Опыт Алжира: как отпугнуть иностранного инвестора

Алжирское руководство в попытке получить дополнительный доход и сохранить сделанные в «тучные» годы накопления вместо привлечения иностранных инвесторов, к чему оно на словах так стремится, реально их отпугивает.

Речь идет о сделанном 1 июля текущего года заявлении для СМИ новым министром промышленности и шахт страны Меджубом Бедда по случаю завершения парламентской сессии 2016 – 17 гг., в котором он указал на намерение властей АНДР пересмотреть условия вознаграждения для уже работающих в стране зарубежных компаний.

Это замечание касается напрямую иностранных инвесторов, организовавших на алжирской территории сборку грузовых и легковых автомобилей, работающих здесь с 2014 года. Тогда фирмой «Рено» было запущено первое подобное производство и за ней сюда потянулись и другие всемирно известные производители транспорта. Всего сейчас в Алжире работаю три завода по производству легковых машин и два – грузовых.

Суть заявленных к ним претензий состоит в том, что они якобы не доплачивают в национальную казну доходы, сумма которых алжирской стороной не раскрывается.

По словам М.Бедда, их деятельность «приобрела форму замаскированного экспорта, что требует пересмотра правил их работы, которая в нынешнем виде противоречит интересам АНДР».

В частности, он указал на то, что иностранные производители «непомерно завышают стоимость своей продукции по сравнению с предыдущими годами (сами владельцы объясняют это стремлениями покрыть издержки из-за кризиса и ограничительных по отношению к ним действий алжирских властей – авт.), фактически нарушив действующее законодательство, предусматривающее уплату повышенных сборов с «дополнительных доходов».

Кроме того, по словам М.Бедда, они не выполнили взятые на себя обязательства по созданию заявленного при подписании договора о работе в АНДР количества рабочих мест. Этот момент зарубежные владельцы объясняют опять-таки, влиянием кризиса, который и скорректировал во многом их прежние планы.

Впрочем, для алжирской стороны эти доводы представляются неубедительными и М.Бедда открыто заявляет о том, что этим «несправедливостям будет положен конец», тем более, что, по его словам, у руководства АНДР «имеются четкие намерения содействовать созданию национальных малых и средних предприятий, специализирующихся в отрасли промышленности и услуг, связанных с автомобилестроением. Это не означает отказа от выпуска автомобилей, остающегося ключевым для данной отрасли. Тем не менее, мы должны пересмотреть правила для этой продукции с тем, чтобы обеспечить жизнеспособность своим производителям автомашин, запчастей, а также компаниям, предоставляющим вспомогательные услуги».

В этой связи министр призвал иностранные компании «присоединиться к новой промышленной стратегии», предложенной в конце июня в плане действий правительства Абдельмаджида Теббуна, добавив, что он намерен поощрять новые компании, приходящие на алжирский рынок, чтобы «вовлеть их в процесс диверсификации национальной экономики и способствовать созданию максимального количества рабочих мест и сокращения расходов на импорт».

Разумеется, что такие заявления не могли не встревожить зарубежных инвесторов в целом. Ведь заявление М.Бедда означает, что им придется в немалой степени заплатить за дальнейшее ведение бизнеса в Алжире, который к тому же не удастся оперативно «свернуть», если сумма издержек будет признана избыточной, учитывая тот факт, что в апреле 2015 года местные власти издали новые правила, регулирующие деятельность автомобильных дилеров, обязывающие операторов осуществлять производственную деятельность в течение не менее трех лет.

Таким образом, они фактически навязали им свои условия работы «поверх» заключенных ранее договоров.

При таком раскладе «первенец» на рынке АНДР – компания «Рено» — сможет уйти с него не ранее середины 2018 года, тогда как остальные – в 2019 году.

