Баб-эль-Мандебский пролив: что стоит за новыми атаками на судоходство

В информационном коммюнике командования военно-морских сил стран Евросоюза, действующих в рамках операции «Атланта» по борьбе с пиратством в районе Африканского Рога (European Union Naval Force Operation Atalanta) и, частично развернутых в зоне Баб-эль-Мандебского пролива, выпущенном 3 июня, сообщается об атаке «неустановленными личностями» танкера M. T. Moski, водоизмещением в 70 362 тонны, следовавший через пролив под флагом Маршалловых островов. Нападение произошло в южной части пролива и было осуществлено с использованием «реактивных неуправляемых снарядов (скорее всего, с применением РПГ), которые выпускались со скоростного катера. Нападавших было то ли три, то ли пять человек, и, согласно заявлению спикера командования ВМС ЕС Жака Шерриффа, «не было отмечено попыток применить веревки с крюками, или иные абордажные средства…, и нападение произошло в районе, удаленном от тех мест, где обычно отмечается активность сомалийских пиратов». Танкер не получил повреждений и продолжил следовать своим курсом.

Это первый случай атаки столь крупного нефтеналивного судна в проливе за последнее время и подробности инцидента как бы подталкивают к воспоминаниям времен ирано-иракской войны: именно в таком стиле действовали легкие ударные силы КСИР, стремительно сближавшиеся на моторных катерах с морскими исполинами, и в упор расстреливавшие их из крупнокалиберных пулеметов и с помощью неуправляемых реактивных снарядов, а иногда, из обычных РПГ.  При всей кажущейся нелепости таких действий иранцам удалось тогда нанести тяжелый урон судоходству в районе Ормуза, несколько танкеров сгорели полностью, а сам пролив был даже блокирован, когда одно из судов, загоревшихся после атаки было оставлено экипажем и, неуправляемое, закупорило фарватер.

Однако, те атаки, при всей схожести, имели одно существенное отличие: иранцы предупреждали о своих намерениях заблаговременно (целью их действий было установить и поддерживать блокаду иракского нефтяного экспорта), и, кроме того, повредить громадное стальное судно могли лишь несколько катеров, которые, как правило, сближались с целью с разных курсовых углов и сосредотачивали пулеметный и ракетный огонь на надстройках и в районе машинного отделения. Катер-одиночка вряд ли смог бы причинить существенный урон танкеру, собственно, поэтому атака имела ничтожный физический, но весьма значимый медийный результат, и очень похожа на провокацию.

Кому может быть выгодна такая провокация? Здесь уместно обратить внимание на два обстоятельства. Действия нападавших, как мы уже упомянули выше намекают либо на йеменских хоуситов, либо на их иранских союзников (советников). И второе – уж больно к северу оказались расположены патрули ВМС Евросоюза, ведь зона пролива находится северо-западнее Аденского залива, крайнего района на который распространяется мандат европейских борцов с пиратством.

Второе обстоятельство с учетом того, что происходит сейчас в Йемене и на сопредельных территориях вполне объяснимо. Силы аравийской коалиции, воюющие с хоуситами и сторонниками бывшего президента Али Абдаллы Салеха пытаются отрезать последних от побережья и расположенных недалеко от пролива портов, через которые в Северный Йемен поступают продовольствие, медикаменты и топливо. Кроме того, в непосредственной близости от пролива возводятся военные базы ОАЭ и Китая. Сам Баб-эль-Мандебский пролив является геостратегическим морским путем, закрытие которого автоматически не только останавливает морские перевозки энергоносителей, но и «обнуляет» еще два маршрута: Суэцкий канал и Гибралтар. В системе мировой морской логистики, обеспечивающей львиную долю глобального грузооборота, пожалуй есть еще 2 подобных, как выражаются на Западе chok-point, «горловины» или «горлышка», способных перекрыть кислород всей мировой торговле: это Малаккский пролив и Панамский канал. В Советском Союзе это хорошо понимали, и бывшие советские ВМБ в Бербере и в эфиопской Нокре, на архипелаге Дахлак, ныне активно осваиваемые ОАЭ, (их новая база в эритрейском Ассэбе использует часть инфраструктуры, оставшейся от советского военного присутствия и находится рядом с островом Нокра) являются наглядным тому подтверждением. Поэтому повышенное внимание Евросоюза к зоне пролива вполне объяснимо.

Однако, до сегодняшнего дня никто не взял на себя ответственность за эту атаку. И кого-то надо назначить виновным, что не заставит себя ждать, особенно, в случае повторения такой непонятной акции.

Поэтому исчерпывающее разъяснение первому обстоятельству прозвучало из Саны.

Председатель Высшего революционного комитета, Мухаммед Аль аль-Хути назвал произошедшее «американской театральной постановкой». «Силы американской и саудовской агрессии оккупировали пролив и несут ответственность за все, что в нем происходит, — добавил лидер хоуситов. «Наши бойцы не приближаются к гражданским судам и мы атакуем, как вы могли убедиться, только вражеские военные корабли».

4.7 миллиона баррелей нефти в сутки и 25 тысяч грузовых судов в год – именно столько следует через пролив, являются хорошим стратегическим и биржевым инструментом для определенных сил, тем более, что почти все они следуют как раз в Европу.

Атака на гражданское судно дает хороший повод для наращивания иностранного военно-морского присутствия в этом районе, кроме того, инцидент произошёл поблизости от йеменского порта Ходейда, за который сейчас идут упорные бои. Эскалация обстановки в проливе на руку и Саудовской Аравии, в попытке более активно вовлечь Египет в коалиционные действия у йеменского побережья.

Поэтому, не исключено, что, оценив это прецедент и реакцию на него в мире, его инициаторы не заставят себя долго ждать с повторением атаки «неизвестных» на новое судно, с возможно более драматичным исходом. Вина, как не трудно догадаться, будет возложена на хоуситов и на Иран, тогда как истинные заказчики подобных провокаций и их бенефициары всем хорошо известны, а руководители этих стран недавно даже вместе станцевали на встрече в Эр-Рияде.

52.17MB | MySQL:103 | 0,645sec