О позиции Индонезии по урегулированию катарского кризиса

С одной стороны, после разрыва дипломатических отношений между Катаром с одной стороны и рядом стран, преимущественно из Ближнего Востока, с другой, реакция Индонезии была довольно предсказуемой,в духе нынешнего внешнеполитического курса, осуществляемого министром иностранных дел Индонезии, Ретно Марсуди.

Так, правительство Индонезии призвало страны, разорвавшие отношения с Катаром, «обратиться к диалогу и переговорам, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию в интересах мира и стабильности на Ближнем Востоке». МИД РИ также заявил, что Индонезия с большой обеспокоенностью наблюдает за развитием событий на Ближнем Востоке[i].

С другой стороны, Индонезия также призывает, чтобы «все страны уважали принципы международного права, в частности уважали суверенитет других стран и не вмешивались во внутренние дела других государств». Теоретически, за данной размытой формулировкой можно усмотреть «мягкую» критику деятельности Катара и «поддержку» Саудовской Аравии, однако озвученный канцеляризм не содержит никакой конкретики, более того, Индонезия настаивает на приверженности внешнеполитическому курсу, который выражается в «неприсоединении» ни к одному из блоков или сторон конфликта[ii].

Ретно Марсуди, министр иностранных дел РИ, провела телефонные разговоры с министрами иностранных дел Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, Турции и Ирана и обсудила сложившуюся обстановку. Помимо призывов снизить градус напряжения и сесть за стол переговоров, Ретно Марсуди заявила, что Индонезия готова внести свой вклад в примирение сторон и стать посредником в переговорах по урегулированию конфликта[iii].

Схожие мнения стали озвучивать политики, чиновники и религиозные деятели Индонезии.

Председатель первой комиссии Совета народных представителей, Абдул Харис Алмашихари, выразил мнение, что Индонезия и Турция могут выступить в качестве посредников в переговорах между конфликтующими сторонами[iv].

Представитель Совета Улама Индонезии, Дин Шамсуддин, попросил правительство Индонезии принять участие в переговорах между странами региона, разорвавшими отношения с Катаром, и самим Катаром, чтобы предотвратить нарастание напряженности в регионе и разрастание дипломатического кризиса. По его мнению, Индонезия должна стать нейтральным инициатором и посредником  в вопросе урегулирования вокруг ситуации с Катаром[v].

По его мнению, если не принять соответствующие меры, то нынешнее положение может перерасти в братскую войну между мусульманами[vi].

Председатель Центрального совета Мухаммадья надеется, что правительство Индонезии примет участие в урегулировании конфликта и снижения градуса напряжения в отношениях между Саудовской Аравией и её «союзниками» с одной страны и с Катаром с другой. Он надеется, что правительство Индонезии будет более активно реализовывать внешнюю политику «неприсоединения» в рамках урегулирования конфликта между рядом арабских стран и Катаром.

Он уверен, что правительство Индонезии может способствовать восстановлению дипломатических отношений между Катаром и странами, которые разорвали с ним отношения. Это мнение основывается на предыдущем опыте, когда Джоко Видодо смог принять активное участие в урегулировании отношений межу Саудовской Аравией и Ираном в 2016 г. По его мнению, Индонезия играет стратегическую роль в качестве члена Организации исламского сотрудничества, где позиция Индонезии имеет большой политический вес. По мнению представителя Мухаммадьи, для урегулирования отношений между Катаром и рядом стран, необходим посредник, а если сейчас не заняться урегулированием конфликта, то напряженность может “перерасти в геополитическую борьбу, которая приведет к новым бедствиям в регионе”[vii].

И, наконец, сам президент Индонезии, Джоко Видодо заявил, что Индонезия готова готова участвовать в разрешении конфликта на Ближнем Востоке. «Я хочу, чтобы Индонезия играла роль в разрешении конфликтов на Ближнем Востоке. Индонезия занимает нейтральную позицию, а также Индонезия является страной с самым большим мусульманским населением в мире»[viii].

Несмотря на то, что президент Джоко Видодо хочет, чтобы Индонезия приняла участие в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке, на данный момент власти Индонезии пытаются определить корень катарского кризиса и главные противоречия, которые необходимо разрешить для того, чтобы определить, какие действия Индонезии следует предпринять.

«Я еще не знаю, насколько проблема серьезна, но я хочу, чтобы Индонезия приняла участие в урегулировании конфликта на Ближнем Востоке», – сказал Джоко Видодо[ix].

Для того, чтобы лучше разобраться в ситуации, Джоко Видодо провел телефонный разговор с президентом Турции, Реджепом Тайипом Эрдоганом, с эмиром Катара, шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани, а также премьер-министром ОАЭ Мухаммедом бен Рашидом аль-Мактумом. Другими словами, Джоко Видодо хочет найти такое решение, которое не повлияет на формально нейтральную позицию Индонезии[x].

