Природные ресурсы арабских стран и политика промышленно развитых государств

Ближневосточная политика промышленно развитых стран, роль Ближнего Востока и Северной Африки в мировом хозяйстве, в целом геополитическая роль региона в современном мире определяются рядом факторов как фундаментального, так и конъюнктурного характера. Среди них значительное место занимают природные ресурсы, которыми располагают арабские страны, и их использование в мировом хозяйстве. В начале ХХI в. страны региона обладали крупными, мирового значения разведанными запасами нефти и газа, фосфатов, отдельных редкоземельных металлов, включая золото, других видов ископаемого сырья. Значителен объем производимых на Ближнем Востоке и в Северной Африке и поставляемых на мировой рынок продуктов питания субтропического происхождения – кофе, специй, разнообразных фруктов, а также хлопка, лекарственных трав и сырья для парфюмерной промышленности. Велика доля прибрежных стран региона в мировых ресурсах морепродуктов.

За почти полувековую историю независимого политического развития лишь отдельные государства смогли создать современный промышленный комплекс по переработке добываемого сырья на месте. Но и в них, как правило, отсутствуют или лишь частично представлены конечные стадии переработки сырья и превращения его в готовую продукцию. Производимое сырье в основном в необработанном виде или в виде полуфабрикатов продолжает экспортироваться главным образом в промышленно развитые государства, где оно перерабатывается в готовую продукцию. При этом, по оценке международных экспертов, стоимость конечной продукции примерно в 30 раз превышает стоимость первичного сырья, из которого она была произведена. В результате и в настоящее время львиную долю добавленной стоимости получают индустриально развитые государства, промышленность которых включает глубокую переработку исходного сырья.

Отсутствие или недостаточное развитие перерабатывающих, а нередко и добывающих мощностей все еще характерно для экономики арабских стран. Переработка сырья осуществляется, как правило, либо за пределами добывающих стран, либо компаниями зарубежных, в основном промышленно развитых государств.

Сложившееся к началу ХХI в. положение в сырьевом секторе региона не исключает того, что отдельные государства достигли ощутимого прогресса в деле переработки сырьевых товаров. Так, производители углеводородов из числа стран Северной Африки добились переработки до 2/3 добываемой нефти на месте. Постоянно растут мощности по переработке сельскохозяйственного сырья, используемого в производстве продуктов питания и в текстильной промышленности. По отдельным группам товаров (текстиль, готовая одежда, фрукты и овощи, оливковое масло и т.п.) арабские страны занимают значительную нишу как на европейском, так и на других мировых рынках.

Однако прогресс в области переработки сырья и экспорта готовой продукции не внес кардинальных изменений в ситуацию, сложившуюся на периферии мирового хозяйства после получения арабскими странами политической независимости. Сохранение большинством государств прежней, традиционной роли в мировом хозяйстве как экспортеров сырья предопределяет положение, которое нельзя назвать удовлетворительным. Во-первых, экспортеры сырья более уязвимы вследствие негативных влияний изменчивой конъюнктуры мирового рынка, нежели экспортеры готовой промышленной продукции. Во-вторых, они лишены львиной доли добавленной стоимости, которую получают индустриально развитые государства, импортирующие и перерабатывающие сырье. Данное обстоятельство крайне отрицательно сказывается на экономическом росте рассматриваемых государств, некоторые из которых относятся к наименее развитым странам мира. В-третьих, гипертрофированная, превышающая потребности внутреннего рынка добыча сырья часто сопряжена с трудно восполнимым из-за дефицита финансовых средств ущербом, наносимым окружающей среде, либо с истощением порой невозобновляемых запасов сырьевых ресурсов. В-четвертых, ряд важных сырьевых товаров в необработанном виде вывозится нелегально, доходы от их хищнической разработки нередко питают авторитарные, деспотические режимы, различные криминальные, террористические и сепаратистские группировки и движения.

