моря, а не только в Грузии.  По его словам, порт Анаклия может стать главными морскими воротами Грузии и одним из важнейших логистических центров в регионе. Первые корабли войдут в порт Анаклию уже в 2019 г..  Глубина морского порта составляет 20,5 метров (в Батуми – 14 метров, в Поти – 8,5 метров). Порт Анаклия сможет принимать корабли большого размера — классов «Панамакс» и «Постпанамакс» грузоподъемностью 50 – 150 тысяч тонн. На строительство первой фазы глубоководного порта консорциум планирует осуществить инвестицию в размере 586 миллионов долларов. Возможность грузооборота глубоководного порта в Анаклия должна в итоге достигнуть 100 миллионов тонн в год. С учетом китайского глобального проекта возрождения Великого Шелкового пути, строительство международного морского порта в Анаклия имеет огромное стратегическое значение. Порт Анаклия станет самой короткой дорогой, связывающей Европу и Азию — на доставку контейнера из Китая в Европу потребуется всего лишь 9-14 дней. Ожидается, что по своим масштабам порт Анаклия станет в один ряд с портами Роттердам, Шанхая и Сингапура, дальнейшее развитие инфраструктуры транспортно-экномического узла Анаклии может привести к появлению современного мегаполиса, такого как Хьюстон, Антверпен, Гонконг, даже если через Анаклию пройдет 1% от всего торгового траффика из Китая.[vii].

Эта будет означать, что грузы из Китая в Европу будут проходить через порта Анаклию и не дойдут до Турции (до Карса). Более того, в последнее время Иран выбрал Армению для создания коридора Персидский залив – Черное море[viii]. Это в свою очередь свидетельствует о том, что грузы из Персидского залива будут направляться в порт Анаклии. И наконец, в мае 2017 г. Международный банк Азербайджана (МБА) подал заявление о банкротстве в американский  суд. Причиной этому является желание реструктурировать долг в размере 3,3 млрд долларов. Причиной финансовых проблем банка стали колебания цен на нефть и девальвация национальной валюты. С помощью заявления о банкротстве руководство банка надеется избежать судебных исков со стороны кредиторов[ix]. Напомним, что ранее заместитель министра дорог и городского строительства Ирана Али Нурзад заявил, что Иран и МБА договорились по вопросу выделения кредита в размере 500 миллионов долларов на строительство участка железной дороги Решт-Астара. Железная дорога Казвин-Решт-Астара (Иран) — Астара (Азербайджан) является частью транспортного коридора «Север-Юг», который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Он будет служить связующим звеном для соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России. На первом этапе по коридору «Север-Юг» планируется ежегодно транспортировать 5 миллионов тонн грузов, а в дальнейшем — более 10 миллионов тонн грузов[x].

Примечательно, что в январе 2017 г. президент Азербайджана Ильхам Алиев на прошедшем под его председательством заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2016 г. и предстоящим задачам заявил, что Азербайджан выведет Нахчыван из железнодорожной блокады. «Весной минувшего года я дал указание довести до конца года нашу железную дорогу до границы с Ираном, и мы уже добились этого. Примерно за 7-8 месяцев мы построили ту недостающую часть, кроме того, возвели мост через Астарачай и сдали его в эксплуатацию. То есть Азербайджан всего за восемь месяцев выполнил задачу, стоявшую перед ним в связи с коридором Север-Юг. Сейчас мы выдвинули дополнительные инициативы, связанные с вводом в действие этого крупного проекта, с тем, чтобы ускорить данный процесс. Это необходимо и нам, и соседним странам, и всему миру. В результате реализации данного проекта грузы, идущие из Индии и Пакистана, будут поставляться через территорию Азербайджана в Иран, Россию, Северную Европу и обратно. Это будет способствовать большому транспортному движению. Через нашу территорию будут перевозиться миллионы тонн грузов, откроются тысячи рабочих мест», — сказал президент Азербайджана[xi].

