Курдский вопрос в турецко-иракских отношениях

В начале апреля 2017 г. две основные курдские политические партии Ирака — Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК) — поддержали проведение референдума о независимости автономии. 7 июня на совещании 15 политических партий Иракского Курдистана под председательством президента Автономии Масуда Барзани было принято решение провести референдум о независимости 25 сентября. Кроме того, было решено провести парламентские и президентские выборы 6 ноября 2017 г.. Сформированы несколько комитетов для проведения переговоров с Багдадом и зарубежными странами. Для подготовки к референдуму будет сформирован комитет под руководством президента Иракского Курдистана Масуда Барзани[i].

Масуд Барзани назвал встречу 7 июня исторической и важной, ценным достижением для народа Иракского Курдистана. Барзани поблагодарил силы пешмерга и все стороны, которые разумно и ответственно заняли национальную и историческую позицию, участвуя в заседании[ii].

Напомним, что после свержения Саддама Хусейна конституция Ирака 2005 г. закрепила широкую автономию Иракского Курдистана и предписала провести не позднее 31 декабря 2007 г. референдум о суверенитете. Однако, он не состоялся из-за обострившихся конфликтов в стране и спора курдских лидеров с центральным правительством по вопросу распределения нефтяных доходов. Ранeе несколько раз было заявлено о намерении проводить референдум о независимости, однако в таких случаях речь шла о неопределенных сроках, в то время как на сей раз была объявлена точная дата референдума — 25 сентября. М.Барзани наверняка надеется, что до этого г.Мосул будет освобожден от «Исламского государства (ИГ, запрещено в России). Напомним, что 1 июля 2014 г., после начала наступления ИГ, Масуд Барзани в интервью британской телекомпании BBC заявил, что референдум о независимости Иракского Курдистана будет проведен в течение ближайших нескольких месяцев. «Ирак фактически находится в стадии раскола. В ближайшие месяцы мы проведем референдум о независимости, потому что независимость — это естественное право курдов»,- добавил он, обвинив Багдад в провальной политике, из-за которой ИГ вплотную подошел к границам автономии, и подчеркнув, что курды не обязаны платить за  политические ошибки властей и не будут это делать[iii].

В мае 2016 г. газета The Washington Post сообщилa, что Иракский Курдистан, невзирая на уговоры Запада, намерен провести референдум о своей независимости. Глава Совета национальной безопасности Иракского Курдистана Масрур Барзани заявил, что Ирак является концептуальным провалом, из-за чего его граждане — люди, между которыми мало общего, вынуждены делить неопределенное будущее. «Пришло время признать, что этот эксперимент не сработал. Ирак представляет собой несостоявшееся государство, и наше (курдов – авт.) продолжающееся присутствие в нем обрекает нас всех на бесконечный конфликт и вражду. Ирак не способен защитить свое население, что показал захват террористической группировкой ИГ крупных районов страны, и едва может сформулировать свои интересы. Принудительное сосуществование не сработало. Поэтому Иракский Курдистан проведет референдум о формировании суверенного государства, что официально оформит «развод» с Багдадом. Между Иракским Курдистаном и центральным правительством в Багдаде доверия попросту нет, противоречия непреодолимы»[iv].

Но нет никаких гарантий того, что на этот раз референдум состоится, и в особенности после того, как США и Россия выступили против его проведения. Очевидно, что Иран и Сирия также не признают курдскую независимость, поскольку опасаются обострения сепаратистских настроений среди курдов на своих территориях. Что касается позиций Турции, Анкара считает возможный референдум в курдской автономии вопиющей ошибкой. «Сохранение территориальной целостности и политического единства Ирака является одним из основополагающих принципов иракской политики Турции. Турция сообщила правительству Ирака, властям автономии и авторитетным членам международного сообщества о своих опасениях по поводу референдума, который Эрбиль планирует провести уже достаточно долгое время. В то время, когда в регионе происходят критические события, данное решение будет иметь лишь негативные последствия и способствует росту нестабильности. Анкара также считает ошибочным решение Совета иракской провинции Киркук вывесить на зданиях госучреждений, помимо государственного флага Ирака, и курдский флаг. Основной целью властей Ирака должно стать устранение последствий глубокого гуманитарного, политико-экономического и социального кризиса, возникшего в стране из-за террористов ИГ, а также восстановление страны во всех смыслах, обеспечение устойчивого мира. Все вопросы, которые касаются будущего Ирака после освобождения от террористов ИГ, должны рассматриваться в рамках международных норм и конституции страны», — говорилось в заявлении МИДа Турции[v].