По мнению Сити Мутиа, специалиста по Ближнему Востоку из Университета Гаджах Мада, Индонезия всегда сталкивается с дилеммой при попытке разрешить проблему на Ближнем Востоке, так как старается поддерживать хорошие отношения со всеми. По её мнению, Индонезия может действовать в качестве посредника на переговорах только в рамках Организации исламского сотрудничества и Лиги арабских государств.

Политические амбиции Индонезии на международной арене не только не ослабевают, а, наоборот, становятся важной составляющей внешнеполитического курса. Правительство Индонезии уже не довольствуется исключительно прагматическим подходом, который заключается в продвижении своих экономических интересов и в сохранении принципа “дружбы со всеми”. Теперь Индонезия хочет  хотя бы отчасти выступать в роли некого “третейского судьи”, посредника, который сможет примирить конфликтующие стороны в исламском мире и укрепить “исламское братство”. Что может стоять за этим стремлением? Укрепление авторитета  и приобретение политического веса на международной арене, завоевание правительством большей популярности у индонезийского народа, заключение новых экономических сделок и привлечение иностранного капитала, в конце концов – желание встать во главе всемирной уммы, что на данный момент кажется невероятным и даже популистским, несмотря на, например, численность мусульманского населения или успешную борьбу с терроризмом и исламизмом.

Почему Катар важен для Индонезии?

Катар – один из крупнейших иностранных инвесторов в Индонезии не только в телекоммуникационной и банковской сферах (Национальный банк Катара и Индосат Ооредоо), но и в ритейле. За последние 5 лет товарооборот Индонезии и Катара увеличился в среднем на 3,87%. (в 2011 г. торговый оборот двух стран составлял 683 млн долл. США, а в сентябре 2016 уже 828 млн)[xi].

Специалист по Ближнему Востоку, Смит аль-Хадар, заявил, что инвестиции Катара в экономику Индонезии достигают гораздо больших объемов, по сравнению с другими арабскими странами. Эксперт также считает, что они увеличатся после разразившегося политического кризиса на Ближнем Востоке.

Помимо этого, социальные учреждения Катара активно оказывают финансовую помощь Индонезии, например, как это было после цунами в провинции Ачех в декабре 2004 г.

Финансовая помощь направляется через учреждение Qatar Charity, начиная с 2005 г. после цунами в Ачехе, а также фонд «Аш-Шилах» в Джакарте, который был открыт в 2009 г. Операционный директор фонда «Аш-Шилах», Нурхади, заявил, что каждый год фонд получает около 30 млрд рупий (около 2 280 000 долл. США), которые идут на оказание социальной помощи. Эти средства поступают из учреждений Charitable Assosiation и Raf Foundation. Нурхади говорит, что помощь от Катара предоставляется без особых условий и надеется, что нынешний кризис не повлияет на поступление средств в Индонезию[xii].

Специалист по Ближнему Востоку Смит аль-Хайдар заявил, что пожертвования Катара Индонезии в большей части представлены в виде социальной помощи и отличаются от пожертвований Саудовской Аравии, которые направлены на распространения влияния КСА на страны, принимающих помощь. «Катар не так сосредоточен на исламском движении в Индонезии, как Саудовская Аравия, которая осуществляет помощь, чтобы распространить свое влияние на страны, включая Индонезию»,- сказал С.аль-Хайдар[xiii].

Также Катар является одной из стран, куда едет индонезийская рабочая сила, занятая в сфере домохозяйства, добычи и сферы услуг. По данным Migrant Care на данный момент в Катаре находятся 75 000 рабочих из Индонезии.

[i]                       http://www.antaranews.com/berita/633410/indonesia-dorong-dialog-rekonsiliasi-empat-negara-dengan-qatar

[ii]                      http://www.antaranews.com/berita/633410/indonesia-dorong-dialog-rekonsiliasi-empat-negara-dengan-qatar

[iii]                     http://nasional.kompas.com/read/2017/06/07/17064331/indonesia.bantu.atasi.krisis.diplomatik.di.qatar

[iv]                    http://www.tribunnews.com/nasional/2017/06/06/komisi-i-dpr-dukung-sikap-pemerintah-soal-qatar

[v]                     http://www.antaranews.com/berita/633847/din-syamsuddin-indonesia-harus-mediasi-krisis-diplomatik-qatar

[vi]                    http://www.antaranews.com/berita/633847/din-syamsuddin-indonesia-harus-mediasi-krisis-diplomatik-qatar

[vii]                   http://www.antaranews.com/berita/634663/muhammadiyah-berharap-indonesia-bantu-mediasi-konflik-saudi-qatar

[viii]                        http://nasional.kompas.com/read/2017/06/10/14570021/sejumlah.negara.kucilkan.qatar.jokowi.telepon.sheikh.tamim

[ix]                     http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40232544

[x]                      http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40232544

[xi]                     http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40170037

[xii]                    http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40170037

[xiii]                   http://www.bbc.com/indonesia/indonesia-40170037

52.19MB | MySQL:103 | 0,397sec