О новой стратегии США в Афганистане

Пентагон представит Конгрессу США конкретику по поводу стратегии дальнейших действий США в Афганистане к середине июля. Об этом сообщил глава Минобороны США Джеймс Мэттис на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил Конгресса. «Думаю, что к середине июля (текущего года) мы доложим вам о деталях (стратегии). Мы понимаем срочную необходимость (оглашения стратегии)», — сказал он, обращаясь к председателю комитета сенатору Джону Маккейну (республиканец от штата Аризона — прим. ТАСС). В середине мая на слушаниях в Конгрессе директор Разведывательного управления Министерства обороны (РУМО) США генерал-лейтенант Винсент Стюарт заявил о необходимости США и НАТО менять свою стратегию по стабилизации ситуации в Афганистане. «Нам необходимо действовать совершенно иначе по сравнению с тем, как мы вели себя раньше», — подчеркнул он. Если США и НАТО не изменят свою стратегию, уверен генерал-лейтенант, то движение «Талибан» добьется значительного прогресса на поле боя.

Ранее газета «Вашингтон пост» сообщила, что один из возможных вариантов действий состоит в отправке в Афганистан, по крайней мере, 3 тыс. американских солдат и офицеров, и обращение к странам НАТО с призывом направить в Афганистан контингент такой же численности. Ссылаясь на слова представителя администрации, газета указала, что президент США Дональд Трамп хочет «начать побеждать» и его поддерживают в этом высокопоставленные представители его администрации. Таким образом, сбываются самые пессимистичные прогнозы в отношении будущей стратегии Вашингтона в Афганистане. Основной упор сделан на наращивании силового компонента непосредственно США и их союзников (последние отбиваются от такой перспективы, как могут), что однозначно свидетельствует только об одном: за время американского присутствия в Афганистане не удалось создать устойчивую базу в лице местного силового компонента. Увеличение воинского американского контингента на 3.5 тысяч военных, о чем решение уже принято, но о чем очень стыдливо лишний раз стараются не говорить в Вашингтоне, в данном случае и есть уже практическое исполнение новой концепции Пентагона в Афганистане. Несмотря на то, что презентовать ее конгрессу США (а значит — выбить под нее бюджет) военные собираются только в июле, и эти три тысячи человек должны усилить советнический корпус все в той же бесплодной попытке создать самодостаточный силовой национальный блок. Этот момент надо зафиксировать, поскольку это ключевой пункт новой стратегии Пентагона по Афганистану, в основе которого все те же старые лекала и новый бюджет, который и греет душу американским генералам. В этой связи обратим внимание на советский опыт пребывания в Афганистане, когда за гораздо меньший срок удалось создать боеспособные вооруженные силы и спецслужбы. Говорим об этом уверенно, поскольку несмотря на весь скептицизм прошедших Афганистан советских военных в отношении боевого потенциала своих местных союзников, кабульский режим Наджибуллы держал контроль над страной два года после вывода советских войск, и рухнул он в результате не военного поражения, а вследствие прекращения материально-технической помощи со стороны СССР. Таким образом, зафиксируем, что регулярное финансирование вкупе с целенаправленным военным строительством путем обучения национальных кадров в советских соответствующих вузах являлся одним из необходимых условий создания национального дееспособного силового компонента. Без этого говорить о создании афганской армии не приходится в принципе. В этой связи зададим вопрос: готов ли Вашингтон на очень серьезные траты на афганском направлении? С 2001 года затраты американцев на кампанию в Афганистане составили почти один триллион долларов США. При этом это сильно больше, чем аналогичные траты СССР. То есть вопрос не в тратах, а в эффективности использования выделяемых средств. Достаточно сказать, что одним из источников доходов тех же талибов в разгар военного присутствия американцев в Афганистане был рэкет восьми транспортных афганских фирм, которые, собственно, и осуществляли тыловое снабжение группировки войск США. По некоторым оценкам, только за 2011 год это принесло талибам около 360 млн долларов. В этой связи логично предположить, что любое увеличение воинского контингента американцев, автоматически увеличивает снабжение их противника. Именно вопрос финансов с одновременным жестким контролем над их расходованием с отказом от услуг местных логистов является основой борьбы за новую боеспособную армию Афганистана. При этом заметим, что нынешняя администрация США не склонна сильно увеличивать суммы, выделяемые по этой статье. Тем более, что в отличие от СССР, США не тратят много средств на развитие социальной инфраструктуры в Афганистане.

Но даже безмерное финансирование не в состоянии серьезно изменить нынешнюю негативную тенденцию. В этой связи мы переходим ко второму обязательному пункту формирования эффективных национальных сил в Афганистане  Это непосредственное участие на первом этапе западных вооруженных сил в боях с отрядами афганских талибов. И не только в качестве инструкторов или штабистов, что тоже важно, а с точки зрения непосредственного участия в боях и крупных операциях. Вот как раз этот момент является «слабым звеном» для американцев, поскольку такая тактика чревата потерями, а именно их Вашингтон при всех администрациях старался всячески избежать, поскольку «вьетнамский синдром» никто не отменял. Рискнем предположить, что и в нынешней ситуации Пентагон в рамках своей новой концепции эту тенденцию пассивного участия в боях сохранит. Таким образом, новая концепция Пентагона по Афганистану подразумевает исключительно  увеличение воинского контингента без  качественного изменения в тактике. Она останется пассивно-оборонительной с выдвижением на передний план операций с беспилотниками, что кардинально изменить доминирование талибов не в состоянии. На сегодняшний день они формально или фактически контролируют 60 процентов территории страны. И решить эту проблему можно только с помощью смеси из сепаратного подкупа местной племенной верхушки с прямыми военными операциями против крупных отрядов талибов и оплотов их сопротивления. Но «новая» (хотя ничего нового там нет) стратегия этого не предусматривает, и по большому счету является калькой действий США  в тех же Ираке и Сирии.

62.82MB | MySQL:102 | 0,548sec