Туркоманы Ирака, которых поддерживает Турция, тоже высказались против референдума о независимости Иракского Курдистана. Глава Иракского туркоманского фронта (ИТФ), депутат от Киркука Аршат Салихи заявил, что ИТФ считает, что в это критическое время подобный шаг может быть очень опасным, очень рискованным для всех слоев общества, в том числе курдов. По его словам, туркоманы и арабы намерены объединиться, чтобы помешать реализации решения о проведении референдума[vi].

Реакция Анкары была ожидаемой. Несмотря на то, что она имеет хорошие отношения с Эрбилем, она осудила решение о проведении референдума. В Турции осознают, что если Иракский Курдистан, который де-факто независимое государство, де-юре станет независимым, это может воодушевить в первую очередь сирийских курдов), которые де-факто имеют автономию в Сирии, и естественно курдов Турции а также курдов Ирана. С точки зрения других аспектов для Турции де-юре независимый Иракский Курдистан не будет сильно отличаться от де-факто независимого, который и сейчас имеет хорошие экономические связи с Турцией. Отметим, что власти Ирака уже многие годы вообще не контролируют турецко-иракскую границу. Турция и сейчас признает курдскую автономию в Ираке, в административном центре которой г.Эрбиль действует консульство Турции. Между Турцией и Иракским Курдистаном регулярно осуществляются взаимные визиты делегаций высокого уровня. Как в конце февраля 2017 г. заявил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш, ничего необычного в том, что в период визита Масуда Барзани в Турцию, вывешивался флаг автономии, нет. «Подобное случалось и ранее. В ходе каждого визита Барзани в Турцию, соблюдалась дипломатическая процедура, согласно которой на флагштоках поднимали сразу три флага: Турции, Ирака и Иракского Курдистана. Данная процедура соответствует общепринятым дипломатическим нормам», — добавил вице-премьер[vii]. В 2017 году лидеры Турции и автономии встретились несколько раз в Стамбуле, в Анкаре, в Мюнхене, в Эрбиле. Примечательно, что в октябре 2010 г. Р.Т.Эрдоган встретился с заместителем председателя ДПК Нечирваном Барзани и на официальном сайте правительства Турции впервые использовали слово «Курдистан», однако через час «ошибку» исправили[viii].

Референдум о независимости Иракского Курдистана также будет проведен в спорных между Эрбилем и Багдадом районах, которые в настоящее время находятся за пределами административной границы курдской автономии. Согласно статье 140 Конституции Ирака, которая не была реализована с 2005 г., в этих областях должен быть проведен референдум, чтобы местное население могло решить, присоединиться к курдской автономии или оставаться под властью центрального правительства Ирака. Однако, по разным причинам и в силу многочисленных споров, пока требования этой статьи Конституции не реализованы. Багдад считает провинцию Киркук подконтрольной центральному правительству, а ПСК, которая имеет сильное влияние в Киркуке, — включения провинции в состав автономии. В свою очередь местные туркоманы выступают против этого, требуя присвоить Киркуку особый статус. Население Киркука в основном составляют курды, туркоманы и арабы. Провинция Киркук и одноименный город де-юре не входят в состав Иракского Курдистана, но де-факто с середины 2014 г. их контролируют курдские военизированные формирования пешмерга (правительственные войска Ирака покинули этот регион в результате наступления боевиков ИГ, после чего курды взяли его под свой контроль)[ix].

