Иран и процесс его членства в ШОС

В столице Казахстана Астане 9 июня завершился очередной ежегодный двухдневный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Саммит обсудил  актуальные вопросы деятельности Организации, такие глобальные проблемы как борьбу с терроризмом, ситуацию на Ближнем Востоке. Важным вопросом нынешней повестки дня явилось обсуждение  в соответствии с Уставом ШОС вопросы о расширении числа полноправных участников ШОС с 6 до 8. Говоря другими словами, участники Организации вынесли решение о предоставлении Индии и Пакистану статуса полноправных членов организации. Кроме того, по традиции  ежегодных саммитов, принята Декларация, в которой, как сообщают информационные агентства, «отражены консолидированные подходы государств-членов к дальнейшему развитию организации и согласованы оценки по ключевым международным проблемам, Конвенция о противодействии экстремизму, Заявление глав государств – членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму и др.»

Отметим, что ШОС постепенно превращается во влиятельную международную структуру, членами которой до нынешнего саммита являлись Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан и Узбекистан. Ее вес обусловлен как демографическими показателями – общая численность населения превышала  1,6 млрд. человек, то есть четверть населения Земли, так и экономическими —   совокупный ВВП равен 12 трлн долларов. Однако эти цифры резко увеличились после саммита в Астане, когда, по данным российского интернет-портала eurasianet.org, со вступление Индии и Пакистана  ШОС расширил свой географический охват до 70% территории Евразийского континента. Отныне в государствах – членах Организации  проживает около половины населения планеты». Комментатор этого же портала назвал ШОС «противовесом западным организациям политического, экономического и военного сотрудничества».

В структуре этой организации представляет интерес трехуровневая система участия. Есть страны–основатели, подписавшие Декларацию о ее создании в Шанхае в июне 2001 г. Это — Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Есть и страны-наблюдатели. До 9 июня это были Афганистан, Белоруссия, Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Две из них – Индия и Пакистан стали отныне полноправными участниками. Есть и 6 стран в статусе партнёров по диалогу — Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Как видно из списка участников разного уровня, в ШОС есть и полностью европейское государство – Беларусь. Все страны считают важным для себя продвижение в направление укрепления статуса в ШОС. Во время саммита ШОС в Уфе (Россия) в июле 2015 г. был подписан документ о предоставлении Беларуси статуса наблюдателя. Заявку Минск подал еще в 2005 г., обладая с 2010 г. статусом партнера по диалогу с ШОС. В новом статусе он занимает в ШОС равные позиции наряду с Ираном, Афганистаном и Монголией. Нужно понимать, повышение статуса дает каждой стране в основном имиджевые преимущества, сигнализируя о возможности участия в той или иной степени в работе достаточно авторитетной международной организации. Так, Беларуси, не участвующей в ряде форумов на европейском направлении, весьма эффективна возможность обсуждения разных вопросов даже в кулуарах ШОС. Глава МИД РБ В.Макей расценил участие Беларуси в ШОС  «как дополнительную площадку для выстраивания диалога между руководителями государств». Все сказанное по поводу Беларуси релевантно и для Исламской Республики Иран. Она тоже в течение ряда лет находилась в статусе партнера по диалогу в рамках ШОС, затем перешла в статус наблюдателя.

Вопрос повышения статуса в ШОС решается посредством консенсуса.  На июнь 2016 г., т.е., на время проведения саммита ШОС в Ташкенте, имелось принципиальное согласие всех 6 стран-членов организации на прием ИРИ, однако, по сообщениям СМИ,  «в последнее время появились определенные нюансы, которые препятствуют незамедлительному рассмотрению этой заявки». Впрочем, вряд ли можно назвать нюансами тот факт, что все центральноазиатские страны – учредители ШОС в той или иной мере противились  повышению статуса Ирана в этой организации: Узбекистан решительно заявил о том, что не дает согласия, Казахстан в момент проведения Ташкентского саммита «колебался, Киргизия выжидала». Однозначно о праве Ирана на повышение статуса в ШОС заявила устами своего президента В. Путина лишь Россия: «Иран полностью готов к членству в организации, а после подписания ядерного соглашения больше нет причин отклонить его заявление». Хотя ранее сообщалось, что прием в ШОС Ирана планируется при первом же расширении организации, однако в Ташкенте этого не произошло. Повторим, что все решения в ШОС принимаются на основании консенсуса, а среди ряда членов этой структуры имелись «натянутые отношения». Безусловно, это влияло т на принятие тех или иных решений. Понятно, что с принятием Ирана в ряды ШОС многие физические показатели Организации претерпели бы значительное развитие. Как писала в июне 2016 г. влиятельная иранская газета «Ресалат», присоединение к ШОС Ирана с его громадным энергетическим, индустриальным и научно-техническим потенциалом принесет ШОС ощутимые плюсы. Однако, сообщали международные СМИ, после саммита в Ташкенте ИРИ сможет достичь этой цели не ранее лета 2018 г.

     Активными  лоббистами вступления в ШОС Ирана являются Россия и Таджикистан. Таджикистан не раз делал заявления о том, что поддержка Ирана на всех этапах его участия в ШОС является одним из главных направлений его внешней политики как государства-основателя этого государства. Однако более эффективной и авторитетной является поддержка России. На эту тему не раз высказывался российский президент В.Путин, являющийся убежденным сторонником членства ИРИ в ШОС. За день до открытия нынешнего саммита помощник президента России Ю.Ушаков еще раз поделился мнением  своей страны о том, что Иран пора принять в состав ШОС. По словам Ю.Ушакова, есть все предпосылки для того, чтобы положительно рассмотреть заявку (Ирана на вступление в ШОС).

Действительно, Иран оформил заявку на участие в ШОС почти десять лет назад, в 2008 г., однако тогда этому препятствовали санкции Совбеза ООН. Подписание 14 июля 2015 г. Венских договоренностей и начало их имплементации 16 января 2016 г. открыло Ирану возможность продвижения про линии достижения полноправного членства в ШОС. Ю.Ушаков  сказал, что на астанинском саммите не стоит ожидать прорыва, ибо имеются до сих пор «нюансы» в позициях сторон. Именно  поэтому нельзя ждать больших сдвигов . «Но тем не менее,-  цитирует слова помощника президента России ИРНА, — мы считаем, что этот вопрос нужно рано или поздно решать. Лучше — рано». Заявление по этому поводу сделал и заместитель министра иностранных дел РФ И.Моргулов, высказавший  убеждение о том, что «первая волна расширения нашей организации должна включать также и Иран — с учётом его …участия в работе ШОС в качестве наблюдателя». Подобным образом высказался и его шеф – глава российского внешнеполитического ведомства С.Лавров: «Иран полностью соответствует критериям членства в ШОС». В комментарии иранского информационного агентства ИСНА под заголовком «Москва: расширение ШОС должно включать Иран» отмечается,  что членство Ирана в ШОС окажет благотворное воздействие на деятельность организации во всех сферах, включая сферы безопасности, экономики, гуманитарную область». Об этом же шла речь на встречах главы иранского МИДа М.Д.Зарифа в кулуарах астанинского саммита со своим российским коллегой С.Лавровым, политиками и лидерами других стран. Все это делает прогноз о переходе Ирана к полноценному членству в ШОС на ежегодном саммите 2018 г. вполне основательным.

62.82MB | MySQL:102 | 0,669sec