О поставках катарского газа в Европу. Часть 4

В Форуме стран – экспортеров газа (ФСЭГ) ожидают роста добычи сланцевого газа в США, который, кстати, в 2016 году фактически прекратился на фоне неблагоприятной ценовой конъюнктуры на американском рынке, а также в связи с распространением технологий добычи в другие страны, где через 25 лет добыча нетрадиционного газа (см. Часть 3) должна составить 600 млрд куб. м.

Глобальный прогноз ФСЭГ предполагает, что добычные и газотранспортные проекты, включая сжижение и регазификацию природного газа, потребует в общей сложности 8 трлн долларов. Правда, распределение инвестиций по сегментам газовой цепочки в секретариате Форума также вызывает вопросы. Свыше 90% вложений (7,5 трлн долларов  в ценах 2015 года) должно прийтись на добычу. Лишь 500 млрд долларов – на все остальное: газотранспортную инфраструктуру, заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) и терминалы по регазификации. На страны ФСЭГ придется всего 1,7 трлн (21%) инвестиций, хотя удельный вес стран, входящих в организацию, в мировой добыче в долгосрочной перспективе будет колебаться в пределах 37–40%. При этом пропорция вложений, необходимых 12 государствам-членам для добычи и всего прочего, в прогнозе обозначена как 85% и 15%.

При добыче 100 трлн куб. м сырья в среднем на 1 тыс. куб. м товарного газа потребуется, согласно расчетам ФСЭГ, 75 долларов. Для сравнения: прогнозная себестоимость 1 тыс. куб. м газа компании «Газпром» (без учета налога на добычу полезных ископаемых, но включая операционные затраты) в 2016 году должна была составить около 11 долларов, то есть в 7 раз меньше[i].

Таким образом, в среднем по миру проект добычи на 30 млрд куб. м в год в течение 30 лет (обычный срок службы магистрального газопровода) потребует 67,5 млрд долларов капитальных вложений в добычу. Таких проектов у традиционных поставщиков нет. Более того, у крупных экспортеров инвестиций в транспортировку, как правило, требуется больше, чем  непосредственно в upstream (геологоразведку, добычу сырья), учитывая достаточно большие расстояния до целевых рынков.

Например, стоимость проекта «Южный газовый коридор» от азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» до юга Италии оценивается примерно в 20–25 млрд долларов[ii].

Проект строительства «Южного газового коридора», который включает в себя трубопроводы TANAP и TAP, предназначен для транспортировки азербайджанского «голубого топлива» (ресурсная база – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 трлн куб. м газа) в Турцию и далее в Южную Европу. По трубопроводу TANAP протяженностью 1,85 тыс. км планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в год для внутреннего рынка к 2018 году и 10 млрд куб. м газа в год для поставок в европейские страны через Турцию к началу 2020 года.

Трубопровод TAP протяженностью 882 км и начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз–2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции. Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Соглашение о строительстве ТАР было подписано Грецией, Албанией и Италией в Афинах в 2013 году. Еврокомиссия одобрила этот документ, отметив, что он полностью соответствует нормам Европейского союза и способствует диверсификации поставок газа в Европе.

Для стабильной работы газовой отрасли потребуются существенные инвестиции в добычу и доставку «голубого топлива» потребителям. В сфере международной торговли газом ФСЭГ ожидает сохранения роста удельного веса СПГ с увеличением к 2030 году с нынешних 31% до 45%. 1-ый завод по сжижению газа в Мексиканском заливе проектной мощностью 27 млн т в год, 2 линии которого были запущены в прошлом году, обойдется не менее чем в 20 млрд долларов.

К 2020 году экспорт трубопроводного газа в мире в модели Форума должен сократиться на 35 млрд куб. м, что противоречит реальным тенденциям. По итогам 2015 года только в Европейском союзе импорт трубопроводного газа вырос на 35 млрд куб. м. Однако с 2030 по 2040 год, несмотря на рост физических объемов рынка СПГ на 10%, его удельный вес в глобальной торговле сократится до 40%, так как произойдет новый бум строительства экспортных газопроводов[iii].

Ключевой вызов в связи с ростом удельного веса СПГ в мировой торговле – изменение психологии торговли с долгосрочной на спотовую. Если сейчас, по данным ФСЭГ, 90% экспортируемого газа продается по долгосрочным контрактам, то в ближайшие 25 лет прирост будет обеспечиваться в основном за счет спота. Из 600 млрд куб. м прироста мировой торговли 3/4 придется на экспорт в рамках коротких соглашений.

Примечательно, что оценки соотношения поставок «голубого топлива» с привязкой к нефтяной корзине к поставкам с привязкой к цене хабов (газораспределительных центров) в докладе ФСЭГ не приведены. Этот факт подтверждает, что Форум не обсуждает ценовую  политику (в отличие от Организации стран – экспортеров нефти), а ограничивается обменом информацией между государствами-членами и налаживанием плодотворного диалога с потребителями[iv].

[i]Егоров А. Взгляд из Дохи // Корпоративный журнал «Газпром». 2017. № 1–2. С. 34.

[ii]Там же.

[iii]Там же.

[iv]Там же.

52.24MB | MySQL:103 | 0,477sec