То, что референдум о независимости Иракского Курдистана охватит и спорные районы еще больше осложняет процесс его проведения. Это создает напряжение не только между Эрбилем и Багдадом, но и между Эрбилем и Анкарой. Напомним, что совет иракской провинции Киркук 28 марта 2017 г. принял решение вывесить на зданиях госучреждений, помимо государственного флага Ирака, и флаг автономии. В состав совета входят 9 представителей от туркоманского населения, 6 – арабского и 26 – курдского. Туркоманы и арабы бойкотировали голосование, и в заседании совета приняли участие только курды. После завершения голосования курдский флаг был поднят над зданиями администрации провинции и совета[x]. Уже было сказано, что МИД Турции в апреле осудил вывешивание на зданиях госучреждений Киркука, помимо государственного флага Ирака, и флаг автономии. А президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что считает ошибочным вывешивание на зданиях госучреждений иракской провинции Киркук каких-либо других флагов, кроме флага Ирака. «Пусть те, кто вывесил эти флаги, знают, что их действия ведут к сепаратизму. Призываю курдские власти немедленно отказаться от подобных ошибочных действий. Правительство Ирака также считает решение Совета провинции Киркука ошибочным. Киркук принадлежит и туркоманам, и арабам, и курдам, которые проживают в этой провинции. Так что пусть курды не утверждают, что Киркук принадлежит им, иначе им придется дорого за это заплатить», — отметил Р.Т.Эрдоган[xi].

Напомним, то вице-президент Ирака Усама ан-Нуджейфи заявил, что решение Совета иракской провинции Киркук вывесить на зданиях госучреждений, помимо государственного флага Ирака, флаг втономии нарушит национальное единство в провинции, а президент Ирака Фуад Маасум (курд) призвал к диалогу по этому вопросу. По словам главы государства, правительство Ирака должно наконец-то реализовать условия статьи 140 Конституции Ирака, предполагающей определение статуса Киркука. В начале апреля иракский парламент наложил вето на решение Совета провинции Киркук. В заседании приняли участие лишь 186 из 328 депутатов парламента Ирака. Курдские политики бойкотировали эту сессию парламента[xii].

Итак, мы видим, что Анкара не считает Киркук курдским городом и в этом вопросе тоже поддерживает туркоман. В вопросе Киркука и других спорных районов, как и в случае референдума, совпадают интересы Анкары и Багдада. Турция поддерживает территориальную целостность Ирака в первую очередь для предотвращения возникновения курдского независимого государства. Турция давно мечтает присоединить себе Мосул и тот же Киркук, которые ранее входили в состав Османской империи и имеют богатые запасы нефти. Заявления Анкары свидетельствуют, что она не видит Киркук в составе курдской автономии. Но здесь есть один нюанс. В августе 2012 г. глава МИД Турции Ахмет Давутоглу посетил автономию и в Эрбиле встретился с Масудом Барзани. Однако после Эрбиля А.Давутоглу неожиданно посетил Киркук (83 км южнее Эрбиля) и назвал местных туркоман братьями. Турецкая пресса визит Давутоглу в Киркук квалифицировала как исторический, отметив, что последний раз турецкий государственный деятель посетил Киркук 75 лет назад. МИД Ирака резко осудил этот визит, напомнив, что заранее не были проинформирован нем, а премьер-министр Ирака Нури аль-Малики обвинил Турцию в открытом вмешательстве внутренние дела Ирака, отметив, что иракская сторона мог бы арестовать А.Давутоглу[xiii]. Турция, таким образом, показала, что в действительности считает, что Киркук не принадлежит ни курдской автономии, ни центральным властям Багдада. Как в апреле 2017 г. подчеркнул Эрдоган «Киркук исторически был туркоманским городом»[xiv].

Рабочая партия Курдистана (РПК) давно стала фактором в турецко-иракских отношениях. Известно, что военные лагеря РПК находятся на севере Ирака, откуда они переходят территорию Турции, осуществляют атаки и возвращаются в свои лагеря. Турция отвечает на это бомбардировками Северного Ирака, а иногда и наземными вторжениями. Эти действия Турции создают напряжение в отношениях с Ираком. Например, в августе 2015 г. премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади осудил турецкие бомбардировки на севере Ирака. Он напомнил, что РПК свою деятельность начала в Турции, свои военные акции осуществляет там и поэтому Турция должна бомбить свои, а не деревни Ирака, в первую очередь очистить свою территорию и уважать суверенитет Ирака[xv]. В начале декабря 2015 г. Турция разместила танковый батальон в лагере Башика (возле Мосула) под предлогом подготовки бойцов пешмерга, что создало новое напряжение в турецко-иракских отношениях. Введя военный контингент на северо-запад Ирака вглубь на 100 км (через территорию Курдской авономии), Анкара нарушила договор 1997 г. о взаимопонимании по борьбе с РПК, который разрешал Турции вводить войска вглубь Ирака на 25 км и залетать на 100 км. Однако турецкая армия нарушила территориальный и численный войсковой лимит, не предупредив Багдад о пересечении границы. Х.аль-Абади потребовал от Турции вывести свои войска из Ирака, однако этого не произошло.

