Алжир отмечает рост иностранного интереса к берберским выступлениям в Марокко

Иностранные организации обращают все больше внимания на берберские выступления в Алжире и Марокко. Такой вывод следует из оценки алжирских силовиков относительно роли «зарубежного фактора в поощрении протестов представителей национальных меньшинств» на территории двух стран.

По их данным, уже сейчас «определенные иностранные силы» переходят от скрытой к открытой поддержке подобных движений.

Наглядным тому примером служит попытка некоторых влиятельных европейских политиков «раскачать» берберскую тему и привлечь к ней внимание более широкой общественности. Так, например, 17 июня текущего года представители «Партии зеленых», обладающих достаточно серьезными позициями в таких странах как Германия и Швеция (без их участия нередко не обходится формирование национальных правительств) попытались официально провести через Европарламент резолюцию, осуждающую действия марокканских властей по подавлению берберских выступлений.

Несмотря на то, что им это не удалось (данный призыв поддержала лишь группа депутатов Европарламента из GUE/NGL, объединяющая неокоммунистов и защитников окружающей среды, насчитывающая в нынешнем составе 52 депутата и часть «европейских либералов и демократов» из ALDE), поскольку это предложение «красно-зеленых» набрало менее 150 депутатских голоса из 750 имеющегося, для Рабата произошедшее служит весьма тревожным звонком.

B частности, они открыто осудили «нарушение демократических прав населения и подавление выражения им своего мнения» и данная тема, пожалуй, впервые была поднята в таком виде и в таком формате.

Примечательно, что в упомянутом выше документе короля Мухаммеда VI призывали учитывать ожидания марокканского народа, и не подавлять политические попытки людей выразить недовольство от глубокого дискомфорт, и добиваться мирного разрешения конфликта.

Также в тексте содержалось требование отказаться от преследований против вождя протестного движения Насера Зафзафи, освободить политических заключенных, вести полноценный диалог с представителями общественных движениями и уважать свободу прессы и собраний» (общее число задержанных берберов, которым предъявлено обвинение в подрыве государственной безопасности, приближается к 200).

С другой стороны, нарастающее внимание к событиям проявляют и международные правозащитники, которые также выражают «серьезную озабоченность по поводу репрессий со стороны властей Марокко в отношении мирных демонстраций и социальных движений, происходящих в регионе Риф.

Так, неправительственная организация Euro Med Rights, к голосу которой нередко прислушиваются европейские политики, открыто осуждает репрессии против граждан и активистов.

В частности, в ее заявлении указывается, что «в последние недели были арестованы несколько десятков протестующих, которым предъявлены серьезные обвинения», после чего «напряженность распространилась на весь регион Риф и теперь распространяется на другие области, что угрожает стабильности страны…

Мы призываем Марокко к прекращению произвола в отношении демонстрантов и предоставлению гарантий доступа к справедливому судебному разбирательству для всех, к ответственному и прозрачному диалогу, чтобы выйти из кризиса в кратчайшие сроки на основе соблюдения прав человека», а также к «проведению беспристрастного и независимого расследования событий в отношении произошедших там их нарушений».

Важно, что «политические экологи» в странах Европы традиционно выступают своего рода застрельщиками принятия жестких мер в отношении тех или иных «нарушителей демократических ценностей» и в том числе регулярно призывают к более жестким действиям на российском направлении.

При рассмотрении же антимарокканского «красно-зеленого» проекта следует обратить внимание на определенную схожесть его текста с соответствующими документами, принимавшимися влиятельными европейскими властными структурами по Ливии, Сирии, а также событиям 1990-х гг. на Балканах в отношении неугодных лидеров.

Не случайно, что в своем заявлении Euro Med Rights (судя по всему, именно его документ лег в основу подготовленной «красно-зелеными» резолюции) явно зашла дальше сугубо чисто правозащитных моментов и там можно усмотреть даже плохо завуалированную угрозу Рабату. В частности, ее эксперты обратили особое внимание, что «проведенные аресты являются нарушением как самого марокканского законодательства, так и международных обязательств Королевства, власти которого стали на путь репрессий, более серьезных, чем отмечавшиеся с момента восстания 2011 года».

В данном случае речь идет о событиях 2011 года, когда представители берберского движения совместно с другими недовольными в стране попытались осуществить здесь продолжение охватившей страны региона «арабской весны». За все время конфликта на данную проблему обращали эпизодическое внимание лишь журналисты, представляя это как «недовольство населения против бедности и несправедливости», то теперь этот вопрос уже звучит в стенах серьезных политических учреждений Европы.

И в этом смысле замысел «красно-зеленых» удался – марокканскому королю Мухаммеду VI послан важный тревожный сигнал, наглядно демонстрирующий ему, что состоявшийся накануне визит в Рабат нового французского президента Эммануэля Макрона, внешне благожелательный по отношению к нему (глава Франции достаточно мягко и деликатно указал на беспокоящие его моменты, включая ситуацию в регионе Риф и положение в Западной Сахаре) отнюдь не является безусловным свидетельством одобрения его действий.

И в дальнейшем вовсе нельзя исключать, что о «проберберской» резолюции «красно-зеленых» вновь вспомнят, если Его Величество, к примеру, будет занимать прежнюю позицию по вопросу Западной Сахары в том числе использования ее природных богатств.

В то же время, по мнению ряда алжирских силовиков, на какие бы меры сегодня не пошел Рабат, поддержка берберского движения со стороны того же Парижа не прекратится. Французские спецслужбы посредством действий политических организаций, согласно их представлениям, только усилят работу на данном направлении, чтобы, как минимум, добиваться и от Алжира, и от Марокко, уступок по другим моментам, а по максимуму добиться трансформации власти в нужном для себя русле.

Вместе с тем, в обозримой перспективе, согласно их оценке, реализации в отношении их «ливийского сценария» ожидать не следует, поскольку Брюссель опасается, что в этом случае он лишь откроет «на полную ширину» своими же руками в Европу североафриканские миграционные ворота.

52.2MB | MySQL:103 | 0,465sec