В Турции создают новую курдскую партию

21 июня 2017 г. турецкая пресса сообщила, что в Турции создают новую курдскую партию, которая станет конкурентом Партии демократии народов (ПДН). Партия получит название Демократическая партия Курдистана (ДКП), которое не надо путать с одноименным партиями, которые были созданы в 1946 г. в Ираке (основателем партии является Молла Мустафа Барзани, а с 1979 г. партией руководит его сын Масуд Барзани) и в 2014 г. в Сирии (по желанию Масуда Барзани). Это сообщение появилось тогда, когда в Иракском Курдистане готовятся к референдуму о независимости, который назначен на 25 сентября 2017 г. Над созданием новой курдской партии в Турции работали три партии, которые следуют политическому курсу президента курдской автономии Масуда Барзани. Было отмечено, что член ДПК Иракского Курдистана Сертач Буджак, бывший председатель Партии демократического присутствия (KADEP) Мехмет Эмин Кардаш и представители Демократической партии Курдистана-Турция (T-KDP) в последние 9 месяцев 12 раз встречались в Иракском Курдистане и обсудили вопрос создания новой курдской партии в Турции. В последний раз они собрались в Диярбакыре и приняли решение о создании новой партии. Они раскритиковали депутатов ПДН, обвинив их в следовании «политике окопов и баррикад» в регионе и заявили, что после создания новой партии в Диярбакыре будет проведен митинг, в котором ожидают участие и членов ПДН. Сертач Буджак отметил, что после завершения месяца рамадан инициаторы обратятся в МВД Турции для регистрации новой курдской партии[i].

Отметим, что T-KDP в Турции была создана 28 апреля 2014 г. и до сих пор не принимала участие в выборах, а KADEP была создана 20 декабря 2006 г. 27 мая 2016 г. KADEP и T-KDP созывали конгресс в Диярбакыре, во время которого две партии приняли решение об объединении. В нем приняли участие и представители ДПК Иракского Курдистана Ахмед Кани и Али Авни. Однако несколько вице-председателей KADEP были против объединения,  поэтому в его процессе возникли сложности, которые скоро были решены, потому что председатель KADEP Лютфи Кыванч был сторонником объединения[ii]. Таким образом, уже известно, какую позицию будет иметь новая курдская партия.

Напомним, что в Турции разговоры о необходимости создания новой курдской партии усилились весной 2016 г., когда депутатов ПДН лишили неприкосновенности, после того как  20 мая депутаты турецкого парламента одобрили соответствующий законопроект за который проголосовали 373 из 550 депутатов. Отмена депутатского иммунитета позволит привлекать депутатов к уголовной ответственности и предавать суду — в том числе по обвинению в поддержке терроризма, что серьезно сказалось на позиции прокурдской ПДН. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган утверждает, что ПДН является политическим крылом Рабочей партии Курдистана (РПК), которая воюет с турецким правительством свыше 30 лет. Представители ПДН эти обвинения отрицали, заявив, что лишение депутатской неприкосновенности нацелено, прежде всего, на вытеснение ПДН из парламента, усиления позиций правящей партии ПСР и консолидации голосов в парламенте для осуществления конституционных преобразований и перехода Турции из парламентской республики в президентскую[iii]. Кстати, в Турции депутатов лишили неприкосновенности от уголовного преследования по требованию Р.Т.Эрдогана. В середине марта 2016 г. он призвал парламент Турции лишить неприкосновенности депутатов ПДН, которые, по его словам, поддерживают запрещенную в стране РПК и связанные с ней организации сирийских курдов[iv].

