После 30-илетнего ожидания ВМС Ирака получили самое серьезное пополнение из двух ракетных корветов-вертолетоносцев класса «Ассад». Корабли, носящие наименование «Тарик Бин Зайед» и «Муса Бин Насир», относятся к классу легких ракетных корветов, проект которых был разработан специалистами итальянской компании Fincantieri, в начале 1980-х гг., когда правительство Саддама Хуссейна разместило в Италии самый амбициозный заказ для иракских военно-морских сил. Всего было заказано 12 боевых кораблей, несколько вспомогательных, включая танкер, противолодочные вертолеты, противокорабельные ракеты, запасные части и различное судовое имущество, и расходные материалы.
Итальянцы успели получить аванс в 441 млн долл. США и достаточно быстро построили все заказанные корабли, но… в 1990 г. из-за войны в Заливе и последовавших санкций, наложенных на Ирак, иракцы успели прислать приемные команды лишь на часть заказа и формальная приемка – передача состоялась на корветах, тогда как остальные суда остались стоять на приколе в порту Ла-Специя в ожидании дальнейшей судьбы.
Впрочем, и принятые корветы постигла та же участь. Никто не рискнул посылать на родину корабли, в условиях введенной против Ирака блокады, их, скорее всего, тут же постарались захватить или уничтожить ВМС США и их союзники. Корабли, какое-то время, находились под присмотром иракских экипажей, затем, по мере того, как закончились средства на их содержание, были просто поставлены на длительное хранение. Судьба части из них разрешилась положительно, когда все фрегаты и четыре корвета-ракетоносца, 8 из 12 построенных единиц были перепроданы иностранному заказчику и ВМС Италии. Переговоры по оставшимся в Ла-Специи кораблям шли долго и достаточно сложно, в итоге, два корвета покинули Италию и дошли до Египта, где были вынуждены встать на ремонт, два же оставшихся, нуждавшиеся в восстановлении технической готовности, после препирательств с фирмой-строителем, были обслужены и отремонтированы за счет итальянской стороны, согласившейся с своеобразной компенсацией в 300 млн долл. США – именно в эту сумму обошлось по итальянским данным приведение корветов в порядок. Хотя, первоначально Fincantieri настаивала на дополнительной оплате 12 млн долл. США.
Решение по передаче корветов является политическим жестом доброй воли и подтверждением хороших отношений между Ираком и Италией – считает министр финансов страны Сафа эд-Дин аль-Сафи, принимавший активное участие в переговорах с представителями Fincantieri, проходившими при содействии посла Италии в Ираке Массимо Марути. Важным обстоятельством, косвенно объясняющим столь щедрый жест со стороны итальянцев, является информация о том, что оба корвета пройдут в последующем модернизацию с установкой на них нового ракетного комплекса.
Впрочем, сам проект, хоть и сделан был более 30 лет назад, является вполне подходящим для операций в Персидском заливе, а ПКР «Отомат», основное ударное оружие и по сей день остается на вооружении ряда стран. Вступление этих кораблей в строй значительно усилит наступательный потенциал ВМС Ирака, а их способность нести противолодочные вертолеты позволит усилить воздушное патрулирование северной части акватории Персидского залива и осуществлять противолодочные поисковые действия. Непонятно, правда, будут ли поставлены сами вертолеты, или их придется заказывать отдельно.
Напомним, что входило в тот заказ, размещенный в 1980 г. в Италии правительством С. Хусейна.
4 ракетных фрегата класса «Lupo» – носители ПКР «Отомат» или «Экозосет», ЗРК «Аспид» и вертолетов ПЛО «Аугуста» AB 212 ASW.
4 ракетных корвета класса Assad с ПКР «Отомат».
2 ракетных корвета – вертолетоносца, со складным вертолетным ангаром на корме.
1 корабли снабжения Ajnadeen Replenishment ship (класса Stromboli class).
1 плавучий док.
8 противолодочных вертолетов «Аугуста» AB 212 ASW.
Противокорабельные ракеты «Ото Мелара», «Отомат».
ЗУР к ЗРК «Аспид», корабельный вариант.
Проданы были 4 фрегата «Лупо» и 4 корвета, те, что без вертолетов.
Судно снабжения Adjnadeen оказалось интернировано в Египте, где и находилось на приколе в Александрии с 1990 г.
Два корвета-вертолетоносца находились в Ла-Специи с 1987 г. и, наконец, прибыли в Умм-Каср, став абсолютными рекордсменами, когда заказчику пришлось ждать построенных кораблей 30 лет.
Два оставшихся корабля в 2005 г. по договоренности с Fincantieri были обменяны на 4 новых больших патрульных катера (Saettia Mk 4), вступивших в состав ВМС Ирака в 2008 году.
Характеристики легких ракетных корветов-вертолетоносцев класса «Ассад» ВМС Ирака (бортовые номера F 210, F 212):
Класс: Assad class corvette
Водоизмещение: 600 тонн — сухое
675 тонн с полной загрузкой
Длина: 62.3 м (204 фута)
Ширина: 9.3 м (31 фут)
Осадка: 2.8 м (9.2 фута)
Двигатели: MTU diesel engines, 24,400 л/с
Скорость: 37.5 узлов (69.5 км/ч)
Дальность хода: 4,000 миль (4,600 миль) при 18 узлах (33 км/ч)
Экипаж: 51 человек
Вооружение:
6 ПКР «Отомат»
1х4 ПУ ЗРК — Albatros Selenia Aspide
1-универсальная артиллерийская установка Otobreda 76 мм.
2 скорострельных универсальных автомата 40 мм. Breda Dardo.
6 противолодочных торпед.
Прибывшие в Умм-Каср корветы пройдут технические регламентные работы и приступят к сдаче курсовых задач, после чего, в сентябре смогут выйти на патрулирование в районе полуострова Фао и проливной зоны Хор Абделла. Что касается некоторой интриги с их возможным переоснащением на более новый и мощный противокорабельный комплекс, она, скорее всего, прояснится в следующем году и, в любом случае, будет зависеть от работоспособности комплекса «Отомат».