Ситуация в Ливии: май 2017 г.

2 мая в Абу-Даби состоялась встреча двух главных действующих лиц современной Ливии – главы находящегося в Триполи правительства национального спасения (ПНС) Файеза Сараджа и командующего Ливийской национальной армии (ЛНА, подчиняется правительству в Тобруке) фельдмаршала Халифы Хафтара. Это была вторая встреча двух политиков. Первая состоялась в январе 2016 г. сразу после назначения Ф.Сараджа на пост главы ПНС. Как подчеркивалось в сообщении информационного агентства, лояльного правительству в Тобруке, новая встреча состоялась благодаря «международному и арабскому посредничеству».

В ОАЭ Х.Хафтар находился с официальным визитом по приглашению эмиратских властей.

Ф.Сарадж и Х.Хафтар должны были встретиться еще в середине февраля в Каире. Инициатором той встречи выступал Египет. Однако она не состоялась. Тогда предполагалось обсудить поправки к межливийскому политическому соглашению, подписанному в декабре 2015 г. под эгидой ООН, во исполнение которого было сформировано ПНС. Поправки понадобились в связи с тем, что то соглашение никак не учло присутствие в Ливии правительства в Тобруке и его ЛНА, установившей контроль над основными нефтяными терминалами страны и частью ее восточных регионов.

Со времени начала функционирования ПНС в марте 2016 г. Триполи не смог распространить свою власть на всю территорию страны. Хотя ему в заслугу можно засчитать то, что его вооруженные формирования выбили отряды «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) из Сирта.

ПНС пользуется поддержкой ООН и западных стран, правительство в Тобруке поддерживают Египет, ОАЭ и Россия. Последняя также ведет диалог и с Триполи. Правительство в Тобруке пользуется поддержкой международно признанного парламента Ливии, также обосновавшегося на востоке страны, и не признающего власть ПНС.

По оценкам наблюдателей, пойти на встречу с Ф.Сараджем Х.Хафтару могли заставить его союзники. Считается, что фельдмаршал может потребовать взамен на поддержку соглашения от 2015 г. организацию президентских выборов в начале 2018 г., на которых он может баллотироваться.

Что касается ОАЭ как одного из организаторов встречи, то в Абу-Даби по ее итогам выразили «оптимизм» относительно возможности достижения политического решения в Ливии и предложили ООН назначить нового представителя в этой стране.

Ранее ООН предложила вместо занимавшего этот пост Мартина Коблера палестинца Салама Файяда, однако США под одобрения Израиля воспротивились этому назначению.

Что касается непосредственно участников переговоров, то по их итогам они выступили с раздельными заявлениями, указав на достижение согласия относительно совместной работы по урегулированию кризиса. Общим в двух документах было указание на необходимость урегулировать политический и экономический кризисы в Ливии и объединить усилия в борьбе против терроризма с тем, чтобы прекратить «страдания ливийцев».

Судя по всему, участники переговоров не смогли договориться по вопросу создания единой ливийской армии.

В коммюнике Ф.Сараджа утверждалось о достижении согласия с Х.Хафтаром относительно «реализации стратегии с тем, чтобы создать единую ливийскую армию» под командованием «гражданских властей». Другой лагерь утверждал, что была достигнута договоренность, согласно которой «военные институты (лояльные фельдмаршалу) будут в полной мере обеспечивать борьбу против терроризма».

В любом случае в обоих документах говорилось о том, что участники  переговоров согласились прекратить боевые действия на юге страны близ Себхи.

Повсеместно в Ливии формирования самопровозглашенной ЛНА противостоят джихадистам из ИГ, «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в РФ), а также мисуратским бригадам бывших повстанцев.

4 мая в Триполи с кратким визитом побывал глава МИД Великобритании Борис Джонсон. В заявлении для прессы он выразил удовлетворение встречей в Абу-Даби между Ф.Сараджем и Х.Хафтаром, а также призвал ливийцев использовать результаты той встречи для «открытия дороги к примирению и ливийскому единству». В Триполи британский министр встретился с премьером и своим коллегой Мухаммедом ат-Тахером Сиалой.