Во многом эти составляющие и предопределяют роль и характер влияния фактора природных ресурсов на современную политику промышленно развитых государств в отношении стран региона. За последние полвека с распадом колониальной системы и установлением национального суверенитета над природными ресурсами прежде всего под воздействием крупных сдвигов в мировом хозяйстве в мире произошли качественные изменения в сфере ресурсопользования. Это относится и к региону Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе в области доступа индустриальных государств к его сырьевым ресурсам. Вкратце эти изменения сводятся к тому, что во второй половине ХХ в. в основном завершился процесс формирования механизма, при котором доминирующие позиции в мире в области хозяйственного использования сырьевых товаров, включая ценообразование, заняли производители конечной продукции, к которым прежде всего относятся промышленно развитые государства. По сравнению с ними влияние стран — производителей сырья на эти процессы более ограничено. В этом отношении показателен опыт продуцентов и экспортеров нефти, включая членов ОПЕК, которые спустя всего несколько лет после нефтяного кризиса середины 70-х годов ХХ в. фактически вынуждены были признать основополагающую роль индустриально развитых государств в энергетическом секторе и в мировой экономике в целом.

Промышленно развитые страны обладают широким арсеналом средств и механизмов для того, чтобы с помощью экономических рычагов обеспечить относительную стабильность на мировых рынках сырья, а также доступ к сырьевым ресурсам, необходимым для бесперебойной работы собственных национальных экономик. Этой цели, в частности, служат сложившаяся в последние десятилетия обширная сеть транснациональных компаний, по каналам которых проходит основная доля производимого сырья; деятельность международных региональных и межрегиональных экономических альянсов и союзов (ВТО, ЕС, АТЭС, НАФТА и др.), обеспечивающих более либеральный, более свободный международный режим обращения сырьевых товаров, а также комплекс наработанных за продолжительный период международных договоров и соглашений, регулирующих вопросы ресурсопользования и в основном обеспечивающих права различных сторон (государств), включая интересы индустриально развитых стран.

Вследствие этих изменений, а также окончания «холодной войны», международной разрядки в прошлое уходит эпоха борьбы (исключительно или в основном) политическими и военно-политическими средствами за контроль над топливно-сырьевыми ресурсами, в том числе и теми, которыми обладают арабские страны.

Политика промышленно развитых государств в этой области переходит в иную плоскость. Суть ее сводится как к поддержке сложившихся главным образом во второй половине ХХ в. международных механизмов воспроизводства и обращения сырьевых товаров, так и к обеспечению стабильности в регионах и странах – производителях и экспортерах сырьевых товаров. Последнее особенно актуально для арабских и африканских стран с имеющимися в них очагами региональных, двусторонних межгосударственных конфликтов, гражданскими войнами. Достигается это в последние десятилетия прежде всего экономическими средствами и механизмами, включая их международную составляющую. Политические и военно-политические средства имеют главным образом вспомогательное значение, при этом претерпела существенные изменения их функциональная роль.

В основе сырьевой составляющей ближневосточной политики промышленных государств, наряду с другими, приоритетными для индустриально развитых государств целями и задачами, лежит содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран региона, которые рассматриваются в качестве необходимых предпосылок внутриполитической стабильности, профилактики межгосударственных и региональных конфликтов, обеспечения безопасности международного капитала, занятого в сырьевом секторе, мировых транспортных коммуникаций и т.п.

Содействие хозяйственному развитию и социальному прогрессу в арабских государствах закреплено, в частности, в провозглашенной в 1992 г. Новой интеграционной политике ЕС в отношении стран южного Средиземноморья, в целом в ближневосточной политике промышленно развитых стран Европы и североамериканских государств, включая США, в курсе на включение арабских стран в международные торгово-экономические союзы, в реализации двусторонних межгосударственных программ помощи развитию и т.д.

Данный курс зафиксирован и в заявленной и неоднократно подтвержденной позиции индустриально развитых государств в отношении НЕПАД, представляющей собой комплексную долгосрочную программу по преодолению отсталости и кризиса, поразившего Африку в последние десятилетия и касающуюся арабских стран континента.