После того, когда депутатов ДПН лишили неприкосновенности от уголовного преследования, в Турции начали активно говорить о необходимости появления нового актора в курдском политическом движении (главной проблемой курдского политического движения являлось и является отсутствие единства не только между курдами, проживающими в Турции, в Ираке, в Иране, в Сирии, но и внутри из каждой из этих стран). Уже тогда говорилось, что будут объединены две курдские партии — KADEP и T-KDP. Тогда Мехмет Эмин Кардаш заявил, что необходимо открыть новую страницу в курдском политическом движении, и поэтому T-KDP будет объединена с KADEP. «Таким образом, в регионе появится новый собеседник, для которого не приемлемо насилие, и который не будет следовать политике враждебности, сохранит курдские ценности. Думаю, что мы имеем хороший имидж, и народ поддержит нас, и во время выборов у нас будут хорошие показатели. РПК обеспокоена решением объединения KADEP и T-KDP. Мы также будем держаться подальше от требований ПДН. ПДН не интересовалась курдскими ценностями и курдским вопросом. Из-за неправильной политики ПДН были убиты 6000 человек. Города разрушались, люди вынуждены были бежать. Народ видит это. Мы объединяемся против этой ошибочной политике. Мы не имеем философию, основанную на враждебности»,- добавил он.

Председатель KADEP Лютфи Кыванч в свою очередь заявил, что курды Турции больше не возлагают надежд на ПДН. «Курдское политическое движение в последнее время прошло через болезненный процесс. Такая ситуация препятствовала законным правам курдам. Курды потеряли надежду на ПДН и поэтому сейчас им необходима новая надежда. Мы формируем политическое образование для решения проблемы региона посредством диалога. Объединение двух партий изменит баланс в регионе, поэтому это беспокоит и ПДН, и РПК. Это объединение откроет новую страницу в курдской истории», — добавил Л.Кыванч[v].

Итак, очевидно, что новая курдская партия будет провластной, поскольку она уже сейчас обвиняет ПДН в возобновлении военных действий, несмотря на то, что в июле 2015 г. после убийства двух полицейских в городе Джейланпынар провинции Шанлыурфа турецкие ВВС наносили удары по позициям РПК на Северном Ираке и несмотря на то, что сопредседатель ПДН Селахаттин Демирташ призывал РПК немедленно сложить оружие и начать соблюдать соглашение о прекращении огня[vi]. Более того, в октябре 2015 г. С.Демирташ заявил: «Мы не являемся политическим крылом РПК. К сожалению, после 7 июня правительство объявило, что мирный процесс и переговоры теперь прекращены и поиски путей решения конфликта закончились. Правительство начало всё больше задумываться о проведении военной операции. Это настоящая беда для Турции, так как в течение двух с половиной лет было приложено столько усилий для налаживания мирного процесса»,- добавил он[vii].

Kак сообщила турецкая пресса, новая курдская партия во всем будет следовать политической линии ДПК Масуда Барзани, и что в новой партии соберутся те курдские интеллектуалы и политические деятели, которые отвергают насилие РПК. Как отметил Сертач Буджак, путь М.Барзани — это мир, патриотизм, прогрессивность и Курдистан. Все это говорит, что Масуд Барзани, который в последние годы находился в хороших отношениях с Анкарой, должен играть значительную роль в создании и развитии новой курдской партии (хотя проведение референдума о независимости в Иракском Курдистане осложнит хорошие отношения Эрбиля с Анкарой). В ноябре 2016 г. ожидалось, что новая курдская партия будет создана самое позднее до конца января 2017 г., и что она станет проблемой и для ПДН, и для РПК.

В июне 2016 г. депутат из оппозиционной Народно-республиканской партии» (НРП) Эрдоган Топрак заявил, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) формирует новую курдскую партию, которая будет иметь исламскую направленность. По словам Э.Топрака власти Турции формируют альтернативную курдскую партию, которая будет поддерживать ПСР и будет находиться под ее контролем. Во время процесса нормализации (с 2013 г.) ПСР в Диярбакыре собрала представителей курдских движений Ирака и Сирии. То же самое произошло и 11 июня в Шанлыурфе в сотрудничестве с М.Барзани. Э.Топрак отметил, что этот вопрос стал актуален для властей Турции после того как в Сирии была провозглашена курдская автономия, а США и Россия стали поддерживать Партию демократического союза (ПДС), которая хотела посредством захвата г.Джераблус выйти к Средиземному морю. «Таким образом, на юго-западе Турции на переднем плане появляется исламское направление, и «курдская ПСР» объединит вокруг себя религиозных курдов», — добавил Э.Топрак»[viii].

