Государство Израиль и Парижское соглашение по климату

1 июня 2017 г. президент США Д.Трамп объявил о выходе США из Соглашения по климату, принятого в 2015 г. в Париже. Казалось бы, за годы особой американо-израильской дружбы стало уже традиционным, что государства поддерживают друг друга в случае принятия какого-либо судьбоносного решения, относящегося к международной повестке дня. Так было, к примеру, в 2011 г., когда Вашингтон поддержал ближневосточного партнера во время повышения статуса Палестины в ЮНЕСКО, отказавшись от оплаты членских взносов. Позднее обе страны лишились из-за этого права голоса в указанном специализированном учреждении ООН. Как следствие, озвученное Д.Трампом решение относительно участия Соединенных Штатов в климатическом соглашении закономерно породило аналогичный вопрос о планах Израиля.

В сложившейся ситуации власти страны приняли решение встать на защиту международных договоренностей. В этой связи комментарий на своей странице в сети Facebook сделал министр национальной инфраструктуры Ю.Штайниц. В нем говорилось: «Я надеюсь, что Соединенные Штаты будут продолжать вести глобальную кампанию, чтобы спасти планету и будущее человечества. Даже если есть 50%-я вероятность того, что изменение климата и глобальное потепление является результатом антропогенных процессов, мы должны приять меры по снижению рисков. Как министр энергетики Государства Израиль я говорю, что мое обязательство сократить использование загрязняющего каменного угля и заменить его природным газом не изменится под влиянием президента США. Парижское соглашение было редким случаем, объединившим весь мир за исключением Сирии и  Никарагуа, в заботе о безопасности и здоровье будущих поколений»[i].

Судя по оценке Ю.Штайница, на официальном уровне страна сделала ставку на использование экономического эффекта соглашения 2015 г. В процессе развития газовой стратегии Израилю выгодно не только наращивать усилия по налаживанию экспорта «голубого топлива», но и переориентировать собственных потребителей. В том же комментарии министр национальной инфраструктуры отметил, что государство уже идет по намеченному пути и, как ожидается, в текущем году 60% электроэнергии будет производиться на природном газе. Кроме того, Парижское соглашение способно положительно повлиять и на другие отрасли израильской экономики, учитывая показатели в области высоких технологий и проекты по развитию альтернативных источников энергии.

Впрочем, решение президента США оказало на двусторонние отношения и серьезный политический эффект, продемонстрировав всю глубину недовольство израильских государственных деятелей. Во-первых, оно было озвучено фактически одновременно с заявлением о продлении отсрочки переноса американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Во-вторых, наряду с упомянутым вопросом о представительстве в Израиле, оно оказалось одним из двух судьбоносных для международного сообщества предвыборных обещаний Д.Трампа, которое он все же решил выполнить. В-третьих, объявление о выходе из договоренностей по климату стало серьезным сигналом разрыва с наследием Б.Обамы, которого нынешний американский лидер не продемонстрировал применительно к палестино-израильской проблематике.

Отчасти настроения политиков заметны в уже рассмотренном выше комментарии Ю.Штайница, упомянувшего о Сирии. Таким способом министр в некотором смысле поставил Вашингтон в один ряд с Дамаском, действия которого характеризуются Израилем как «варварские». Еще более резкими оказались высказывания министра по защите окружающей среды З.Элькина. Предположение о том, что страна может последовать за своим партнером в вопросе климата, он назвал безосновательным. При этом свою позицию З.Элькин аргументировал тем, что «Израиль – не американская колония». Таким образом, политик, выдвигавший в период работы в МИД теорию симметричного ответа на действия зарубежных государств, явно дал понять, что в сложившихся обстоятельствах ставка будет сделана на максимальный учет собственных интересов, что может пойти вразрез с внешнеполитической линией США. Заявляя об этом, З.Элькин подчеркнул, что был избран «представлять Иерусалим». Так министр, с одной стороны, ответил на сделанный американским президентом ранее комментарий о том, что он представляет Детройт, а не Париж. С другой стороны, косвенно дал понять, чем именно обусловлена израильская резкость.

Таким образом, предположение СМИ о возможности выхода Израиля из Парижского соглашения по климату оказалось нерелевантным. Оно было обусловлено, скорее, традиционной взаимосвязью, которую государства часто демонстрировали на международном уровне, а не показателями отражающими интересы страны. Для ближневосточного государства, делающего ставку на инновации и развитие газовой стратегии, во всех смыслах выгодным считается следование договоренностям, достигнутым в 2015 г. Однако в случае выполнения Д.Трампом обещания по переносу посольства из Тель-Авива в Иерусалим реакция политических кругов страны могла быть другой. Имея неразрешенные внешнеполитические задачи, для израильских властей станет крайне недальновидным шагом отказываться от интересов собственной экономической и экологической целесообразности и обострять отношения с зарубежными партнерами, не получая ничего взамен.

[i] Цит. по: Youval Steinitz // Facebook.com 01.06.2017

52.27MB | MySQL:103 | 0,524sec