5 мая Б.Джонсон побывал в Тобруке, где провел переговоры со спикером международно признанного парламента Агилой Салахом. Этот парламент до сих пор не признал ПНС, как это было предусмотрено Схиратскими соглашениями 2015 г.

Вслед за Б.Джонсоном 6 мая в Триполи побывал глава МИД Италии Анджелино Альфано. Интересно, почему они так зачастили туда – делят ливийскую нефть? Примечательно, что совместная пресс-конференция итальянского министра и его ливийского коллеги по итогам переговоров в Триполи была отменена без объяснения причин.

Тем временем командование ЛНА 8 мая объявило о начале операции по уничтожению последних оплотов джихадистов в Бенгази. Речь идет о квартале Ас-Сабри в центре города и районе Сук аль-Хут, примыкающем к порту Бенгази. По данным представителя ЛНА, в тот же день ряд позиций джихадисты сдали без боя, что могло свидетельствовать о разложении в их рядах. Тем не менее уже 9 мая командование ЛНА сообщило о гибели за сутки 11 солдат. Еще 55 человек в ее рядах получили ранения. К этому времени солдаты ЛНА установили контроль над портом Бенгази.

ЛНА вела бои за освобождение Бенгази с весны 2014 г. Ей там противостояла коалиция «Совет Шуры революционеров Бенгази», в которую входили, в частности, формирования ИГ, а также близкая к «»Аль-Каиде» группировка «Ансар аш-Шариа».

В конце первой декады мая в Каире должна была состояться очередная встреча между Ф.Сараджем и Х.Хафтаром. Она не состоялась, поскольку против нее выступил могущественный происламистский альянс «Рассвет Ливии», уже имевший опыт захвата Триполи в 2014 г. Исламисты пригрозили выгнать премьера вместе с его правительством из Триполи, если он отправится на встречу с Х.Хафтаром. На встрече в Каире предполагалось конкретизировать договоренности, достигнутые в Абу-Даби.

До этого заявление главы МИД Ливии (правительство в Триполи) Мухаммеда ат-Тахера Сиала о том, что он считает Х.Хафтара главнокомандующим ливийской армией на основании того, что он назначен международно признанным парламентом, привело к тому, что исламисты заняли здание ведомства.

Тем временем стало известно, что основным источником доходов полевых командиров различных бригад бывших повстанцев стала продажа оружия в различные африканские страны. Причем основной поток его пошел в Египет – понятно, не законному правительству, а джихадистам.

18 мая одна из мисуратских бригад под названием «3-я сила», формально находившаяся в подчинении ПНС, атаковала позиции ЛНА в районе авиабазы Брак аш-Шати на юге страны (650 км к югу от Триполи). В результате нападения погибли до  140 человек, в том числе многие гражданские лица. По имеющейся информации, последних убивали путем массовых расправ. Что касается погибших солдат, то большинство из них на момент нападения было без оружия. Информацию о числе погибших представило командование ЛНА, что может говорить о том, что погибших было намного больше. В Тобруке это нападение расценили как нарушение соглашения о перемирии, заключенном в Абу-Даби. Как заявил в этой связи спикер международно признанного парламента Агилла Салех, он дал указания ЛНА принять необходимые меры с тем, чтобы ответить на эту атаку и очистить юг страны от незаконных милицейских формирований.

С другой стороны ПНС и подчиненное ему Министерство обороны в раздельных коммюнике осудили эту атаку, заявив, что не имели к ней никакого отношения. Заявление второго ведомства не помешало ПНС объявить о приостановлении полномочий министра обороны Аль-Махди аль-Баргати и командира «3-й силы».

Здесь же стоит напомнить, что формирования ЛНА с начала апреля предприняли несколько атак на авиабазу Таменхант на юге страны близ г.Себха, которую контролирует «3-я сила». Она находится в 50 км от Брак аш-Шати. После встречи в Абу-Даби Х.Хафтар приостановил наступательные действия ЛНА на эту авиабазу.

19 мая, в пятницу, на востоке Ливии в населенном пункте Слук близ выхода из мечети был подорван заминированный автомобиль. В результате теракта погибли 6 человек, в том числе вождь одного из племен шейх Ибрайек Альвати, лояльный Х.Хафтару. 18 человек при этом получили ранения.

Шейх Альвати являлся вождем племени аль-авагир, одного из самых могущественных из числа поддержавших фельдмаршала.