Примечательно, что в последнее время РПК становится серьезным фактором и в отношениях между Анкарой и Эрбилем, которые не раз обсуждали вопросы борьбы с терроризмом (имея ввиду РПК). В 2017 г. они  потребовали от РПК покинуть район Синджара на севере Ирака, а после отказа турецкая авиация нанесла удары по объектам РПК в районах горы Синджар, из-за чего погибли пяти и ранения получили девять бойцов пешмерга[xvi]. В связи с этим премьер-министр Турции Бинали Йылдырым провел телефонный разговор с Масудом Барзани, а Р.Т.Эрдоган заявил, что РПК стремится создать в Синджаре второй укрепрайон – по примеру баз Кандиле, откуда будут организовываны атаки на Турцию[xvii].

Министерство по делам пешмерга, прокомментировав операцию ВВС Турции в Синджаре заявило, что вновь призывает РПК покинуть Синджар, отметив, что РПК создает проблемы дляместного населения[xviii]. Итак, присутствие РПК в Синджаре беспокоит не только власти Анкару, но и Эрбиль, и в этом вопросе также совпадают их интересы. Кроме того, ранее власти автономии осудили подрывы нефтепровода Киркук-Юмурталык со стороны РПК. Турция также осудила атаки РПК на нефтепровод. Например, в феврале 2016 г. представитель властей автономии Сефин Дизаи заявил, что в приостановке транспортировки иракской нефти по трубопроводу Киркук-Юмурталык виновна РПК, которая нанесла ущерб в размере 100 млн долларов[xix]. А в августе 2015 г. в Эрбиле сообщили, что ущерб, нанесенный в результате атак РПК на нефтепровод, достиг 501 млн долларов[xx].

Здесь тоже видим совпадение интересов Анкары и Эрбиля. Иракский Курдистан был и остается важным партнером Турции в сфере торговли энергоносителями, в том числе и газа. Ранее Турция планировала построить газопровод из Северного Ирака до в граничащей с ним провинции Ширнак (длина газопровода составит 181,5 км). По словам главы энергетической комиссии парламента автономии Шерко Джевдета, Иракский Курдистан может стать одной из стран для поставок природного газа Европе и Турции. По его словам, газопровод по поставкам в Турцию природного газа из Северного Ирака будет проложен к концу 2017 г., а его перекачка начнется в 2018 г. По информации газеты «Миллиет», на первом этапе ежегодные объемы газа планируются на уровне 10 млрд куб. м, к началу 2020 г. они вырастут до 20 млрд куб. м.. Запасы газа в Северном Ираке составляют порядка 5 трлн куб. м[xxi].

Ожидалось, что курдский газ станет для Турции альтернативой российскому, и что он будет более дешевым. Более того, в перспективе иракский газ в Турции смог подключится к газопроводу TANAP и экспортироваться в Европу. Однако быстрое урегулирование отношения между Россией и Турцией, внутреннее нестабильное состояние Ирака, разногласия Багдада и Эрбиля не позволили так быстро осуществить этот проект. Кроме того, в будущем РПК может атаковать газопровод «Северный Ирак-Турция».

Что касается нефти, в курдской автономии находится около 20% всех запасов нефти Ирака: около 45 млрд барр., что может на 200 лет обеспечить нефтяные потребности Турции[xxii]. Анкара и Эрбиль еще в ноябре 2013 г. договорились, что нефть из региона будет поступать через Турцию в страны Европы, несмотря на протесты центрального иракского правительства. В 2013-2014 гг. напряжение между автономией и центральным правительством Ирака нарастало из-за решения Эрбиля экспортировать нефть через территории Турции без санкции Багдада. По конституции Ирака, 83% доходов из экспорта нефти достаются Багдаду, а 17% – Эрбилю. В июле 2015 г. правительство автономии заявило, что будет самостоятельно экспортировать нефть из Киркука в обход центрального правительства страны, если Багдад не выполнит своих обещаний о платежах в бюджет Иракского Курдистана. А в октябре 2015 г. СМИ сообщили, что Эрбиль нарастил экспорт нефти в обход Багдада. Дешевая нефть из территорий, подконтрольных боевикам ИГ, через ряд поставщиков попадает в Иракский Курдистан, а уже оттуда в Турцию[xxiii]. Эти действия Турции создают напряжение между Анкарой и Багдадом, и между Багдадом и Эрбилем. Все это означает, что в даже после приобретения независимости Эрбиль не избавится от транзитной зависимости от Турции. Другим маршрутом для транспортировки курдских энергоносителей из является Иран. И хотя сейчас влияние Анкары на Эрбиль в целом более весомое по сравнению с иранским, однако вскоре ситуация может измениться, если Тегеран будет иметь более смягченную позицию по отношению к референдуму о независимости Иракского Курдистана.

