В Алжире увеличивается налоговое бремя

Новый премьер-министр АНДР Абдельмаджид Теббун обнародовал еще одну важную составляющую объявленной им реформы – налоговой. В рамках поставленной ему президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой задачи не допустить снижения золотовалютных резервов ниже 100 млрд долларов он объявил о наличии правительственного плана о заметном увеличении налогов.

В результате в целом они должны увеличиться как минимум на 11 процентов. Увеличение обложения коснется практически всех алжирцев – как представителей бизнеса, так и частных граждан. В частности, речь идет об усилении взимания налогов «с доходов» и при вступлении в наследство.

Делается это, согласно брошенному А.Теббуном лозунгу, в рамках «перехода на диверсифицированную экономику и полного освобождения от зависимости по нефтяным доходам».

При этом, согласно плану главы алжирского правительства, для более лучшего взимания налогов и вообще контроля соответствующие полномочия будут переданы органам местного самоуправления.

При этом, судя по всему, точный их размер будет определять не центр, а сами местные власти, которым центр намерен передать функции мониторинга и контроля.

И хотя сам А.Теббун указал, что «для обеспечения оценки потенциала каждой общины будет разработан специальный закон о провинциальных налогах», именно руководство вилай получит карт-бланш на определение их объемов и характер взимания, поскольку в соответствующем тексте законодательных поправок говорится, что это предполагается осуществлять «в зависимости от возможностей, потребностей и особенностей территорий».

По мнению главы правительства, подобный «план действий не только поможет более эффективно инвестировать средства, но и должен улучшить систему взаимодействия и связей, одновременно повысив экономическую привлекательность административно-территориальных образований».

Как рассчитывает А.Теббун, это одновременно позволяет центру не только снять головную боль в плане финансирования провинции и вообще обустройству регионов, но и усовершенствовать там систему управления в целом.

В то же время все вместе это позволяет переложить ответственность в будущем за те или иные упущения с самого правящего в стране режима на нерадивых его представителей на местах.

 

 

Между тем, уже сейчас в стране отмечается глухой ропот на эту очередную попытку решения экономического кризиса за счет граждан. При этом оппозиционно настроенные алжирские политики утверждают, что увеличение налогов направлено в том числе на изъятие пока еще эффективно работающих предприятий у их владельцев и ради этого власти уже подготовили новый закон о приватизации.

Иными словами, в сложившейся ситуации, при которой уровень налогов в стране и так представляется как очень высокий, им не останется ничего иного, кроме как продать свой бизнес.

Так, согласно данным исследования Paying Taxes 2017 года, опубликованного в ноябре прошлого года аудиторской и консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) и Всемирным Банком, «Налоговое давление на бизнес и граждан в Алжире является одним из самых тяжелых в мире».

В их рейтинге, оценивающем ежегодные налоги и сборы, обязательных для средних предприятий (налог на прибыль, взносы и социальные отчисления со стороны работодателя, налог на имущество, налог на передачу собственности, налог на доходы и др.), в списке стран с наименьшим налогообложением Алжир занимает лишь 155-e место из 189 со ставкой налога в 65.6 процента, что значительно выше среднего мирового показателя, составляющего 40.6 процента.

В этом отношении из стран Магриба ситуация представляется хуже лишь в Мавритании (71.3 процента), тогда как у главного конкурента Алжира на влияние в регионе – Марокко – эти показатели составляют лишь 49.3 процента. Впрочем, судя по плану А.Теббуна, предварительно утвержденному президентом, в 2018 году АНДР способна побить этот региональный антирекорд Мавритании.

Все это создает для алжирских властей серьезную ситуацию уязвимости.

Следует заметить, что, во-первых, у них нет инструментов для гарантированного контроля за ситуацией в плане сбора налогов.

Соответственно, можно предположить, что одной из ответных реакций на это станет усиление коррупционной составляющей, особенно со стороны провинциальных контролирующих органов, численный состав которых, судя по плану А.Теббуна, дополнительно увеличится.

Ожидаемое предоставление им более широких полномочий (в том числе в определении объемов сборов) фактически означает создание еще одной крупной «кормушки» для силовиков с целью повышения их лояльности в условиях продолжающегося неуклонного ухудшения ситуации внутри страны.

В условиях, когда законом не предусмотрен «потолок», предоставление данной функции на откуп местным чиновникам автоматически создает почву для самого вопиющего беззакония.

И, скорее всего, алжирские власти получат в реальности вместо ожидаемого улучшения и увеличения сбора налогов лишь снижение соответствующих показателей, ухода бизнеса «в тень», а то и вовсе из страны, как это показывает мировая практика в подобных случаях.

Еще одним важным последствием подобной «налоговой реформы» станет дальнейшее неизбежное удорожание в стране товаров и услуг. Налоговые тяготы «по цепочке» будут перераспределены теми же торговцами и дилерами услуг на рядовых граждан.

Все вместе это будет дополнительно способствовать дальнейшему росту оппозиционных настроений в стране и, в частности, практически гарантированно делает противниками власти большинство предпринимателей, особенно мелких, которые уже неоднократно становились одной из главных движущих сил серьезных протестов в регионе и не только, приведших к краху целого ряда правящих режимов.

52.3MB | MySQL:103 | 0,468sec