Алжирская критика Марокко за действия против берберов

Представители алжирских властей, внимательно следящие за берберскими выступлениями в Марокко, критически оценивают действия местных властей и в целом короля Мухаммеда VI относительно решения ими данного кризиса.

В частности, это относится к проведению ими массовых, «но запоздалых» арестов активистов и лидеров протестов рифов, берберов, проживающих на севере королевства.

Алжирские источники оценивают реакцию марокканских силовиков как «сильно запоздавшую», тогда как, по оценке силовиков АНДР, «данные выступления следовало гасить в самом зародыше еще во время их начала в октябре прошлого 2016 года».

Важно напомнить, что им предшествовала гибель при до конца невыясненных обстоятельствах в городе Аль-Хосейме Мохсина Фехри, молодого бербера, торговца рыбой, арестованного полицией за якобы незаконную торговлю, который, по одной из версий, в знак протеста против конфискации у него товара покончил жизнь самосожжением, что и вызвало массовое негодование населения области Риф.

Для марокканских властей дальнейшее развитие протестного движения в ней является весьма тревожным знаком, учитывая тот факт, что данный регион наводнен оружием и исторически имеет весьма богатую традицию сопротивления не только испанским и французским завоевателям, но и самой королевской власти.

Следует особо заметить, что с октября 2016 г. протестные выступления лишь набирали силу. И если на начальном этапе их участники в основном требовали лишь наказания непосредственных виновных в гибели Мохсина Фехри, то через некоторое время они сменили лозунги, требуя власти решить накопившиеся здесь социально-экономические проблемы, то теперь все чаще рифяне выходят на улицы не только под своими национальными флагами, но и под флагами знаменитого вождя сопротивления испанским и французским колонизаторам Абд эль-Керима, основателя независимой от Марокко Рифской республики (1921 – 1926).

Фактическое бездействие властей страны как на местном, так и на центральном уровне, занявших выжидательную позицию в расчете на то, что протесты «выдохнутся сами собой», лишь спровоцировало новый виток берберской активности. Так, с конца февраля текущего года здесь стали отмечаться случаи нападения не только на отдельных полицейских и патрульные экипажи, но и даже на отделения полиции.

Проведенные ограниченные аресты местных активистов, не затронувшие лидеров протестного движения, не имели иного результата, кроме как новую вспышку негодования, выразившуюся в расширении протестов солидарности берберов в других регионах их проживания, в частности, в центре и на юге страны, испытывающих схожие проблемы с областью Риф.

Однако с 26 мая марокканские власти, судя по всему, склонились к силовому сценарию решения проблемы, когда они приступили к массовым арестам лидеров берберского движения. Среди них оказался и 39-летний безработный Насер Зефзави, задержанный 29 мая, а также многие другие его сподвижники, в частности, из движения «Хирак Эрриф» (всего более 70 человек), которое, как считает полицейское руководство страны, и стоит за данными выступлениями.

Им инкриминируются обвинения по достаточно «тяжелым» статьям, по которым они могут подвергнуться смертной казни (за последние 20 лет не применяется и осужденные к ней фактически отбывают пожизненное заключение), включая «подрыв национальной безопасности».

При этом, по данным как самих рифян, так и алжирских источников, власти прибегли к борьбе против них мусульманское духовенство, которое якобы на проповедях в мечетях призывает верующих отказаться от поддержки Зефзави, сравнивая его с «псевдохалифом аль-Багдади», считающегося лидером ««Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ организация).

Между тем, как полагают представители алжирских силовиков король Мухаммед VI допустил серьезную ошибку, позволив движению разрастись, не изучив не только уроки соответствующих событий 1980 и 2001 гг. в Алжире, но и истории послевоенных берберских выступлений в самом Марокко, которые якобы «были погашены лишь благодаря молниеносной реакции силовых служб».

Теперь же, когда движение разрослось, сделать это гораздо труднее и болезненнее.

Отсутствие «должной реакции» представители алжирской стороны объясняют тем, что «Мухаммед VI стал жертвой собственных иллюзий и заложником созданного им же мифа о том, что он является демократическим просвещенным королем», почему он якобы и не пожелал действовать решительно, дабы не разрушать созданный имидж в глазах европейских и американских партнеров.

Как бы там ни было, но попытка обезглавить протестное движение пока не привела к ослаблению выступлений. Напротив – в ряде мест они только усиливаются, и их участники выходят на демонстрации под лозунгами «Мы все Зафзави» (ранее они выходили с надписями на плакатах «все мы Фехри») и «Долой коррумпированный антиберберский режим», «Да здравствует Республика Рифов» и т.д.

Что же касается перспектив дальнейших действий марокканских властей по урегулированию данного конфликта, то теперь перед властями имеется три основных варианта: дальнейшее осуществление борьбы путем «выхватывания» лидеров и активистов протестов с перспективой дальнейшей радикализации берберов, удовлетворение требований протестующих и силовое подавление.

Второй сценарий также представляются болезненными для королевской власти – в силу нехватки на это средств (основной спонсор в лице Саудовской Аравии сам испытывает все более серьезные финансовые проблемы) и нежелания Его Величества в данном случае «терять лицо».

Последний же вариант также несет в себе огромные издержки, поскольку его реализация означает большое число жертв с неясными перспективами и потерю «демократического» имиджа, да еще в условиях все более явного охлаждения отношений Мухаммеда VI по западносахарскому вопросу.

Что же касается алжирских властей, то они по-прежнему демонстрируют установки на силовой подход к решению собственной берберской проблемы. Так, параллельно развитию событий в области Риф в самом Алжире были осуждены лидеры и активисты «Движения за автономию долины Мзаб», получившие от трех до пяти лет лишения свободы за отстаивание прав сахарских берберов-мозабитов и организацию вооруженного сопротивления погромщикам в провинции Гардайя, среди которых отметились не только представители арабского населения, но и местные полицейские.

Однако следует оговориться, что силовые меры также не решают назревшую берберскую проблему, а лишь делают невозможным ведение диалога между берберами и властями.

52.23MB | MySQL:103 | 0,444sec