Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-российским отношениям. Часть 12

В начале мая месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал отчёт, посвященный турецко-российским отношениям. Продолжаем рассмотрение главного раздела документа «Выводы», где перечислены предложения автора по политике, которую, на его взгляд, следует проводить Турции на российском направлении. Напомним, мы остановились на стратегической важности для Турции проживания в составе Российской Федерации тюркских народов, включая Республику Татарстан, которая была даже именована автором документа «полунезависимой». Итак, продолжаем цитирование:

  • Турция занимает исключительно важное геополитическое положение с точки зрения России. Важнейшими моментами является турецкий суверенитет над черноморскими проливами и черноморское побережье, где Россия «хочет повысить свое влияние». Россия, через евразийскую идеологическую парадигму и соответствующие объединения (ЕврАзЭС), пытается установить свое влияние в точках своих геополитических интересов, прежде всего, на территории бывшего Советского Союза. Не стоит упускать из виду то обстоятельство, что организации, членом которых является Россия, не являются в настоящее время альтернативой для сложившихся турецких альянсов.

Прим.: Собственно, это турецкий ответ тем российским руководителям, которые пытаются экспортировать евразийство в Турцию. Личности, вроде А.Дугина пользуются в Турции определенным спросом, однако, не как партнёры по диалогу, а как удобный балансир прочим векторам внешнеполитического курса.  

  • Далее автор заключает, что в случае если отношения с Россией будут «хорошо управляться», то турецкая внешняя политика, торговля и энергетика будут более диверсифицированными. Вместе с этим, геополитически во многих точках мира фактором риска является столкновение турецких и российских интересов. Здесь лицам, принимающим решение, отводится ключевая роль в прокладывании курса двусторонних отношений с учетом этой противоречивой динамики, которая, складываясь из многих факторов, должна рассматриваться в целостном виде.

Подводя черту под анализом отчёта, заметим, что главной его идеей является предлагаемое автором «благоразумие» и «расчетливость», которые должны наличествовать у турецкого руководства при принятии решений в отношении России.

Прим.: Впрочем, сложно ожидать того, что турецкое руководство будет проявлять достаточное благоразумие и взвешенность, свидетельством чего послужила вся пятилетка, начиная с 2011 года.

Автор справедливо указывает на то, что областям самого тесного сотрудничества с Россией сопутствует множество факторов риска, вытекающих из: а) пересечения геополитических интересов двух стран, б) разной блоковой принадлежности сторон и альянсов, зачастую противостоящих друг другу.

Разумеется, в идеале турецкая сторона желала бы их «развязать», таким образом, получив возможность спокойно проводить свою проактивную политику в регионах жизненных интересов Российской Федерации – на территории бывшего Советского Союза и внутри самой страны – в субъектах проживания родственных тюркских народов. Таким образом, укрепляя свое положение и продолжая при этом выгодное для себя торгово-экономическое сотрудничество с Россией.

Однако, как наглядно показал кризис 24 ноября 2015 года Россия к такому формату взаимодействия не готова и обострение российско-турецких отношений, в случае его возникновения, неминуемо отразится по всему фронту взаимодействия с турецкой стороной. Разумеется, в фокусе турецких экономических интересов – российский рынок, который назван в Экспортной стратегии страны рынком №1 для всех отраслей турецкой экономики, включая промышленность и сектор услуг (в т.ч. туризм).

Кроме того, с помощью России и за российские деньги Турции в ближайшие годы удастся преодолеть технологическую пропасть, построив первую в стране атомную электростанцию «Аккую». Это, конечно, не создает в стране ни научной школы, ни производственной базы атомного энергомашиностроения, однако, выводит Турцию в разряд стран с мирным атомом. Аналогичного результата, разумеется, Турция желала бы добиться и в сфере других высоких технологий, включая космос и авиастроение.

Говоря о том, что Россия «большая страна», чье население почти в два раза больше турецкого, автор, представляется сознательно, не говорит об отрицательной демографии в нашей стране, которая буквально через несколько десятилетий уравняет Россию и Турцию (чей годовой прирост населения составляет около 1%) в численности населения. Разумеется, турецкая сторона не может не рассматривать ближайшие десятилетия в качестве ключевых для себя, отсюда и неоставление попыток повышения своего влияния в российских регионах проживания тюркских народов и на постсоветском пространстве. Надо сказать, что эти попытки уже привели к неплохим результатам – обратим внимание на турецкое влияние в Татарстане и Башкортостане, как среди населения регионов, так и в коридорах власти субъектов Федерации.

Таким образом, политика Турции по наращиванию своего торгово-экономического сотрудничества (особенно, в высокотехнологичных сферах, при условии российского финансирования) будет продолжена. Через рост торговли с российскими регионами, с использованием всего спектра инструментов «мягкой силы» (туризм, киноиндустрия, экспорт культуры), будет предпринята попытка по укреплению своего влияния. Здесь России неизбежно придется принимать меры сдерживающего характера, поскольку симметричных шагов в отношении самой Турции, с учётом особенностей страны, предпринять не представляется возможным. Однако, не стоит забывать о том, что политически и экономически Турция оказалась в последние годы ослабленной, в результате просчетов во внешней политики прошлых лет. Не будь этого шансов по реализации турецкого плана было бы заметно больше.

62.54MB | MySQL:102 | 0,508sec