Египет: ситуация вокруг островов Санафир и Тиран

Во вторник, 13 июня, менее чем за полчаса, законодательный комитет парламента Египта 35 голосами против 8 утвердил соглашение о передаче островов Санафир и Тиран под юрисдикцию Саудовской Аравии.

Подписанное между двумя странами в апреле 2106 г., оно оговаривает передачу этих двух, стратегически расположенных на входе в Акабский залив, островов КСА в обмен на щедрую финансовую помощь, размер и формы которой в открытой своей части оцениваются примерно в 50 млрд долларов США.

Всю прошлую неделю в Каире не стихали протесты против этого решения, центром митингов и демонстраций стало здание Союза журналистов страны, большинство из которых, включая известных публицистов, Хамдана аль-Сабахи и Халеда Али, «рупоров революции 25 января», что называется, «в штыки» восприняли эту новость, разразившись градом уничижительных комментариев во всех основных СМИ страны. Впервые, после свержения Хосни Мубарака, на улицах вновь были замечены лозунги, требующие отставки военных властей.

«Поражение, сравнимое с катастрофой 1967 г…», «самая большая неудача президента аль-Сиси…» — вот лишь некоторые из этих эпитетов. А поведение председателя парламента Али Абдель Аля во время голосования, язвительные египетские мэтры пера охарактеризовали как «жалкое комическое кривляние, призванное скрыть то давление, которое оказывается на парламент».

Предыдущее рассмотрение скандального соглашения, длившееся, к слову, тоже не долго, всего полтора часа, состоялось в парламентском комитете по обороне и безопасности, и, теперь, после завершения всех процедур, оно будет вынесено на общее голосование.

Спикер парламента Али Абдель Аля в ответ выступил с заявлением, в котором заявил, «что нам нечего скрывать в вопросе об этом соглашении, и что оно призвано обеспечить защиту интересов всех и каждого…».

Разумеется, для Египта, как и для любого другого государства, чья территория была оккупирована или аннексирована, все, что связано с территориальными вопросами является крайне болезненной и важной  общественной темой.

Основным аргументом противников соглашения является то, что оно противоречит конституции страны, запрещающей отчуждать египетскую территорию третьим странам.

Это, как раз и пытается оспорить министр по делам парламента, Омар Мирван, заявивший, что «нарушения конституции нет, как и нет угрозы национальной безопасности страны… и нет ничего нового, чего бы не было уже сказано ранее, в 1990 г. при президенте Х. Мубараке и, кстати, было одобрено со стороны ООН…».

Тогда, решение № 27 о демаркации линии морской границы между КСА и Египтом, от 18 ноября 1990 г. было официально опубликовано в египетских СМИ и направлено в ООН для принятия к сведению.

Тема островов и демаркации границ, активно муссировавшаяся последние 10 лет, и закончившаяся соглашением об их передаче королевству, ведет свои истоки еще с 19-го века. Так, на карте 1897 г. оба острова входят в состав «Королевства Хиджаз – предшественника Саудовской Аравии. Карта демаркации границ между Египтом и Османской империей от 1906 г. касается только их наземной части и обходит острова стороной. Наконец, в 1948 г. после оккупации Израилем земель, предназначенных для арабского государства, король Абдель Азиз обратился за военной помощью к Египту, предложив последнему занять острова и защитить их от вторжения израильтян. В подтверждение этой версии существует телеграмма, обнаруженная в архива в Госдепа США, направленная госсекретарем Дином Раском в посольство Израиля 17 января 1968 г. и озаглавленная «О проблеме Тирана». В ней сообщается о разговоре с королем Фейсалом, упоминавшим острова, как «саудовские» и обещавшим не размещать на них военные материалы и технику, или препятствовать свободе мореплавания в районе островов. Кроме того, на карте морских границ от 1973 г. острова находятся на саудовской акватории, а соглашение в Кемп-Дэвиде от 1978 г. содержит пункт о размещении на островах наблюдателей из состава сил ООН.

Часть экспертов в Египте, а также многие оппозиционные политики, включая, например, видного знатока страноведения и географии региона Гади Фарука, долгое время работавшего в команде покойного шефа спецслужб Египта Омара Сулеймана, скептически относятся к историческим документам, имеющим турецкое и британское происхождение, не без оснований считая многие из них поздними подделками, сфабрикованными для того, что подвести основание под тот, или иной территориальный спор.

Мы не будем поддерживать ни ту, ни другую точку зрения, так как, похоже, египетская военная хунта, а именно так и следует называть руководство этой республики на протяжении последних, по крайней мере, пятидесяти лет, сделала свой выбор. Они предпочли саудовские деньги, которыми оплатят свои новые дорогостоящие «игрушки», включая вертолетоносцы «Мистраль», и, разумеется, не забудут и себя. Но, такого масштаба протестного движения Египет не видел, по крайней мере, с момента прихода к власти нынешнего президента, и закончится ли он безболезненно для египетского режима, еще большой вопрос.

52.21MB | MySQL:103 | 0,541sec