Алжир будет противодействовать усилению Израиля в Африке

Появление на очередном 51-м Саммите ECOWAS (Экономическое сообщество стран Западной Африки) в начале июня текущего года израильского премьера Биньямина Нетаньяху вызвало недоумение и раздражение представителей алжирского руководства.

По имеющимся данным, сообщения о его возможном приезде на это мероприятие в столицу Либерии (Монровия) стали поступать по дипломатическим и разведывательным каналам АНДР еще в мае.

Однако алжирские лидеры не придали этим сообщениям серьезного внимания, расценив их «информационным мусором», поскольку, во-первых, они располагали данными о подготовке встречи в верхах Африка-Израиль, намеченной на октябрь 2017 года, а во-вторых, мероприятие ECOWAS считалось «неформатным» для появления на нем израильского премьер-министра в том числе относительно заявленных там для рассмотрения вопросов, и в-третьих, прибытие Нетаньяху на встречу в Либерии не было отмечено в календаре намечаемых событий этой организации.

Соответственно, прибытие в Монровию Нетаньяху застало руководство АНДР врасплох и этому оно уже никак не могло помешать и даже должным образом поработать с властями стран, чьи представители участвовали в данной встрече.

Необходимо напомнить, что алжирские лидеры считают Израиль враждебным для себя государством, якобы поддерживающим «берберский сепаратизм» на территории АНДР (в качестве доказательства они указывают на факты посещения Тель-Авива активистами Движения за автономию Кабилии и др.), и помогающим главному конкуренту Алжира в Северной Африке – Марокко.

В свою очередь, со стороны Израиля также обращается внимание на деятельность алжирских дипломатов, бизнесменов и представителей спецслужб, поскольку власти АНДР ранее были замечены в регулярных контактах и более глубоких связях с недружественными ему силами, включая террористические группировки ХАМАС и «Хизбалла».

В этой связи алжирские источники отмечают, что первое с момента создания ECOWAS участие премьер-министра Израиля в его саммите служит доказательством «кульминации процесса усиления» последнего.

В этой связи алжирская сторона задается вопросом – кто именно из членов ECOWAS решил «открыть Израилю дорогу в Западную Африку?» Кроме официально пригласившего в Монровию либерийского президента Элен Сирлин-Джонсон в числе «израильских доброжелателей» называют и руководство Сенегала, который в ходе данного мероприятия ECOWAS объявил о нормализации двусторонних отношений с Израилем и, что особенно неприятно для Алжира – президента соседнего с ним Мали Ибрагима Бубакара, страны, в которой традиционно сильно влияние АНДР.

В этот же «черный» список АНДР попали главы Гамбии, Гвинеи, Кабо-Верде, Кот д`Ивуара и Того, встречавшиеся в Монровии с израильским премьером. В последнем случае алжирские источники называют скандал с произошедшей якобы дракой охранников Нетаньяху с тоголезскими коллегами президента Фором Эссозимна Гнассингбе «постановкой, призванной продемонстрировать случайность и мнимое нежелание признавать факт измены общему африканскому делу».

Последняя формулировка достаточно показательна – Алжир не устает напоминать африканцам «об истинной враждебности Израиля», указывая на былую «дружбу сионистов с режимом апартеида в ЮАР, с которым они создавали, испытывали ядерную бомбу и угнетали африканцев, прекратившейся лишь после его краха».

Снисхождение Алжира получили из 15 стран-участников ECOWAS лишь семь. Среди них Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гвинея-Бисау, Нигер, Нигерия и Съерра-Леоне, президенты которых, по данным алжирских источников, узнав о появлении на саммите организации Нетаньяху, предпочли не встречаться с ним (не являться на данное мероприятие, прислав своих доверенных лиц).

Алжирские источники особо отмечают, что интерес Израиля к Африке в целом стал отмечаться с момента получения ее странами независимости и на момент начала арабо-израильской войны 1967 года он установил дипломатические отношения с 33 государствами африканского континента.

Однако после нее 29 из них под влиянием СССР и арабских стран порвали с ним отношения и их медленное восстановление происходило, главным образом, лишь с конца 1970-х – начала 1980-х гг. после заключения египетским лидером Анваром Садатом Кемп-Дэвидского соглашения с Израилем, фактически, прорвавшим его «африканскую блокаду».

Однако именно ныне при Биньямине Нетаньяху Израиль проявляет особую активность на африканском направлении. Так, например, в июле 2016 года он совершил знаковый визит в четыре восточноафриканские страны (Уганда, Кения, Эфиопия и Руанда), после чего встретился в сентябре 2016 года в штаб-квартире ООН с главами десяти (по другим данным – 17) африканских государств «в целях ускорения сближения Африки и Израиля». А теперь наступила очередь государств западной части континента.

Особенно раздражающим Алжир моментом служит тот факт, что интерес к развитию таких связей отмечается встречный. Ведь как июньская встреча ECOWAS с участием Израиля, так и намеченный на октябрь 2017 года саммит Африка-Израиль готовится во многом по инициативе лидеров африканских государств.

Одной из ключевых тем израильского интереса кроме стремления получить статус наблюдателя при Африканском союзе, как и желания добиться признания Иерусалима столицей Израиля, по мнению алжирских лидеров, является «внесение раздрая».

В этой связи они указывают, что активность Нетаньяху привела к фактическому расколу Африки: в то время как порядка 30 президентов африканских стран выразили готовность развивать отношения с Израилем, около 20 якобы наотрез отказались, а за голоса остающихся неназванных государств ведется борьба.

По мнению алжирских лидеров, «подобное искусственное разъединение Африки нацелено на то, чтобы не допустить у ее лидеров выработки единой позиции по мировым проблемам, что будет способствовать ее дальнейшему экономическому закабалению» Западом, нацелившимся на выдавливание проникшего сюда Китая».

В подобной израильской активности руководство АНДР усматривает для себя недвусмысленную угрозу и намеревается с ней бороться путем усиления дипломатического и разведывательного взаимодействия с представителями африканских стран.

В этом отношении оно намеревается блокироваться в первую очередь со своими традиционными африканскими союзниками – Нигерией и особенно ЮАР, чье нынешнее руководство, представленное «борцами против сионистского союзника режима апартеида», по данным алжирских источников, намерено приложить все силы «для срыва израильских экспансионистских замыслов».

Также через своих дипломатов и СМИ Алжир планирует усилить информирование стран континента о том, что «Израиль ничего не делает просто так и тем более для процветания Африки».

Однако ресурсы АНДР по борьбе с израильским влиянием достаточно ограничены. В первую очередь речь идет об экономических рычагах в силу того, что его торговые связи с африканскими странами южнее Сахары, несмотря на свой рост в последние годы, по сравнению с Израилем находятся на минимальном уровне.

Подобная позиция во многом обусловлена дискриминационным отношением алжирских властей к попыткам бизнесменов из АНДР инвестировать в экономику государств Африки. Особенно это относится к действиям миллиардера Исаада Ребраба, в отношении которого они применяли репрессивные меры под предлогом «вывоза алжирских капиталов».

52.3MB | MySQL:103 | 0,550sec