Оценки китайских специалистов действий ВВС Франции в борьбе с «Исламским государством»

Как отмечают китайские военные обозреватели, в ходе вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике нескольких ключевых стран-производителей вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) получили возможность провести реальную масштабную проверку возможностей продукции предприятий национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК). По подсчетам китайских наблюдателей, ВС РФ протестировали около 160 образцов ВВСТ в ходе операции по борьбе с международной террористической организацией «Исламское государство».

В это число входят и крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) Х-101 и Х-555, которые применяли экипажи стратегических бомбардировщиков Ту-160. По данным китайских источников, российские ракеты при длине 7,48 м, и стартовом весе 2300 кг, скорости 0,78 МАХа обладают максимальной дальностью пуска 5500 км, тогда как ближайший конкурент – американская КР BGM-109 Block IV «TLAM-E» при длине 6,45 м и стартовом весе 1450 кг обладает максимальной дальностью пуска всего 2300 км. Очевидно, что по дальности пуска продукция ОПК США не сопоставима с российскими ракетами, а кроме того очень важным является факт низкой надежности американского ракетного оружия.

Китайские аналитики полагают, что в ходе апрельского ракетного удара ВМС США по авиабазе «Шайрат» из 59 выпущенных КР BGM-109 Block IV по цели достигли только 23, тогда как остальные упали в Средиземное море или на территории Сирии. От внимания китайских специалистов не укрылся и тот факт, что достигшие «Шайрата» американские ракеты поразили такие объекты, как: столовая, учебный корпус, стационарную РЛС и шесть железобетонных ангаров.

Конечно, кроме США в ударах по объектам «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) принимают и другие государства-члены НАТО, ВВС которых применяют КРВБ собственной и совместной разработки. В качестве примера представляется возможным привести действия ВВС Франции и применение ракет, известных под обозначением Scalp-EG.

Следует отметить, что КРВБ французского производства также известны под обозначениями APACHE AP, Storm Shadow, SCALP Naval, Black Shaheen и кроме ВВС Франции приняты на вооружение ВВС Великобритании, Италии, Греции, Королевства Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратов.

Именно эти ракеты в модификации Storm Shadow позволяют истребителям «Торнадо» ВВС Великобритании наносить удары по объектам международных террористических организаций на территории Сирии без входа в зону действия систем ПВО ВС РФ, расположенных на авиационной базе «Хмеймим». Следует отметить, что ВВС Великобритании используют в рамках операции Inherent Resolve авиационную базу Акротири, которая расположена на о.Кипр. Это позволяет сократить затраты на топливо по сравнению с французскими и американскими военными[1].

Достоверно известно, что малозаметные КРВБ Scalp-EG ВВС Франции применяли всего три раза 15 декабря 2015, в ночь со 2 на 3 января 2016 г и 24 августа 2016 г в рамках операции Chammal по борьбе с международным терроризмом в Сирии и Ираке. В трех случаях для ракетных ударов привлекались подразделения, укомплектованные истребителями «Мираж 2000Д» (8 самолетов) и «Рафаль» (6 самолетов), которые дислоцированы на авиационных базах «Принц Хассан» в Иордании и АвБ «Аль-Дафра» в Объединенных Арабских Эмиратах.

Известно, что стоимость ракеты Scalp-EG составляет 900 тыс. евро (по другим данным 930 тыс. долл. США). Кроме того, представляется возможным указать некоторые ключевые характеристики КРВБ Saclp-EG, а именно при стартовом весе ракеты 1300 кг масса боевой части проникающего действия с последующим подрывом  внутри укрепленного объекта может достигать 450 кг. Дальность пуска по разным данным составляет от 250 до 972 км.

По данным зарубежных источников, упомянутая операция была разработана французскими военными стратегами во взаимодействии с Пентагоном  и рассчитана на пять лет. Дата начала операции Chammal – 19.09.2014[2].

В рамках первого этапа операции Chammal в период с 1 июня по 31 августа 2016 г с АвБ «Принц Хассан» и «Аль-Дафра» было выполнено 411 и 101 вылетов соответственно. В рамках второго этапа операции Chammal в период с 1 сентября по 30 ноября 2016 г.  палубные истребители «Рафаль-М» авиакрыла авианосно-ударной группы авианосца «Шарль де Голль» выполнили всего 414 боевых вылетов. Тогда как их коллеги, из ВВС Франции, с двух указанных АвБ выполнили 346 и 56 вылетов соответственно[3]. По данным западных источников, истребители палубной авиационной группы «Шарля де Голля» выпустили около 50 ракет указанного типа.

