Оценки китайских специалистов сделки США и Катара на поставку истребителей F-15QA

По информации СМИ КНР, после резких заявлений президента США Дональда Трампа о роли Катара, как основного источника финансирования исламистов, которые были сделаны в ходе визита американского руководителя в Эр-Рияд уже 14 июня 2017 г министр обороны США Джеймс Мэттис и его катарский коллега Халид Мухаммед аль-Аттыйя подписали в Пентагоне контракт стоимостью 12 млрд долл. США на поставку партии истребителей-бомбардировщиков третьего поколения F-15 QA (QA- Qatari Advanced).

Как сообщают источников в Пентагоне, за указанную сумму  ВВС Катара получат 36 боевых самолетов, т.е. стоимость одного истребителя составит 333 млн долл. США, что практически на порядок выше чем закупочная цена на модификации F-15 A/B/C/D, которые приняты на вооружение ВВС США. Известно, что при выполнении всех условий контракта официальная Доха разместит дополнительный опцион еще на 36 истребителей и с этим учетом общая стоимость контракта достигнет 21,1 млрд долл. США. Первая партия самолетов должна быть передана ВВС Катара в течение 42 месяцев.

Китайские специалисты обращают внимание на сильно завышенную стоимость контракта и предполагают, что в цену включены новейшие ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120D, ракета класса «воздух-земля» с увеличенной дальностью пуска AGM-84 SLAM-ER, а также корректируемые оперенные бомбы GBU-54/B c двуканальной системой наведения. Для сравнения следует привести стоимость истребителя F-35А для ВВС США, которая на сегодняшний день составляет 94,6 млн долл. США и при сохранении высоких темпов производства данный показатель может быть снижен до 85 млн долл. США за единицу, однако американские и китайские обозреватели в подобное развитие событий не верят.

В качестве второго примера, подтверждающего чрезвычайное завышение стоимости партии F-15QA для ВВС Катара следует привести пример контракта между корпорацией Boeing и Кувейтом на поставку 40 истребителей F/A-18E/F «Супер Шершень» по цене 100 млн долл. США за единицу. Известно, что истребители F/A-18 в различных модификациях составляют основу палубной авиации ВМС США, а также их приобрели несколько западных государств.

Как отметил МО Катара Халид Мухаммед аль-Аттыйя, данный контракт позволит военному подразделению корпорации Boeing сохранить 60000 рабочих мест в 42 штатах. Американская сторона предпочитает умалчивать о социальной стороне данного контракта, однако, по данным Агентства по сотрудничеству в области обороны и безопасности США (англ. DSCA), в реализации упомянутого контракта примут участие следующие известные предприятия оборонно-промышленного комплекса:

– Astronautics Corporation of America (Арлингтон,  шт.Вирджиния);

–BAE Systems (Арлингтон, шт.Вирджиния);
– Elbit Systems of America (Форт Уорт, шт.Техас);

– Lockheed Martin Aeronautics Company, (Форт Уорт, шт.Техас);
– General Electric Aviation of Cincinnati (Цинциннати, шт.Огайо);
– Honeywell Aerospace (Феникс, шт.Аризона);
– L3 Communications, (Арлингтон, шт.Техас);

– NAVCOM, Torrance, CA Raytheon (Уолтхэм, шт. Массачусеттс);

– Rockwell Collins, (Седар Рэпидс, шт.Айова);
– Teledyne Electronic Safety Products (Саузенд Оукс, шт.Калифорния);
– UTC Aerospace Systems, (Шарлотт, шт. Северная Каролина).

После приемо-сдаточных испытаний F-15QA на территории США, корпорация Boeing направит 24 своих специалиста в Катар для постоянного мониторинга и обслуживания самолетов. По оценкам китайских аналитиков, в случае необходимости указанные выше подрядчики могут направить до 150 инженеров и квалифицированных техников для выполнения самых сложных манипуляции с любыми из компонентов самолета.

