Израиль и «Хизбалла»: актуальна ли угроза войны?

5 июня 2017 г. Армия обороны Израиля завершила учения у северных границ страны, имитировавшие полномасштабное противостояние с «Хизбаллой». В мероприятиях приняли участие  военно-воздушные силы, а также наземные подразделения, включая пехотную бригаду «Голани».  Их проведение стало неожиданностью как для соседних государств, так и для прессы. О готовящихся учениях не знало даже командование, поскольку по сценарию перед военнослужащими была поставлена задача отработать действия в условиях наличия лишь краткой разведывательной информации о нападении террористической организации.

Несмотря на то, что по данным командования, указанные мероприятия стали частью общей программы, направленной на проверку уровня боеготовности, что подтверждается организованными ранее аналогичными испытаниями для различных подразделений, включая военно-морские силы, в СМИ тренировки подразделений ЦАХАЛ на границе с Ливаном стали именоваться как «репетиция войны». Во многом объяснением столь пессимистичных прогнозов можно считать озвученную ранее позицию ряда экспертов и представителей военно-политического истеблишмента государства, в соответствии с которой следующим открытым конфликтом с участием Израиля станет именно противостояние с «Хизбаллой». Кроме того, по данным армейских источников, сейчас ведется разработка усовершенствованного плана эвакуации из приграничных районов.

Поводом к началу активных мероприятий в Северном военном округе в прессе считаются недавние заявления шейха Х.Насраллы. Еще в марте 2017 г. лидер «Хизбаллы» связал авиаудар, нанесенный Израилем по автоколонне на территории Сирии, с тем, что государство якобы боится поражения группировки «Исламское государство» (запрещена В России), поддерживая ее таким способом.  В начале мая, выступая по случаю годовщины гибели М.Бадра ад-Дина, он отметил слабость Израиля, которую подтверждает попытка страны построить вокруг себя стены. Более того, было особо подчеркнуто, что следующее столкновение между сторонами, если оно будет иметь место, произойдет непременно на израильской территории. После визита президента США Д.Трампа в Эр-Рияд лидер «Хизбаллы» обвинил Саудовскую Аравию в спонсировании «сионистского режима». Данную точку зрения разделил и заместитель генерального секретаря организации шейх Н.Кассем. 2 июня 2017 г. посещая церемонию, приуроченную к годовщине смерти аятоллы Хомейни, он сказал, что Израиль боится войны с «Хизбаллой», в то время как последняя готова к любому сценарию.

Действительно, об опасности, исходящей от террористической организации, неоднократно говорилось на разных уровнях. Глава правительства Б.Нетаньяху и министр обороны А.Либерман указывали, что страна будет предпринимать максимум усилий для того, чтобы препятствовать передаче террористической организации вооружений. О высокой вероятности прямого столкновения в марте говорил и начальник Генерального штаба ЦАХАЛа Г.Айзенкот. Это утверждение он фактически подтвердил и в начале июня на мероприятиях по случаю годовщины Второй ливанской войны, дополнив свою мысль тем, что сторонники организации приобретают дополнительные навыки, участвуя в конфликте в Сирии.

Впрочем, по сути, для Израиля, в глобальном смысле стремящегося противостоять Ирану, «Хизбалла» на нынешнем этапе представляет собой, скорее, тактическую задачу, выступая в роли регионального союзника главного противника. Сама организация также ориентируется преимущественно на решение вопросов, относящихся к сирийскому конфликту, свидетельством чего является переброска значительного количества сил в район провинции Дераа, для участия в наступлении на оппозицию. Одновременно с этим, как свидетельствует Г.Айзенкот, «Хизбалла» несет в этом конфликте серьезные потери, что влияет на ее потенциал в борьбе с Израилем. Наконец, проблему для организации представляет региональная политика Д.Трампа. К примеру, в апреле 2017 г. после американского удара по сирийской территории группировка эвакуировала свои позиции в приграничном с Израилем районе. Пагубно на имидже «Хизбаллы» сказалось и выступление президента США в столице Саудовской Аравии, где она упоминалась в качестве террористической структуры.

Таким образом, на нынешнем этапе противостояние между Израилем и «Хизбаллой» разворачивается, скорее, в информационном поле. Обусловлено данное обстоятельство тем, что для каждой из сторон этого ассиметричного конфликта победа над противником не входит в список приоритетных задач, а служит лишь дополнительным свидетельством расхождения региональных игроков по двум полюсам силы. Впрочем, данные допущения не исключают того, что любая провокация в приграничной территории может вызвать новый виток открытой борьбы, к чему, судя по всему, пытается подготовиться Израиль, извлекая опыт из истории предыдущих столкновений.

52.28MB | MySQL:103 | 0,591sec