Как указывают иностранные специалисты АУГ ВМС Франции действовала в восточной части акватории  Средиземного моря во взаимодействии с ВМФ РФ только неделю. С учетом того, что пилотам ВМС Франции приходилось действовать в условиях пристального внимания со стороны военной разведки ВС РФ и плотной «опеки» со стороны российских систем ПВО президент Франции принял решение сменить место дислокации АУГ на Персидский залив под благовидным предлогом. Это решение увеличило расход авиационного керосина, поскольку дальность полета от средиземноморского побережья Сирии до Ракки составляет 160 миль, а при действии из 12-ти мильной зоны Кувейта расстояние до сирийской «столицы»  ИГ увеличивается до 700 миль.

Небольшое количество полетов французской боевой авиации с АвБ «Аль-Дафра» объясняется тем, что при дальности полета до района пуска ракет в 700 миль летчикам ВВС Франции приходилось неоднократно выполнять дозаправки в воздухе в ночное время. Следует отметить, что практическое большинство боевых вылетов ВВС Франции совершали именно ночью, поскольку разработчики операции Chammal рассчитывали увеличить эффективность бомбардировок за счет внезапности.

Для обеспечения действий боевой авиации ВВС Франции направили в регион два самолета-заправщика КС-135 Stratotanker, один самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) Е-3F Sentry и два самолета базовой патрульной авиации (БПА) Dassault Atlantique 2.

Следует отметить, что два образца авиационной техники, а именно воздушный танкер КС-135 и самолет ДРЛОиУ Е-3F это продукты военного подразделения американской корпорации «Боинг», которые приняты на вооружение нескольких стран мира. В отношении заправщиков КС-135 известно, что на вооружении ВВС Франции находится 14 самолетов данного типа.

Привлечение только двух самолетов-заправщиков для выполнения задач в Ираке и Сирии объясняется малым количеством истребителей, которые задействованы в операции Chammal, а также процессом модернизации 12 самолетов C-135FR до уровня KC-135RG, которые необходимы официальному Парижу для борьбы с исламистами в рамках операции Barkhane и Serval на территории нескольких стран  зоны Сахеля.

Для ведения воздушной разведки и управления действиями боевой авиации ВВС Франции используют самолеты Е-3F Sentry, которые в отличие от продукции французского ОПК обладают необходимой дальностью полета и мощностью РЛС, систем связи для того, чтобы оставаться вне зоны действия систем ПВО ВС РФ.

В отношении самолета БПА Dassault Atlantique 2 (в ВВС Франции имеет обозначение ATL2) известно, что этот устаревший образец патрульного противолодочного самолета впервые совершил полет в 1989 г. В создании ATL 2 принимали участие инженеры и конструкторы   Dassault Aviation (Франция), Alenia  (Италия), SABCA-SONACA (Бельгия) и EADS (European Aeronautics Defence and Space). Последняя является совместным предприятием, созданным при участии немецкого подразделения DaimlerChrysler Aerospace, французской компании  Aerospatiale Matra и испанской CASA. Необходимо признать, что подобный конгломерат авиастроителей смог создать вполне надежный турбовинтовой самолет, который имеет следующие тактико-технические характеристики:

– чистый вес: 25 тонн;

– максимальный вес боевой нагрузки: 9 тонн;

– максимальный взлетный вес: 46,5 тонн;

– практический потолок: 10058 м;

– максимальная скорость: 650 км/ч;

– крейсерская скорость: 580 км/ч;

– максимальная дальность полета в зависимости от скорости от 7783 до 9004 км;

– максимальная продолжительность полета 18 часов.

В случае если командование ВВС Франции примет решение о модернизации этих самолетов до модификации ATL3, то на них будут установлены новые двигатели АЕ-2100Н, которые позволят снизить расход топлива на 15% и при этом обладают мощностью на 10% выше. Следует учитывать, что данные самолеты могут самостоятельно наносить удары по малоразмерным наземным целям благодаря свободнопадающим и корректируемым бомбам.

В политическом плане действия ВВС Франции всегда были согласованы на самом высшем уровне, а именно президент Франции Франсуа Олланд лично согласовывал с президентом США Бараком Обамой каждую воздушную операцию.

 

[1] http://www.express.co.uk/news/uk/687248/British-Storm-Shadow-missiles-ISIS-next-five-years-defence-secretary

[2] https://southfront.org/role-of-charles-de-gaulle-nuclear-aircraft-carrier-in-operations-of-french-military-in-middle-east/

[3] https://southfront.org/role-of-charles-de-gaulle-nuclear-aircraft-carrier-in-operations-of-french-military-in-middle-east/

62.84MB | MySQL:102 | 0,473sec