Учитывая сырьевой характер экономики большинства арабских стран, в вышеперечисленных программах, структурирующих политику индустриально развитых государств на данном направлении, особое место принадлежит сырьевой составляющей. В этой связи прежде всего следует отметить, что на протяжении последних десятилетий развитые страны не только декларируют, но и делают практические шаги на пути реализации одного из главных экономических требований развивающихся государств – снятия таможенных ограничений, сдерживающих экспорт сырья. Такой подход проявляется, в частности, в снятии индустриальными государствами количественных ограничений, снижении или полной отмене таможенных пошлин, которыми облагаются сырьевые товары из развивающихся государств, в совместных решениях о создании единого торгового пространства (между ЕС и отдельными арабскими государствами), в приеме арабских государств во Всемирную торговую организацию, призванную либерализовать международную торговлю, в других совместных решениях и инициативах, переговорном процессе по различным аспектам сырьевой проблемы.

Вместе с тем промышленно развитые государства продолжают и в настоящее время сохранять некоторые прямые и косвенные ограничения на импорт отдельных видов сырьевых товаров. Это связано главным образом со стремлением избежать разрушительных последствий для своих национальных производителей сырья, в особенности некоторых стратегических его видов, полной отмены таможенных ограничений на его ввоз. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе по мере создания соответствующих предпосылок таможенные ограничения, видимо, будут сняты в основном или полностью.

Важным элементом внешней политики индустриально развитых стран, связанной с природными ресурсами, являются меры, направленные на обеспечение стабильности цен на сырьевые товары на мировых рынках. Это достигается в основном вышеуказанными инструментами и механизмами общего порядка наряду с государственной поддержкой капитала, участвующего в разработке и сбыте стратегически важных видов сырья (государственные гарантии инвесторам и импортерам, кредиты и т.п.).

Элементы и механизмы поддержания стабильности в сфере ресурсопользования не означают, что безвозвратно в прошлое ушли кризисные ситуации между производителями и потребителями сырья. В отдельных случаях индустриально развитые государства вынуждены прибегать и к специальным внешнеполитическим инструментам и методам международной дипломатии. Так, отказ Марокко от продления соглашения с европейскими странами по рыболовству в своей экономической зоне потребовал от последних ряда уступок в области квот на вылов, создания совместных компаний, увеличения компенсационных выплат и т.д. Однако в целом это не нанесло политического ущерба или серьезного экономического урона европейским странам, имеющим соглашение с этой африканской страной. Конфликт вокруг соглашения еще раз показал не только наличие проблем между владельцами и потребителями ресурсов, но и возросшие возможности их решения путем переговоров, с помощью международной дипломатии и экономическими методами. В то же время он продемонстрировал, с одной стороны, что страны – владельцы ресурсов имеют определенные возможности, чтобы добиваться отдельных, порой существенных уступок, а с другой — готовность потребителей сырьевых товаров к разумным компромиссам.

Важным аспектом политики промышленно развитых государств в отношении отдельных видов сырья является курс на принятие коллективных мер со стороны международного сообщества, направленных на предупреждение проникновения в сферу международной торговли контрабандного сырья, будь то нефть, редкоземельные металлы, ценные породы дерева и т.п. Прежде всего, это относится к тем странам, в которых идут гражданские войны, действуют сепаратистские движения и где одна или несколько конфликтующих сторон вопреки решениям ООН осуществляет закупки оружия на средства от незаконного, по сути, вывоза сырья с контролируемых ими территорий за рубеж.

В отдельных случаях международные санкции, принятые по инициативе индустриально развитых государств, как это было, например, в 90-е годы с Ливией, серьезно ограничивают разработку месторождений сырья. Такие санкции носят временный характер, и их действие прекращается после урегулирования возникшей проблемы. Вместе с тем они достаточно эффективны и в последние десятилетия находят все большее применение в международной практике.