Открытие железной дороги КИН, которая станет продолжением дороги проекта БТК, позволит еще больше укрепить отношения Турции с Азербайджаном (ее строительство обойдется в 750 млн долларов). Нахичеванская Автономная Республика (НАР) через железную дорогу КИН выйдет не только в Азербайджан, в Грузию и в Турцию, но и в Европу. Железная дорога КИН в некотором плане даже может уменьшить роль БТК для Турции, поскольку обеспечит более короткий путь в Иран, в Центральную Азию, в Пакистан и в Китай. Надо сказать, что Турция и Иран не смогут развивать торговлю с помощью железных дорог, потому что железная дорога Анкара-Тегеран (2000 км) проходит через озеро Ван (действует паромная переправа), которое является самым большим озером Турции (3755 кв. км). Возле озера Ван железную дорогу построили в 1970-х годах, однако тогда из-за финансовых проблем в Турции решили не строить железную дорогу в объезд через территорию вокруг озера[xii].

Здесь есть один нюанс — НАР после соединения железных дорог Ирана и Азербайджана сможет более коротким путем (через Иран) связаться с Азербайджаном, в то время как в случае железной дороги КИН она будет эта сделать через территории Турции и Грузии. В таком случае КИН для НАР в первую очередь будет означать железнодорожный выход в Турцию. Это будет способствовать росту влияния Турции на НАР (в противовес Ирану), который со временем может стать одним из крупнейших транспортных узлов региона. Однако этому может помешать РПК, который взрывает железные дороги на юго-востоке и востоке Турции. Примечательно, что в сентябре 2015 г. РПК устроил теракт на границе Турции и НАР. 13 полицейских погибли при подрыве на мине микроавтобуса в восточной турецкой провинции Ыгдыр. Боевики РПК использовали одну тонну взрывчатых веществ, для осуществления теракта. Автобус перевозил полицейских на пограничный пункт Дилуджу[xiii]. А в июле 2015 г. РПК в районе Сарыкамыша провинции Карс взорвали поезд, который вез трубы для строительства газопровода TANAP[xiv]. Все это говорит о том, что РПК в будущем может взрывать и железную дорогу КИН, и железную дорогу БТК.

[i] Анкара обсуждает с Баку и Тегераном новый ж/д проект, Anadolu Ajansı, 31.05.2017

[ii] Турция желает возобновить переговоры с Азербайджаном по новой железной дороге, Trend, 03.03.2017

[iii] Турция планирует построить железнодорожную линию в Нахичевань между границами Ирана и Армении, Regnum, 04.05.2010

[iv] Габриелян Айк,  О железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, Институт Ближнего Востока, 14.11.2016

[v] БТК введут в строй в конце июня, Anadolu Ajansı, 28.04.2017

[vi] БТК сблизит Азию с Европой, Anadolu Ajansı, 13.04.2017

[vii] Правительство Грузии подписало инвестиционное соглашение для строительства порта Анаклия, Новости-Грузия, 03.10.2016

[viii] Президенты Армении и Ирана обсудили вопрос создания транзитного коридора Персидский залив — Черное море, Panorama.am, 21.12.2016

[ix] Крупнейший банк Азербайджана подал заявление о банкротстве, РБК, 13.05.2017

[x] Иран и Азербайджан договорились по кредиту на строительство железной дороги, РИА Новости, 11.06.2016

[xi] Баку обещает вывести Нахчыван из ж/д блокады, Novosti.az, 11.01.2017

[xii] Габриелян Айк, О Третьем турецко-иранском форуме, Институт Ближнего Востока, 11.05.2017

[xiii] Iğdır’da polis aracına 1 tonluk bombayla saldırı: 13 polis şehit, Hürriyet, 08.09.2015 

[xiv] TANAP’a boru taşıyan trene bombalı saldırı: 1 ölü, Yeni Şafak, 30.07.2015

62.87MB | MySQL:102 | 0,629sec