Ирак: о состоянии дел в Генеральной компании морских портов

15 июня министр транспорта Ирака Казем Финджан аль-Химами объявил, что Генеральная компания морских портов (ГКМП) и японская корпорация Toyota парафировали рабочий контракт по обеспечению портовой инфраструктуры наземными механизмами и оборудованием. Таким образом, ГКМП стала первой из иракских компаний, задействованной в рамках кредитного соглашения, подписанного между правительствами двух стран.

С иракской стороны соглашение подписал директор компании, Рияд Сувади, от японской компании –Кавасима.

Министр К.Ф.аль-Химами обратил внимание представителей СМИ на то, что соглашение реализуется в рамках второго этапа кредитного соглашения с Японией, после того, как первый этап кредитования был успешно завершен. «Портовая компания стала первой из иракских, в полной мере ощутившей все выгоды от этой программы, и имеет все шансы воспользоваться ее преференциями и в дальнейшем», — заявил он на брифинге для местных СМИ.

Одновременно с этой новостью, источник, близкий к министру, но предпочитающий не называть себя, прокомментировал слухи о готовящейся, с подачи министра транспорта, «масштабной кадровой реорганизации в Генеральной компании морских портов».

«Министр не уверен в данный момент, что подобная реорганизация окажет положительное воздействие на деятельность компании, особенно с учетом того, что он не обладает всей полнотой информации о происходящих в ее управленческом звене, процессах, особенно, в структурных подразделениях, расположенных в Басре», — сообщил представителям прессы источник.

Вместе с тем, добавил он, вполне очевидно, что в ряде случаев имеет место дублирование управляющих функций, как на местах, в Басре, так и в ряде центральных департаментов, управлений и отделов. С этим в настоящий момент и разбираются ревизионные органы, призванные по поручению министра, провести оценку состояния дел и представить свои рекомендации по реорганизации управленческого аппарата компании.

«По мере завершения такой оценки, считает источник, министр санкционирует ряд кадровых перестановок и организационных изменений, призванных повысить эффективность деятельности компании».

Комментируя ситуацию, складывающуюся вокруг ГКМП, мы обращаем внимание на следующие важные, по нашему мнению моменты.

Очевидно, что структура Министерства транспорта, в целом, и ГКМП, в частности, унаследовала основные характерные черты еще старой, довоенной организационно-штатной структуры времен правления С. Хусейна, в том числе, излишнюю забюрократизированность и чрезмерную централизацию. Впрочем, и то, и другое в иракских условиях является многократно и многолетне отработанной управленческой моделью, более-менее обеспечивающей выполнение основных системных функций, главной из которых является распределения ресурсов и контроль над таковым.

Как мы сообщали ранее на страницах сайта Института Ближнего Востока, сама ГКМП Ирака включает в себя 5 разных портов, каждый из которых имеет свою администрацию и исторически ориентирован на обслуживание каждый своего заказчика. Например, Умм-Каср Северный и Южный обрабатывают импортные грузы, прибывающие по линии Министерства торговли Ирака, есть терминалы, обеспечивающие интересы Министерства промышленности и минеральных ресурсов, министерств нефти, обороны и т.д. Причем каждый из них управляется многочисленными контингентами чиновников, общее число которых, по крайней мере, не уступает количеству рабочего персонала: грузчиков, докеров, водителей, ремонтников и пр.

Последовавшая в последние два месяца резкая интенсификация товарного и грузового оборота в портах, увеличение прямых рейсов из КНР, диверсификация нефтегазового экспорта, подготовка к началу строительства нового порта – «Большого Фао», все это отчетливо выявило существующие структурные диспропорции и низкую управленческую эффективность системы управления в ГКМП. К тому же, усугубляющуюся традиционными для этих мест, кумовством и клановостью в кадровой политике, а также, разного рода финансовыми злоупотреблениями на фоне значительных денежных потоков, циркулирующих вокруг ГКМП. Плюс, часть сотрудников имеет отношение к серым экспортным схемам и контрабанде различных товаров, в первую очередь, продовольствия.

Формальным поводом для поездки министра транспорта в Басру стал инцидент от 27 мая, когда одно из нефтеналивных судов, готовившихся к швартовке, столкнулось с причальной стенкой, повредив ее. Последствия ЧП устранялись в круглосуточном графике под личным руководством К.Ф,аль -Химами, получившего возможность лично ознакомится с обстановкой в компании, и, по всей видимости, услышавшего немало интересных подробностей о происходящих в компании и вокруг нее процессах.

По нашей оценке, в связи с проектом нового порта «Большой Фао», а также с началом серьезного инвестирования в портовую инфраструктуру со стороны Японии, ГКМП подошла к периоду серьезных перемен. Стабильное функционирование компании и, подчиняющихся ей портов, являет собой залог устойчивости всей иракской экономики, с одной стороны, опирающейся на экспорт углеводородов, а с другой – зависящей от импорта товаров народного потребления, машин и оборудования, удобрений и продовольствия. Не исключено, что в ходе кадровых перестановок ряд местных «басрийских» кадров будет сменен на приезжие, из Багдада и других провинций, хотя, скорее всего, дело ограничится увольнением нескольких «козлов отпущения» из второстепенных подразделений ГКМП. Уж больно специфической является эта деятельность, связанная с организацией функционирования портов, складских терминалов, таможенной очисткой, поэтому, возможно, будут отрегулированы и скорректированы течения финансовых потоков и будет сделана попытка умерить аппетиты местной портовой мафии и чиновников.

52.22MB | MySQL:103 | 0,517sec