Депутат от ПДН Алтан Тан тоже заявил, что будет создана новая курдская партия. «ПДН по результатам парламентских выборов 7 июня 2015 г. получила 80 мест в парламенте, и никто не предвидел это. Эти результаты показали, насколько был правильным путь демократического выбора. Если сохранился этот темп, на парламентских выборах 1 ноября ПДН получила бы по меньшей мере 100 мест в парламенте. Таким образом, ПДН могла бы стать главной оппозиционной силой. Однако после выборов 7 июня 2015 г. ПДН исключила коалицию с ПСР, и эта было ошибкой. Надо было заявить, что партия открыта для формирования коалиции с другими силами, притом сохранив свои принципы. На выборах 7 июня голоса ПДН увеличились на 3 млн. 2 млн людей, которые ранее свои голоса отдали ПСР, на этот раз проголосовали пользу ПДН. Речь идет о левых, социалистах и либералах. 1 ноября 1 млн из них свои голоса отдали ПСР. Тогда ПДН потеряла эти голоса по двум причинам. Во-первых, начались военные действия на юго-востоке страны, и избиратели из ПСР, которые ранее отдали свои голоса ПДН и усилили ее, на этот раз думали, что ПСР сможет продолжить процесс нормализации с курдами. Во-вторых, те же избиратели думали, что 7 июня победили социалисты, что им не нравилось. После создания Турецкой Республики в 1923 г. начался период отрицания присутствия курдов. Когда власти пришла ПСР, мы думали, что это поможет изменить ситуацию, однако в итоге ПСР стала турецко-исламским синтезом. ПСР подсознательно поддержала национализм, не предоставила курдам образование на родном языке, не согласилась, чтобы курдский язык стал вторым официальным языком, отвергла региональное управление. Курдские избиратели сегодня не удовлетворены политикой ПДН. Они сердиты и на ПСР, и на государство и на РПК. Они ищут нормализацию и мир, хотят, чтобы признали их демократические права»[ix]. В ответ на заявления Алтана Тана, сопредседатель ПДН Селахаттин Демирташ сначала заявил, что ПНД не религиозная партия[x], однако днями позже заявил, что ПДН является самой большой исламской партией курдов[xi].

В конце февраля 2017 г. – перед конституционным референдумом Алтан Тан заявил, что ПСР хочет получить голоса религиозных курдов, которые считаются вторым сортом и в ПСР, и в ПДН. «Большинство курдов религиозные и консервативные люди. Религиозные курды не хотят отказываться ни от религии, ни от курдской идентичности, не хотят отделяться от Турции, не хотят окопов, террора, гражданской войны. Поэтому РПК сердится на них. В ПДН тоже не любят их, поскольку костяк партии составляют левые и светские. Если война с низкой интенсивностью продолжится, если в ПДН продолжит особое внимание уделять левым, социалистам и секуляристам, то могут возникнуть новые образования», — добавил А.Тан[xii].

«Перестрелка» Алтана Тана и Селахаттина Демирташа говорит о том, что после парламентских выборов 2015 г. серьезные разногласия возникли внутри ПДН между секуляристами и религиозными, между сторонниками и противниками РПК. Все это раскололо партию, по которой серьезные удары наносили власти страны, сначала лишив неприкосновенности, а потом арестовав сопредседателей (Селахаттин Демирташ, Фиген Юксекдаг) и других видных членов ПДН. Отметим, что Р.Т.Эрдоган не простил ПДН за преодоление избирательного барьера в 10 процентов. Такой высокий электоральный барьер был установлен после военного переворота 1980 г. специально для того, чтобы курдские партии не попадали в парламент Турции. Поэтому успех ПДН на выборах 7 июня 2015 г. был беспрецедентным. Р.Т.Эрдоган не ожидал такого успеха прокурдской партии, перед выборами недооценивал ПДН, которая в итоге в парламенте получила 80 мандатов из 550, как и Партия националистического движения (ПНД). Однако после этого Р.Т.Эрдоган исправил свою ошибку, и ПДН стала мишенью властей Турции.

