Турецкий взгляд на отношения между США и КСА. Часть 3

20 мая этого года президент США Дональд Трамп совершил свой первый зарубежный визит, направлением которого оказалось Королевство Саудовская Аравия. Весьма интересен в этой связи взгляд из Анкары на подоплёку и результаты этой поездки. Именно им был посвящён анализ, оперативным образом подготовленный турецким Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV), под заголовком «Анализируя визит Трампа в Саудовскую Аравию: реставрация отношений?».

Продолжаем знакомиться с этим документом, в частности, со вторым его разделом, озаглавленным «Период правления Обамы: стадия напряженности в отношениях», продолжая иранскую проблематику и вопрос снятия с Тегерана международных санкций.

Как пишут авторы, невзирая на слабеющую в результате санкционного режима экономику, Иран все последние годы продолжал свою экспансию в регион. И можно утверждать, что после снятия санкций Тегеран, укрепивший свою экономику, ещё больше мог бы повысить своё влияние в регионе.

Как отмечают авторы, в период правления Б.Обамы Вашингтон не ограничился устранением барьеров на пути Ирана. США пошли даже дальше – они чинили препятствия возникновению любых барьеров на пути иранской экспансии. «Безразличная доктрина» Б.Обамы по сирийскому вопросу привела к тому, что режим Б.Асада не был свергнут, Иран чем дальше, тем больше укреплял своё влияние в регионе, а «Исламскому государству» (ИГ, запрещённая в РФ террористическая организация) была предоставлена возможность по расширению сферы своего влияния. Эта ситуация, являющаяся угрозой безопасности для Саудовской Аравии, обеспокоила не только руководство Эр-Рияда, но и других стран Залива. Эта обеспокоенность нашла своё отражение в статье саудовского принца Турки бен Фейсала «Нет, господин Обама!», которая была представлена на суд международного общественного мнения.

С точки зрения Эр-Рияда, серьёзная критика вновь избранным президентом Д.Трампом своего предшественника Б.Обамы, как одного из архитекторов иранской ядерной сделки, является свидетельством новой страницы в двусторонних американо-саудовских отношениях. В этой связи период нового президента Д.Трампа с точки зрения Эр-Рияда «полон надежд», а, вероятно, с точки зрения Вашингтона — «построен на прагматизме». Руководство КСА с одной стороны демонстрирует реалистичность в понимании приоритетов и принципов нового американского руководства, а с другой стороны – оно надеется на понимание Вашингтоном геополитической важности положения Эр-Рияда.

Важным индикатором саудовских надежд на формирование хороших отношений с администрацией Д.Трампа, отличающихся от периода правления Б.Обамы, стало назначение одного из сыновей короля Сальмана чрезвычайным и полномочным послом КСА в США и встреча его сына, ныне наследника престола, Мухаммеда бен Сальмана в Белом доме с Д.Трампом. Шаги, предпринятые со стороны Эр-Рияда, можно сказать, преследуют своей целью устранение таких накопившихся за 8 лет проблем в двусторонних отношениях, как арабские волнения, ядерная сделка с Ираном, ограничение на продажу оружия, гражданская война в Сирии, а также проект закона «11 сентября». В целом, саудовская сторона рассчитывает произвести «фабричную настройку» отношений с США.

Третий раздел анализа озаглавлен «Прагматизм Трампа и общие обеспокоенности».

Авторы указывают на то, что два элемента можно выделить в ближневосточной политике Дональда Трампа: первый из них – прагматичная внешняя политика, второй – учет фактора обеспокоенности своих союзников. Одной из стран, которую такая новая политическая ориентация США затрагивает напрямую, является Саудовская Аравия. И, как утверждают авторы, отношения с Саудовской Аравией, изрядно попорченные в период правления Б.Обамы, являются для Д.Трампа одним из приоритетов. Тот факт, что первый зарубежный визит Д.Трампа состоялся в Саудовскую Аравию, является наглядным индикатором того, что КСА по целому ряду вопросов, начиная с региональных, рассматривается американцами в качестве важного партнёра. Кроме того, бросается в глаза прагматичная природа внешнеполитического курса Д.Трампа – исходя из того объема торгово-экономических соглашений, подписанных Д.Трампом в ходе своего визита. С другой стороны, те заявления, которые были сделаны сторонами в ходе переговоров указывают на то, что обеспокоенности и администрации Д.Трампа и режима короля Сальмана носят общий характер. Как указывают авторы, во главе их списка находится Исламская Республика Иран.

В целом, экспансионистская политика Ирана является одним из приоритетов внешнеполитических курсов множества стран Залива, прежде всего Саудовской Аравии. Основываясь на тех заявлениях и практических шагах, которые были сделаны Д.Трампом с момента своего прихода ко власти и вплоть до настоящего времени, авторы делают заключение о том, что внешняя политика новой американской администрации имеет схожие приоритеты. По мере того, как политика Вашингтона по отношению к Тегерану начала проясняться, саудовское руководство  пришло к убежденности в том, что отношения с новым Вашингтоном больше не будут как при Обаме. Также в Эр-Рияде полны ожиданий от агрессивной и решительной политики Д.Трампа по отношению к Ирану. Если рассматривать эту ситуацию как фактор «общей обеспокоенности», то она неизбежно будет способствовать американо-саудовскому сближению.

62.8MB | MySQL:102 | 0,705sec