Ирак: состояние потребительских цен во время месяца Рамадан

Начало священного для всех мусульман месяца Рамадан в Ираке не подтвердило опасения некоторых местных экономических обозревателей, полагавших, что цены на товары, входящие в основную потребительскую корзину ожидает существенный рост. Мониторинг ценовых показателей по десяткам наименований, проведённый экспертами Министерства экономики и сельского хозяйства в течение прошлой недели позволил прийти к выводу: после относительно стабильного уровня цен, отмечено их незначительное повышение, и связано оно, главным образом, с возросшим спросом населения на ряд продуктов.

Советник Минсельхоза Ирака, Ахмед аль-Кэйси в интервью местной редакции ТВ каналу «Аль Иттеджах» рассказал, что в части цен на овощи, фрукты, зелень, положение стабильно и обусловлено мерами как поддержки местного производителя, так и протекционистскими, направленными на защиту рынка от импорта тех продуктов, которые «легко выращиваются местными фермерами».

«Мы убедились в правильности выбранного курса», — прокомментировал чиновник вопросы журналистов о мерах по поддержке местного производства. По его мнению, это особенно наглядно продемонстрировано состоянием дел с развитием садовых хозяйств, в частности финиковых плантаций, а также тем, как повлияло на уровень производительности крестьянских хозяйств решение министерства о 50% дотации для удобрений, выделяемых фермерам.  «Рост урожая, и, улучшившееся за счет более тщательной подкормки и обработки растений, качество собираемых овощей и фруктов, положительно сказывается на конечном потребителе», — подвел итог А.аль-Кэйси.

Другой местный эксперт, специалист по ценообразованию в сфере потребительского рынка, Манаф ас-Саихи, обратил внимание журналистов на то, что в Ираке все еще недостаточно развита система оптовых продовольственных рынков, конкуренция между которыми бы положительно сказалась на уровне цен, а также, на то, что в стране, пока, так и не сформировано правильное отношение к покупке качественных продуктов, поскольку «цена непосредственным образом связана с ним ( с качеством), и является существенной характеристикой, позволяющей судить, насколько хорош тот, или иной продукт, по принципу, «хороший товар не может стоить дешево». Экономист считает, что развитие оптовых рынков в рамках совершенствования системы потребительской кооперации позволит сформировать в Ираке условия для ценовой и номенклатурной конкуренции, причем действовать такие центры торговли должны не только во время Рамадана, а постоянно, для чего правительство должно привлечь частных инвесторов в эту сферу. Успех подобных действий, считает М.ас-Саихи, должен быть поддержан за счет привлечения ТПП Багдада к регулярным торгово-потребительским семинарам, организуемым для формирования в обществе правильной культуры потребления и сбыта, выработки критериев качества товаров, продуктов и услуг, которые бы со временем стали бы нормой для всех горожан, как продавцов, так и покупателей.

Касаясь положения дел в малообеспеченной части населения, в семьях, потерявших кормильцев, среди беженцев и перемещенных лиц, эксперты солидарны в оценке, что властям, в целом, удалось обеспечить их основными продуктами питания. Опрошенные покупатели из числа малоимущих горожан заявили, что некоторый рост цен, вызванный повышенным спросом в дни священного месяца имеет место быть, и коснулся, прежде всего, мясных продуктов, бакалейных изделий и куриных яиц, однако, цены позволяют им, с учетом некоторого ограничения количества покупок, обеспечить свои семьи требуемым продовольствием.  И цены, хоть и выросли, но не на драматическую величину.

По сравнению с положением цен на протяжении двух последних лет иракские эксперты сходятся во мнении: властям удалось за счет мер поощрительно-протекционистского характера обеспечить стабильную ценовую обстановку на рынке и локальное повышение цен, вызванное ростом спроса в дни праздников и месячного поста, хоть и отмечено, но, в меньшей степени, по сравнению с прошлым и позапрошлым годами. Отчасти, этот эффект удалось обеспечить и за счет мер, направленных на экономию ресурсов и средств и разъяснительную компанию, направленную на формирование достаточного уровня потребления. Несмотря на сохраняющуюся в Ираке не простую экономическую обстановку, властям удается обеспечивать снабжение населения продовольствием и сохранять контроль за ценообразованием, что особенно ценно в такие периоды, как месяц Рамадан, который не должен быть омрачен социальными потрясениями или недовольством населения.

62.81MB | MySQL:102 | 0,506sec