О военной ситуации в Сирии: 17 – 24 июня 2017 г.

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее — российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 118 нарушений режима прекращения огня. Наиболее часто обстрелы отмечались в провинциях Дамаск, Дераа, Латакия, Хама. Это заметно выше показателя предыдущей недели (72), что связано с резкой активизацией боевых действий в ряде провинций, и в частности, в провинциях Дамаск и Дераа.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-Нусра»/ «Джабхат Фатх аш-Шам»/«Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Дейр эз-Зор, Хомс, Хама.

19 июня стало известно о рассылке международного предупреждения о том, что в период с 18 по 30 июня корабли Постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море выполнят пуски ракет, что могло говорить о готовившемся применении российских кораблей по целям ИГ в Сирии. В настоящее время в составе соединения два фрегата и подводная лодка, оснащенные ракетами «Калибр».

23 июня Минобороны РФ сообщило, что два фрегата и подводная лодка из состава Черноморского флота ВМФ России нанесли удар 6 крылатыми ракетами «Калибр» из акватории Средиземного моря по целям ИГ в сирийской провинции Хама. В ударе приняли участие фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», а также подводная лодка «Краснодар». Ракетные удары сопровождались ударами с воздуха с использованием самолетов ВКС.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Ракка, Дейр эз-Зор, Хомс, Дамаск, Дераа, Хама.

В частности, 21 июня совместные с ВКС России удары наносились по целям ИГ на востоке провинции Хама в пустыне Бадия. 22 июня десятки вылетов были выполнены с целью оказания поддержки с воздуха осажденным гарнизонам в провинции Дейр эз-Зор.

В связи с отмечавшимся ранее сближением боевых порядков сирийских правительственных сил и формирований «Сил демократической Сирии» (СДС) в районе г.Табка на западе провинции Ракка 18 июня произошло наихудшее – силы международной коалиции сбили сирийский бомбардировщик Су-22 после того, как тот, по данным коалиции, нанес удар по позициям СДС. До этого, по данным коалиции, начались бои между СДС и сирийскими войсками в 40 км к югу от Ракки.

19 июня Минобороны РФ объявило о прекращении взаимодействия с американской стороной в рамках меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операции в Сирии. При этом выяснилось, что Минобороны РФ и Пентагон по разному трактуют ситуацию в связи с атакой на сирийский Су-22. В Минобороны РФ сообщили, что американцы не использовали специальный канал связи перед атакой на самолет, в Пентагоне утверждали об обратном.

19 июня стало известно о новых боестолкновениях между проправительственными силами и формированиями СДС в провинции Ракка к югу от города Табка.

23 июня представитель Пентагона сообщил, что линия связи по предотвращению инцидентов в воздушном пространстве Сирии между Россией и США продолжает функционировать. Подтверждающих  эту информацию заявлений из Москвы пока не было.

24 июня в некоторых СМИ появилась неподтвержденная официально информация о том, что одна из российских систем ПВО, развернутая в Сирии, сбила американский стратегический беспилотный самолет — разведчик «Глобал Хоук», выполнявший полет над Восточным Средиземноморьем. По странности эта информация совпала с новостью о том, что аналогичный беспилотник был утерян над Калифорнией.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

В провинции Алеппо 23 июня отражена атака боевиков на позиции правительственных  сил у населенных пунктов Ассан и Аин Ассан, что к югу от провинциального центра.

В провинции Дамаск сирийские войска 21 июня заметно продвинулись в квартале Джобар столицы, а также в примыкающих к нему городах Аин Терма и Замалка.

В Восточной Гуте 22 июня правительственные силы отбили контратаку боевиков из группировок «Тахрир аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам».

Там же 24 июня правительственные силы выбили боевиков группировки «Файлак ар-Рахман» из долины Аин Терма.

В провинции Хомс 21 июня боевики ИГ попытались атаковать позиции правительственных сил у деревни Аин ад-Дананир и города Аль-Мошрафа. Эти атаки были отбиты. На северо-западе провинции в тот же день отбита атака боевиков из группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил у деревень Маримиан и Кармис.

На востоке провинции Хомс 23 июня сирийские войска овладели районом Захр Абах к востоку от города Арак. 24 июня установлен контроль над газонасосной станцией в 6 км к северо-востоку от города.

