Алжирский внутренний энергетический кризис

В рамках запланированного увеличения экспорта газа в европейские страны алжирское руководство рассчитывает сократить его потребление собственными гражданами, как и энергии.

Как оно рассчитывает, эта мерами наряду с другими позволит сравнительно быстро стабилизировать ситуацию с наполнением бюджета, не дожидаясь заметного расширения производства «голубого топлива».

Для этого оно использует имеющиеся в его руках административные рычаги, чтобы заставить алжирцев потреблять меньше энергии и газа. В первую очередь речь идет о дальнейшем увеличении их стоимости для населения.

Следует заметить, что принятый бюджет 2017 года отразил фактический переход страны «на мировые цены» по тому же газу, как этого требуют правила вступления во Всемирную торговую организацию, куда пока Алжир не вошел, несмотря на продолжающиеся на эту тему переговоры.

Тем не менее, пока руководство АНДР сохраняет соответствующие льготы для некоторых категорий населения и особо важных государственных предприятий.

Оправданием нового ожидаемого повышения цен на газ и энергию власти объясняют в том числе «расточительством некоторых алжирцев».

Так, 12 мая текущего года Мустафа Гуитуни, генеральный директор Агентства распределения энергии и газа (Sonelgaz), специализирующегося на их поставках для потребителей, указал, что «в среднем граждане АНДР потребляют в десять раз больше энергии, чем в жители европейских стран».

Он особо указал на необходимость изменения сложившегося положения и призвал алжирцев «рационализировать потребление электроэнергии ради лучшего управления сектором в целом» и «закрепить культуру умеренного ее потребления ради общего блага».

А пока этого не наблюдается, власти страны готовятся со следующего года заставить алжирцев сделать это путем увеличения стоимости газа и энергии.

В частности, сам Гуитуни указывает, что его ведомство пытается решить сложнейшую задачу —  не допустить отключения электричества на всей территории страны, особенно в течение летнего сезона из-за резкого увеличения нагрузок на сети.

По его словам, государство вложило в данную сферу значительные инвестиции, указав, в частности, на недавно запущенный его Агентством Центр развития возобновляемых источников энергии (CDER) в рамках начатой властями программ «диверсификации энергетики» в Дхайя с шестью опытными полями, вырабатывающими преимущественно солнечную (и в меньшей степени ветряную) энергию с заявленной годовой мощностью 21 мегаватт, а также Центр распределения и хранения электрической энергии в Сиди-Али Буссиди, предназначенного для снабжения ей шести областей (Тлемсен, Сиди бель Аббес, Маскара, Аяне-Тамушанате, Сайда и Оран).

В качестве собственных заслуг и успехов на данном направлении Гуитуни также указал на недавнее подключение к электрической сети 2660 домов и домохозяйств в районах Сиди Дахо и Хасси Захана.

Также, по его словам, власти страны усиливают взаимодействие на данном направлении «с местными инвесторами».

Между тем, за подобными заявлениями, подводящими базу к увеличению стоимости потребления газом и электроэнергией населением, кроются непорядки в самом Агентстве Sonelgaz.

Так, ранее поступал и данные о состоянии его фактического банкротства и наличии огромной «дыры» на общую сумму более одного миллиарда евро, образовавшейся, по версии властей, в основном в результате неплатежей потребителей — как физических, так и юридических.

С одной стороны, проблема эта действительно существует. Но во многом ее наличие объясняется ростом числа алжирцев, неспособных оплачивать регулярно увеличивающиеся счета по оплате (особенно в летние жаркие месяцы, когда они физически вынуждены пользоваться мощными кондиционерами) и общего уменьшения наличной денежной массы у населения ввиду тотального роста дороговизны.

В тоже время, независимые эксперты призывают к проведению открытого аудита деятельности руководства Агентства, фактически обвиняя его в коррупции.

Как бы там ни было, месяц от месяца проблема погашения образовавшейся задолженности становится все большей головной болью для властей страны, поскольку она все больше угрожает нормальному функционированию Sonelgaz и обеспечению населения соответствующими услугами.

Не случайно, что в мае текущего года прошла многодневная забастовка работников этого Агентства против многомесячной невыплаты им зарплаты.

Пока же перед властями имеются три варианта решения проблемы:

  1. Списание долгов и покрытие их за счет государства;
  2. Неукоснительное принудительное взимание долгов с потребителей со всеми вытекающими из этого последствиями;
  3. Перекладывание издержек на плечи исправных плательщиков, то есть дальнейшее увеличение стоимости газа и электроэнергии для потребителей.

Судя по заявлениям и действиям представителей властей, они склоняются в данной кризисной ситуации к использованию последнего варианта.

Так, первый сценарий сейчас практически не рассматривается ими ввиду взятого курса на строгую экономию в рамках сохранения имеющихся валютных резервов.

Второй — практически нереализуем, поскольку абсолютное большинство неплательщиков не могут погасить свои долги чисто физически по причине отсутствия у них денег, а требование немедленной уплаты долгов лишь приведет к фактическому банкротству по всей стране огромного числа граждан и, что вероятно, еще страшнее — разорению большого количества предприятий, на которых трудятся многие алжирцы. А это, в свою очередь, может спровоцировать дальнейшее усиление протестных выступлений.

Впрочем, явно выбранный руководством страны третий вариант решения проблемы также имеет ограниченный ресурс действия, поскольку дальнейшее увеличение ценовой нагрузки способно сделать неплательщиками еще большее число алжирцев.

Между тем, отчасти претензии со стороны властей к населению выглядят справедливыми и по сравнению с соответствующими европейскими показателями алжирское потребление выглядит «расточительством».

Однако отчасти это происходит по причине обветшания домов и коммуникаций, приводящего к огромным потерям тепла и энергии. Но сравнение потребления европейцами и алжирцами в данном случае представляется некорректным в том числе ввиду разных географических условий.

Например, в той же Германии населению не требуется столько газа и энергии, сколько в Алжире, в частности, в южной его части и особенно в жаркие летние месяцы из-за резкого увеличения нагрузки на сети по причине усиленного пользования кондиционерами и холодильниками.

Расчеты же властей на альтернативную энергетику как раз дополнительно свидетельствуют о последующем увеличении стоимости энергии для потребителей ввиду ее неравноценности по сравнению с углеводородной с одной стороны и необходимости как можно быстрее «отбить» инвестиции на ее внедрение.

Таким образом, наблюдаемые и предполагаемые действия властей по решению проблемы, как представляется, не могут ее решить и по сути лишь способны еще больше радикализировать настроения населения.

52.29MB | MySQL:103 | 0,466sec