Турецкий взгляд на отношения между США и КСА. Часть 5

20 мая этого года президент США Дональд Трамп совершил свой первый зарубежный визит, направлением которого оказалось Королевство Саудовская Аравия. Весьма интересен в этой связи взгляд из Анкары на подоплёку и результаты этой поездки. Именно им был посвящён анализ, оперативным образом подготовленный турецким Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующимся в Анкаре, под заголовком «Анализируя визит Трампа в Саудовскую Аравию: реставрация отношений?».

Продолжаем знакомиться с этим документом, в частности, с третьим его разделом, озаглавленным «Прагматизм Трампа и общие обеспокоенности», который подошёл к одному из главных факторов в двусторонних американо-саудовских отношениях – торговле вооружениями, с точки зрения которой рынок КСА является рынком №1 для Соединённых Штатов Америки. И язык торговли и денёг, по вполне объективным и понятным причинам, является тем языком, на котором разговаривает нынешняя американская администрация.

Так что, как справедливо отмечают авторы документа, тот факт, что Д.Трамп совершил свой первый зарубежный визит в КСА, послужил наглядным свидетельством приоритета продажи оружия в саудовскую армию и в армию «Исламского союза», а также того значения, которое нынешний американский внешнеполитический курс страны уделяет капиталу. И, тем более, если учесть те торговые связи, которые были у компаний Д.Трампа с саудовскими контрагентами.

В общем, вооружение Саудовской Аравии американцами указывает на то, что на первом плане у вновь избранного президента США – торгово-экономические выгоды. Что наглядно себя проявило в ходе визита Дональда Трампа в КСА: Эр-Рияд подписал соглашение на закупку американских вооружений на сумму в 110 (!) млрд долл. Эта сделка стала самой крупной, единоразовой в мировой истории. А если просуммировать все поставки американского ОПК в КСА за истекшее десятилетие, то получится сумма в размере, превышающем 350 (!) млрд долл. (получается, что не такой уж экономически неэффективной была и администрация Б.Обамы —  В.К.).

Далее авторы отмечают наличие у сделки века на поставку вооружений не только экономических выгод, но и прагматического измерения. Тот факт, что армия «Исламского союза», с штаб-квартирой в Саудовской Аравии, при поддержке США достигнет своей цели (цель не уточняется – В.К.), объективно служит выгодам США на Ближнем Востоке. Таким образом, США, подписавшие крупный оружейный контракт, ставят своей целью повысить значение местных игроков в решении немалого числа накопившихся региональных проблем, начиная с иранского вопроса. Другими словами, налицо попытка США решить ближневосточные проблемы и вызовы с помощью армии «Исламского союза» (правда, насколько это реалистично – это отдельный вопрос – В.К.).

Другим экономическим измерением визита Д.Трампа является программа Саудовской Аравии «Видение 2030» (предполагающая многомиллиардные инвестиции в широкий спектр отраслей саудовской экономики – В.К.). Отсюда и тот интерес к визиту Д.Трампа и контактам президента в ходе него, который проявляют крупные американские корпорации. В ходе визита было подписано различных американо-саудовских соглашений на сумму свыше 200 млрд долл., прежде всего, в сфере энергетики и высоких технологий (невозможно удержаться здесь от того, чтобы заметить несопоставимость этой цифры с тем, что, как правило, «привозит» российское руководство из своих аналогичных зарубежных поездок, чему, впрочем, помимо политических есть и вполне понятные экономические причины; но просто сравним неоднозначный по своим экономическим выгодам проект АЭС «Аккую» стоимостью в 20 млрд долл. и любую оружейную сделку, даже на ту же сумму, но с фиксированной прибылью, которая будет получена в течение куда как более ограниченного периода времени, чем атомный «долгострой» — В.К.).

Итак, в рамках политики короля Сальмана по диверсификации саудовской экономики, росту местного производства и уменьшению зависимости от зарубежья, в подписанных документах американские компании были «приглашены» совершать инвестиции в Саудовскую Аравию.

Другой общей обеспокоенностью КСА и США, как отмечают авторы, является борьба с терроризмом. В ходе своего визита в КСА американский президент выступил с соответствующим заявлением на многих площадках двустороннего и многостороннего диалога. Одним из важнейших пунктов повестки дня, по словам американского президента, стало ускорение операции, а также наращивание сотрудничества по очищению региона от таких террористических организаций, как ИГ (здесь и далее по тексту, «Исламское государство» — запрещенная в РФ террористическая организация) и «Аль-Каида».

Переходим к завершающему разделу документа — «Выводы».

Как отмечают авторы, сам факт, что президент Дональд Трамп выбрал для своего первого зарубежного визита Саудовскую Аравию, послужил ярким индикатором того значения, которое новая американская администраций придаёт Эр-Рияду. Авторы утверждают, что администрация Д.Трампа рассматривает КСА, в качестве своего важнейшего регионального партнёра, по целому ряду вопросов, в том числе, в рамках борьбы с ИГ и «Аль-Каидой», а также по уменьшению влияния Ирана на Ближнем Востоке. Можно сказать в этой  связи, что Вашингтон, стоящий перед близким списком вызовов и угроз с Эр-Риядом (авторы не устают повторять, как мантру, про Иран и ИГ, ставя их постоянно в один ряд –В.К.), пытается создать, по инициативе президента Д.Трампа, «новую архитектуру безопасности» на Ближнем Востоке.

52.17MB | MySQL:103 | 0,449sec