В ночь на 21 мая самолеты ВВС ЛНА нанесли массированный авиаудар по позициям «3-й силы» на юге Ливии в районах населенных пунктов Хун и Джуфра к северо-востоку от авиабазы Брак аш-Шати. Уже 25 мая формирования ЛНА без боя овладели авиабазой Таменхант. По имеющимся данным, после того, как авиабаза была окружена, командование ЛНА предложило боевикам «3-й силы» — главным образом – выходцам с юга страны, оставить без боя позиции, бросив всю тяжелую технику.

26 мая ожесточенные бои с применением тяжелых вооружений развернулись в южных предместьях Триполи Абу Слим, Аль-Хадба и Салахеддин. Они начались после того, как ряд бригад бывших повстанцев, враждебных по отношению к ПНС, атаковали позиции сил, лояльных этому правительству. В частности, поддерживающая ПНС бригада  «Силы устрашения Абу Слима» тут же сообщила, что потеряла убитыми 5 своих бойцов. В совершении атак ПНС обвинило двух лидеров коалиции «Рассвет  Ливии» Халифу аль-Гвейлая (бывший премьер Ливии) и Салаха Бади. Оно пообещало безжалостно ответить нападавшим. К завершению дня ПНС сообщило, что его сторонники потеряли 28 человек убитыми, свыше 100 — ранеными. Неизбежные потери другой стороны были неизвестны.

К исходу 26 мая одна из лояльных по отношению к ПНС бригад овладела тюрьмой в квартале Аль-Хадба, где находились многие представители режима М.Каддафи. До этого дня тюрьму и ее узников контролировала одна из исламистских бригад во главе сбывшим заместителем министра обороны в правительстве Х.аль-Гвейля Халедом Шерифом. Среди узников тюрьмы значились, в частности, бывший премьер-министр Багдади аль-Махмуди и бывший глава ливийских спецслужб Абдалла Сенусси. Оба они были приговорены к смертной казни еще в 2015 г.

К 27 мая число погибших со стороны сил ПНС выросло до 52. По данным ПНС, его силы отбили нападение, сохранили свои позиции в Триполи, и даже улучшили их.

В то время своим чередом развивались события на востоке Ливии. 27 мая командование ВВС ЛНА сообщило, что ливийские самолеты участвовали вместе с самолетами ВВС Египта в ударах по объектам джихадистов в Ливии, нанесенных после массовой расправы над египетскими коптами в египетской провинции Минья. По данным командования ВВС ЛНА, в ходе ударов египтяне использовали истребители «Рафаль» и «специальные боеприпасы» для уничтожения предварительно выбранных целей в районе ливийского города Дерна. «Еще две цели были идентифицированы в ходе операции», — отмечалось в сообщении. В нем утверждалось, что удары наносились по военным лагерям и штаб-квартире группировки «»Совет муджахидинов Дерны». Она считается близкой к «Аль-Каиде» и контролирует в настоящее время Дерну.

В период с 2011 по 2014 годы этот город  контролировала близкая к «Аль-Каиде» группировка «Ансар аш-Шариа». В 2014 году часть боевиков этой группировки перешла в «Исламское государство». После этого остальные джихадисты сформировали «Совет муджахидинов Дерны». Эта группировка стала воевать как против ИГ, так и против ЛНА. В 2015 году после ожесточенных боев «Совет муджахидинов Дерны» выбил отряды ИГ из Дерны.

27 мая группировка «Ансар аш-Шариа», занесенная США и ООН в списки террористических организаций, объявила о своем «самороспуске». В распространенном в интернете коммюнике она косвенно признала, что это решение — следствие ее ослабления в результате боевых действий против ЛНА.

В целом, логика развития событий показывает верность выбора Москвы, которая, не отказываясь от диалога с Триполи, похоже, сделала ставку на Тобрук и Х.Хафтара. Возглавляемая последним ЛНА все больше становится реальной силой, способной удерживать контроль над значительной частью территории Ливии. Чтобы расширить влияние правительства в Тобруке, ему теперь следует найти контакт с преимущественно племенными силами, контролирующими крайний юг и запад страны.

62.85MB | MySQL:102 | 0,517sec