На севере провинции 23 июня отражена атака боевиков на позиции правительственных сил к востоку от деревни Умм ат-Табабир.

На востоке провинции Хама сирийские войска 18 июня в боях против формирований ИГ овладели высотами Дебара ад-Диба и Табара ад-Диба. Там же освобождены деревни Расм ат-Тина и Расм Амун.

В провинции Дейр Эз-Зор в течение недели два осажденных гарнизона правительственных сил в южных кварталах административного центра и на находящейся неподалеку авиабазе ежедневно отражали массированные атаки боевиков ИГ, которым, судя по всему, поставлена задача любой ценой подавить сопротивление окруженных.

Чтобы снизить давление на осажденные гарнизоны, в провинции Дейр эз-Зор сирийские войска при поддержке союзных формирований 23 июня атаковали позиции ИГ в районе границы Сирии и Ирака и продвинулись в глубину на 8 км. Это первый с 2014 года случай, когда правительственным силам удалось отбить часть территории провинции.

Сейчас наступление на административный центр провинции, где в осаде сражаются гарнизоны на юго-западе города и находящейся неподалеку авиабазы, ведется с трех направлений. С юго-востока оно развивается вдоль границы с Ираком — сирийские войска контролируют уже 85 км этой границы. С запада наступление ведется из провинции Ракка, с юго-запада — из района Пальмиры (провинция Хомс).

На западе провинции Ракка в ходе продолжавшегося наступления  сирийские войска при движении к городу Ресафа 19 июня освободили деревни Аль-Айсави и Джайдин. К исходу дня они с боем взяли Ресафу. По некоторым данным, бои за этот ключевой город продолжались вплоть до 23 июня. Там же 24  июня бои шли за участок автодороги Ракка — Исрия (провинция Хама).

В провинции Дераа 17 июня командование сирийской армии установило перемирие сроком на 48 часов. Провинциальный центр входит в одну из зон деэскалации, учрежденных Россией, Ираном и Турцией в мае.

21 июня после истечения срока перемирия сирийские войска в боях за город Дараа аль-Баляд выбили боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» из ряда объектов инфраструктуры на юго-западе города.

19 июня стало известно, что террористическая группа «Аджнад аш-Шам», ранее переметнувшаяся из альянса «Ахрар аш-Шам» в группировку «Тахрир аш-Шам», вновь примкнула к «Ахрар аш-Шам». Об этом объявил главарь «Аджнад аш-Шам» Абу аль-Бара Таум (боевой псевдоним, который возможно говорит о том, что его обладатель проходил службу в десантных частях в одной из арабских стран).

18 июня был сделан очередной шаг к эскалации конфликта в Сирии после того, как иранские ракетчики из Корпуса Стражей исламской революции (КСИР) нанесли удары ракетами «земля – земля» средней дальности по позициям ИГ в провинции Дейр Эззур. Огневые позиции иранских ракетчиков находились на национальной территории на западе страны.

19 июня стало известно, что для нанесения ракетного удара по объектам ИГ в Сирии Иран использовал от 3 (американские данные) до 6 (иранские данные) баллистических ракет меньшей дальности типов «Зольфагар» и «Киам». Этот удар можно расценивать как своего рода предупреждение американцам. Нетрудно заметить, что провинция Дейр эз-Зор, по целям террористов в которой наносился удар, находится примерно на таком же удалении от территории Ирана, как и сирийский город Эт-Танф, вокруг которого американцы без согласования с Дамаском установили т.н. «безконфликтную зону» радиусом 55 км и где американские военные готовят подконтрольные им отряды сирийской оппозиции. Поскольку в начале месяца ударам международной коалиции во главе с США несколько раз подвергались проиранские формирования, Тегеран своим ракетным ударом показал наличие у него возможностей для ответа. Нельзя также исключать, что иранский удар, возможно, был призван не допустить боевого применения по силам Дамаска и его союзников американских реактивных систем залпового огня HIMARS, развернутых ранее в районе Эт-Танф на стыке границ Сирии, Ирака и Иордании.

Как представляется, главная задача сейчас – удержать тех, кто заинтересован в эскалации конфликта, а таких сейчас в Сирии имеется немало. И эти силы будут всячески стремиться обострить отношения между РФ и США.

62.82MB | MySQL:102 | 0,493sec