Итак, для Турции выгодно сохранить статус-кво в Иракском Курдистане. Турция не хочет, чтобы Иракский Курдистан приобрел независимость де-юре. Вместе с этим для Турции выгодно, что бы Иракский Курдистан де-факто оставался независимым, что создает хорошую основу для развития двусторонних экономических отношений. Для Анкары легче решить вопросы торговли энергоносителями с Эрбилем, который не имеет много альтернатив для экспорта в мировые рынки, а не с Багдадом. С этой точки зрения, Турция не хочет, чтобы курдская автономия потеряла самостоятельность. Энергоносители из Иракского Курдистана необходимы не только для растущей турецкой экономики, но и способствуют тому, чтобы увеличилась транзитная роль Турции в регионе и в мире.

 

[i] Иракские курды назначили день референдума о независимости, Взгляд, 07.06.2017

[ii] Барзани: Курды желают достичь своих прав мирными способами, RIATAZA, 08.06.2017

[iii] Иракские курды намерены в ближайшие месяцы провести референдум о независимости, ТАСС, 01.07.2014

[iv] СМИ: Иракский Курдистан намерен провести референдум о независимости, ТАСС, 06.05.2016

[v] Анкара считает возможный референдум в автономии вопиющей ошибкой, Anadolu Ajansı, 09.06.2017

[vi] Туркманы Ирака против референдума о независимости , Anadolu Ajansı, 09.06.2017

[vii] В ходе визита Барзани в Турцию соблюдались дипломатические нормы, Anadolu Ajansı, 27.02.2017

[viii] Başbakanlıktan K.Irak yerine Irak \Kürdistan\’ı, Dünya Bülteni, 27.10.2010

[ix] Референдум о независимости охватит и спорные районы, RIATAZA, 08.06.2017

[x] Над иракским Киркуком подняли и урдский флаг, Anadolu Ajansı, 28.03.2017

[xi] Вывешивание курдских флагов в Киркуке – ошибка, Anadolu Ajansı, 04.04.2017

[xii] Парламент Ирака запретил поднимать в Киркуке флаги Курдистана, Newsru.co.il, 02.04.2017

[xiii] 75 yıl sonar Kerkük’e ilk ziyaret, NTV, 02.08.2012

[xiv] Киркук — исторически туркоманский город, Anadolu Ajansı, 05.04.2017

[xv] Türkiye neden kendi köylerini bombalamıyor, Odatv, 12.08.2015

[xvi] Габриелян Айк, Авиаудары Турции по Синджару – прелюдия операции «Щит Тигра»?, Институт Ближнего Востока, 29.04.2017

[xvii] Анкара и Эрбиль продолжат совместную борьбу с терроризмом,  Anadolu Ajansı, 27.04.2017

[xviii] Власти автономии  призвали PПK покинуть Синджар, AnadoluAjansı, 25.04.2017

[xix]РПК нанес Курдской администрации Ирака ущерб в размере 100 млн долларов, Anadolu Ajansı, 24.02.2016

[xx] Атака на нефтепровод Киркук-Юмурталык оставила без денег курдский регион Ирака, Anadolu  Ajansı, 19.08.2015

[xxi] Газ из Северного Ирака начнет поступать в Турцию в 2018 г. — глава энергокомиссии региона, Oilcapital.ru, 14.12.2015

[xxii] Türkiye’nin 200 yıllık petrol ihtiyacını karşılayabilir, Dünya, 27.05.2014

[xxiii] Курдистан нарастил экспорт нефти в обход Багдада, Vesti, 06.10.2015

52.31MB | MySQL:103 | 2,430sec