Наряду с этим у партнеров имеются и другие претензии к алжирскому руководству. В частности, речь идет о появлении в июне текущего года седьмого ежегодного доклада, подготовленного членами Еврокомиссии «Внешняя торговля ЕС», в котором Алжир резко критикуется за установление им «барьеров и протекционизма, нарушающих права европейских производителей».

Согласно его тексту, с 2016 года алжирская сторона создала против них два «существенных препятствия, которые будут иметь очень разнообразные последствия для экспортеров из ЕС в нескольких секторах».

Первое касается «искусственного снижения» импорта в Алжир, осуществляемого его властями с целью уменьшения оттока капиталов со своей территории.

Особое внимание было уделено тому, что «экономические агенты ЕС в Алжире сталкиваются в том числе с ограничениями в отношении экспорта своей продукции в третьи страны. Подобные ограничения с его стороны непосредственно влияют на деловые операции ЕС в целом». В первую очередь это как раз относится к деятельности на территории АНДР производителей автомашин.

Особого внимания заслуживает то, что ни в одном из предыдущих шести подобных документов Алжир в подобном качестве не фигурировал и звучавшая в его отношении критика была куда более мягкой.

Особого внимания он удостоился за «меры стимулирования отечественного производства и сокращения импорта, в результате чего европейские производители потеряли 3.75 млрд евро доходов».

В первую очередь речь идет об «ограничениях, введенных в 2016 году на четыре категории продукции (автомобили, машиностроение, цемент, арматура и стальная проволока), которые привели к резкому снижению экспорта, так как в 2016 году были выданы разрешения на экспорт только 57000 автомашин из ЕС в автомобильном бизнесе, что знаменует собой значительное снижение по сравнению с предыдущими годами (около 245000 автомобилей в 2012 году)».

В числе претензий к Алжиру было выдвинуто и введение разного рода заградительных пошлин на другие товары с целью поддержания своего производителя и предоставление последнему налоговых и кредитных льгот.

По данным этого документа Еврокомиссии, такие претензии АНДР были высказаны на совместных встречах в рамках действующего соглашения об ассоциации «ЕС-Алжир», однако «этот последний всегда демонстрировал нежелание менять свою политику в отношении ограничения торговли, что также объясняет отсутствие прогресса в переговорах о присоединении к ВТО».

В свою очередь, алжирская сторона открыто заявляет, что будет руководствоваться в отношениях со всеми «сугубо национальными интересами».

Всё это вырисовывает перед потенциальными инвесторами, с которыми Алжир ведет переговоры об их участии в комплексной разработке своих недр и об осуществлении «альтернативной энергетической революции» картину ведения бизнеса на его территории, похожую на движение корабля по бурному морю, усеянному многочисленными и не всегда заметными рифами.

Не случайно, что побывавшие 2 – 3 июля в АНДР представители делегации американских предпринимателей в ответ на предложение алжирской стороны вкладывать средства, открыто заявили, что находят «ведение бизнеса в Алжире делом интересным, но трудным».

Между тем, как показывает ситуация, самостоятельно, без иностранных инвестиций, Алжир не в состоянии осуществить реформы и в том числе программу комплексной модернизации экономики, в том числе и стратегически значимой энергетической отрасли.

Разумеется, желание лидеров АНДР «отстоять национальные интересы» можно бы было считать похвальным, если бы в данном случае они не противоречили сами себе. С точки зрения Запада в данном случае ситуация выглядит таким образом: если вы такие самостоятельные, то почему так желаете получить наши инвестиции?

В сложившихся условиях это представляется многим в ЕС со стороны Алжира попыткой заманить и обмануть иностранный бизнес. Важно в данном случае оговориться, что это представители тех стран, которые способны отстаивать свои экономические интересы в том числе и силовым способом.

Между тем АНДР, выиграв в данном случае один динар за счет «попавшихся» инвесторов, потеряет даже не два, а три динара, и, что самое для нее проблематичное, она утрачивает драгоценный ресурс – время, необходимый для осуществления уже давно перезревших преобразований.

62.82MB | MySQL:102 | 0,617sec