Итак, власти Турции не хотят ограничиваться ослаблением ПДН и создают новую курдскую (исламскую) партию в курдонаселенных провинциях. Особое внимание будет уделяться религиозным курдам, которые, как уже было сказано, считаются вторым сортом внутри ПДН, где в главных ролях выступают сторонники секуляризма, левые, социалисты. В этом контексте курдская новая партия при хорошей работе действительно сможет стать альтернативой ПДН. С другой стороны, новая партия будет выступать против войны, будет держаться подальше от РПК и с этой точки зрения она станет альтернативой РПК. Отметим, что Масуд Барзани находится в сложных отношениях с РПК. Таким образом, новая курдская партия будет привлекать и религиозных курдов, и сторонников мира. Часть сторонников ПДН сможет пополнить ряды новой партии, и в этом немаловажную роль должно играть то обстоятельство, что новая партия будет пользоваться поддержкой властей, в то время, как члены ПДН могут подвергаться гонениям и их могут обвинить в поддержке терроризма. Не исключено, что в итоге Конституционный суд Турции сможет попросту закрыть ПДН, как ранее не раз делал в отношении других курдских партий.

Курдская новая партия уже с 2017 г. будет готовиться к парламентским выборам 2019 г. и поможет ПСР забрать голоса у ПДН. Поэтому сложно поверить, что на парламентских выборах 2019 г. ПДН сможет повторить «курдское чудо». Кроме того, «курдские голоса» нужны Р.Т.Эрдогану и его команде в плане местных (региональных) выборов 2019 г.. И наконец, в 2019 г. в Турции будут проводиться и президентские выборы, победитель на которых станет президентом с беспрецедентно широкими полномочиями. Согласно конституционным поправкам 2017 г. следующие парламентские и президентские выборы пройдут одновременно третьего ноября 2019 г.. Этот срок был выбран не случайно — ПСР в Турции пришла власти по итогам парламентских выборов 3 ноября 2002 г.. Таким образом, в 2019 г. пройдут сразу и местные, и парламентские, и президентские выборы, что является беспрецедентным событием в истории Турецкой Республики.

[i] HDP’ye rakip yeni parti kuruluyor, CNN Türk, 21.06.2017

[ii] TKDP ve KADEP birleşti, IMC TV, 28.05.2016

[iii] Турецких депутатов лишили неприкосновенности, Коммерсант, 20.05.2016

[iv] Эрдоган призвал лишить депутатов неприкосновенности за поддержку РПК, РИА Новости, 16.03.2016

[v] Yeni Kürt partisi geliyor!, Ahaber, 13.05.2016

[vi] Лидер ДПН Демирташ призывал РПК сложить оружие, МК-Турция, 08.08.2015

[vii] Лидер прокурдской партии: «Мы — не политическое крыло РПК«, Euronews, 09.10.2015

[viii] Yeni bir parti geliyor, Odatv.com, 17.06.2016

[ix] Altan Tan: Yeni bir Kürt partisi kurulabilir!, Milliyet, 12.06.2016

[x] Demirtaş’tan Altan Tan’a sert yanıt: ‘Biz dinci bir parti değiliz’, Vatan, 13.06.2017

[xi] Demirtaş; «Hdp kürtlerin en islami partisidir», Ulusol, 19.06.2017

[xii] Altan TanKürt dindarlar AKP’de ve HDP’de ikinci sınıftır, T24, 26.02.2017

52.27MB | MySQL:103 | 4,987sec