Турецкий взгляд на отношения между США и КСА. Часть 4

20 мая этого года президент США Дональд Трамп совершил свой первый зарубежный визит, направлением которого оказалось Королевство Саудовская Аравия. Весьма интересен в этой связи взгляд из Анкары на подоплёку и результаты этой поездки. Именно им был посвящён анализ, оперативным образом подготовленный турецким Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующимся в Анкаре, под заголовком «Анализируя визит Трампа в Саудовскую Аравию: реставрация отношений?».

Продолжаем знакомиться с этим документом, в частности, с третьим его разделом, озаглавленным «Прагматизм Трампа и общие обеспокоенности», где авторы утверждают наличие общего взгляда в Вашингтоне и в Эр-Рияде на региональные угрозы, включая главную из них – Исламскую Республику Иран.

Как пишут авторы, реакция Д.Трампа, которая незамедлительно последовала после его прихода к власти, на ядерную сделку, заключенную в период администрации Б.Обамы, удовлетворила Эр-Рияд. В заявлении Трампа, в частности, прозвучало, что ядерная сделка не служит интересам Соединенных Штатов и соответствующее соглашение надо «порвать и выкинуть». Обеспокоенность Эр-Рияда своей национальной безопасностью в связи с Ираном, серьёзным образом спала после воинственных заявлений Д.Трампа, а также высказываний министра обороны Джеймса Мэттиса о том, что перед США стоят три серьёзные угрозы «Иран, Иран и ещё раз Иран».

С другой стороны, что характерно, позиция Вашингтона по отношению к Тегерану не осталась пустыми словами – она немедленно начала воплощаться в жизнь. Прежде всего, был создан барьер для въезда граждан ИРИ на американскую территорию. Далее, в ответ на испытания Ираном баллистических ракет США продолжили применять санкции.

Другим вопросом, впрочем, связанным с первым, является продолжающаяся гражданская война в Сирии. В противоположность Б.Обаме, администрация Д.Трампа по таким вопросам, как борьба с терроризмом и создание зон безопасности, по словам автором документа, демонстрирует «ответственный и заинтересованный подход». В этой связи показательным стал ракетный удар, нанесенный администрацией Д.Трампа по военным базам «сирийского режима»  после химической атаки Дамаска в Идлибе. Этот ответ прямо-таки уничтожил «кошмар Эр-Рияда» — «доктрину Обамы» и стал свидетельством того, что администрация Д.Трампа не будет безмолвным наблюдателем ни в региональных, ни в глобальных вопросах. Руководство Саудовской Аравии, посчитав, что ближневосточная политика Д.Трампа сможет удовлетворить его ожидания, в ходе визита Д.Трампа чётко показало, что, в свою очередь, готово соответствовать ожиданиям США, взяв на себя «серьёзные экономические обязательства».

Другой общей обеспокоенностью КСА и США, и снова, так или иначе, связанной с Ираном, является Йемен. Д.Трамп заявил о своей полной поддержке Эр-Рияда в операции «Буря решимости», начатой КСА в 2015 году против хоуситов, действующих заодно с Ираном. В этой связи, в частности, министр обороны США Джеймс Мэттис заявил о том, что администрация Д.Трампа поддерживает коалицию, сформированную при лидирующей роли Эр-Рияда. Эта ситуация продемонстрировала разницу с периодом Б.Обамы, когда между Вашингтоном и Эр-Риядом наблюдалась заметная напряженность во йеменской проблеме. В конце концов, администрация Б.Обамы не только не оказала поддержки Саудовской Аравии, но и ограничила поставки ей вооружений. Администрация Д.Трампа, в противоположность своей предшественнице, заняла «эффективную позицию» по сдерживанию Ирана и по борьбе с терроризмом.

Тот факт, что операция Эр-Рияда в Йемене, которая продолжается вот уже 2 года и обошлась в 200 млрд долл., послужил поводом, чтобы Вашингтон, преследующий своей целью устранение иранского влияния в регионе, стал в последнее время наращивать свою логистическую и разведывательную поддержку Саудовской Аравии. Другой мотивацией для США, как отмечают авторы, стало укрепление американской экономики через рост продажи вооружений КСА.

Авторы документа отмечают, что развитие ситуации тесно связано в прагматизмом Д.Трампа и теми экономическими обещаниями, которые он дал в ходе предвыборной кампании своим избирателям. При этом стоит отметить, что при формировании своего кабинета Д.Трамп, вместо фигур с политическим опытом, отдал предпочтение «профилю бизнесменов». И в этом смысле стоит рассматривать современную американскую внешнюю политику в качестве инструмента экономического развития США.

Таким образом, желанием Д.Трампа является внести лепту в развитие американской экономики через поставки вооружений саудовской армии и исламской коалиции. В конце концов, наращивающая свои военные расходы Саудовская Аравия с точки оборонно-промышленного комплекса США является одним из самых ёмких рынков сбыта свой продукции и услуг. Согласно данным Международного института стратегических исследований, в 2015 году 12,7%, а в 2016-м – 8,9% саудовского ВВП было потрачено на военные расходы. Темпы роста вооружений (по всей видимости, авторы имеют в виду оборонные расходы – В.К.) Саудовской Аравии в период с 2006 по 2010 год увеличились на 275%. Таким образом, КСА заняли четвертую строчку в мире после США, Китая и России и стали рынком поставок вооружений №1 для Соединенных Штатов Америки.

52.23MB | MySQL:103 | 0,511sec