Несмотря на определенные рестриктивные аспекты в «сырьевой» политике в целом, для индустриально развитых стран характерно усиление курса на утверждение либерального режима международной торговли сырьевыми товарами, что соответствует глобализации хозяйственной жизни и либеральным рыночным принципам, декларируемым лидерами индустриально развитых государств и реализуемым на практике. В этой связи важным аспектом их внешней политики в конце ХХ – начале ХХI вв. стала борьба с терроризмом за обеспечение безопасности международного капитала, в том числе действующего в сфере добычи сырья, и международных торговых путей, особенно транспортировки углеводородного сырья и топлива, а также с незаконным оборотом сырья для производства радиоактивных материалов и т.п.

Одной из особенностей проводимого индустриальными странами курса в рассматриваемой области является стремление диверсифицировать источники импорта жизненно важных видов сырья. Особенно это касается энергоносителей. И страны Европы, и США, и другие промышленные державы на протяжении последних десятилетий заметно изменили географию источников ввозимой ими нефти, снизив свою критически высокую зависимость от ближневосточной нефти, в частности за счет наращивания производства и импорта нефти из неарабских государств. В целом через систему национальных и транснациональных, международных экономических структур и организаций ими поощряются диверсификация, расширение источников добычи и предложения на мировом рынке разнообразных видов сырья.

Что касается роли индустриально развитых государств в развитии производственных мощностей по переработке сырья в самих странах-производителях, то в основном она определяется концепциями либеральной экономики (минимум вмешательства государства в дела транснационального капитала) и вместе с тем стремлением содействовать арабским странам в преодолении слаборазвитости. В русле такой политики лежат и меры, направленные на вынос за национальные границы индустриально развитых государств экологически «грязных» видов производств, к числу которых относится большинство видов первичной переработки сырья. Параллельно промышленные страны усиливают связанную с этим экологическую составляющую своей внешней политики, хотя здесь просматриваются довольно существенные различия в подходах к отдельным аспектам охраны окружающей среды. Поэтому как индустриально развитые государства, так и развивающиеся страны региона стоят перед необходимостью продолжения переговорного процесса по ограничению ущерба экологии и поиску взаимоприемлемых решений в этой области, в том числе и путем компенсаций.

Вместе с тем вышеназванные направления во внешней политике развитых государств имеют свои пределы и ограничения, связанные с особенностями отдельных стран – продуцентов сырья: уровнем и динамикой внутриполитической стабильности, продвижением по пути формирования основ рыночной экономики и гражданского общества и т.п. В предстоящие годы они будут оказывать существенное влияние на курс экономически развитых государств в отношении экспортеров сырья. Вероятно, этот курс будет характеризоваться сочетанием усиления избирательного подхода к отдельным продуцентам сырья с продолжением усилий по утверждению либеральных основ ресурсопользования через сложившиеся к началу ХХI в. международные экономические механизмы, с содействием профилактике и прекращению вооруженных конфликтов, обеспечением безопасности транспортировки сырья, прежде всего углеводородного топлива, с поощрением развития обрабатывающих мощностей в странах – производителях сырья, поддержанием стабильных цен на сырье и т.п.

В целом, в постколониальный период внешнеполитический курс индустриально развитых государств в области ресурсопользования довольно прочно опирается на сформировавшуюся современную систему мирохозяйственных связей и международного права, позволяющих в основном бескризисно обеспечивать свои интересы в этой области, прежде всего ресурсные потребности, а также (все более) направлять хозяйственное использование арабских ресурсов на цели развития стран региона. Вместе с тем проблема эффективного ресурсопользования сохраняет для стран-продуцентов свою актуальность и остроту не столько в том, что касается их отношений с основными потребителями сырьевых товаров – индустриально развитых стран, сколько в сфере создания в самих арабских государствах необходимых для этого политических, экономических и иных условий и предпосылок.

62.94MB | MySQL:102 | 0,552sec