Следует отметить, что катарская модификация истребителя является экспортным вариантом F-15E, который по причине высокой стоимости обслуживания Пентагон  принял на вооружение в ограниченном количестве, а кроме того по своим тактико-техническим характеристикам F-15QA абсолютно идентичен истребителям  F-15, которые США поставил для ВВС Королевства Саудовская Аравия.  По данным из американских источников, основная причина в ограниченном принятии на вооружение этого тяжеловооруженного истребителя-бомбардировшика состоит в сложности обслуживания турбореактивного двигателя F-110-129 производства американской компании General Electric. Именно по причине прихотливости двигателя, технический персонал ВВС США называет  данный самолет «Королевой ангара».

По информации китайских источников, министр обороны Катара Халид Мухаммед аль-Аттыйя еще в период с 27 по 29 марта 2017 г. совершил официальный визит в США где провел переговоры с руководителем Пентагона, а также посетил авиационную базу (АвБ) ВВС США «Сеймур Джонсон» (г.Голдсборо, шт.Северная Каролина).  В ходе визита катарской делегации на упомянутую АвБ командир 334-й истребительной эскадрильи подполковник Леви Холл подробно ознакомил ближневосточных гостей с тактико-техническими характеристиками, возможностями и особенностями эксплуатации F-15E.

Известно, что Халид Мухаммед аль-Аттыйя и бригадный генерал ВВС Катара Эйса Рашид аль-Моханнади приняли участие в полетах на F-15E и занимали места штурманов в кабинах самолетов под управлением пилотов 334-й эскадрильи. Как отмечают китайские специалисты, пилоты ВВС США продемонстрировали иностранным гостям все доступные данному типу самолета фигуры высшего пилотажа, возможности бортовой радиоэлектронной станции и оптико-электронной станции по обнаружению воздушных и наземных целей.

Кроме того, американские военные рассказали о том, что именно F-15E благодаря модифицированному фюзеляжу позволяет брать на две единицы ракетно-бомбового вооружения больше чем предыдущие модели. Также, Халид Мухаммед аль-Аттыйя ознакомился с самолетом-заправщиком КС-135R и побеседовал с экипажами этих воздушных танкеров, которые обеспечивают долгие перелеты и продолжительное боевое дежурство самолетов тактической и стратегической авиации ВВС США по всему миру.

Следует отметить, что высокопоставленные катарские военные прибыли в США после знакомства с однотипными истребителями на АвБ «Аль-Удейд», которые принимают участие в операции Inherent Resolve и по данным американских источников, пилоты только этих истребителей уничтожили около 31900 объектов террористов. Известно, что визиты катарской делегации на АвБ «Аль-Удейд» и «Сеймур Джонсон» организовали сотрудники отдела военного сотрудничества посольства США в Катаре.

Очевидно, что в рамках работы по продвижению упомянутой сделки с официальным визитом в Катар 22 апреля 2017 г. прибыл Джеймс Мэттис, который провел переговоры с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Кроме поставки самолетов, Д.Мэттис и эмир Катара обсуждали перспективы отношений двух стран в политической и военной сферах, а также возможности расширения сотрудничества в интересах обеих сторон.

Подводя итог вышесказанному, необходимо упомянуть, что контракт на поставку партии истребителей F-15QA положительно повлиял уже на другую крупную сделку между американской Boeing и катарской авиакомпанией QATAR Airways, которая приняла решение приобрести 30 пассажирских дальнемагистральных лайнеров 787-9 Dreamliner и 10 самолетов модели 777-ER, а также 60 новейших среднемагистральных лайнеров 737МАХ8.

Общая стоимость контракта на поставку 100 самолетов составляет 18,6 млрд долл. США. Интересно, что до этого контракта QATAR Airways приобретала исключительно самолеты производства европейского концерна Airbus, а значит этот контракт – очень важный имиджевый успех американской самолетостроительной корпорации, а кроме того, это позволит Boeing обеспечить около 109 000 рабочих мест в США.

52.18MB | MySQL:103 | 0,468sec