Министр обороны Израиля о положении на границе с Сирией и в секторе Газа

В настоящее время Государство Израиль переживает сравнительно мирный период своей истории, однако опасность обострения существует и на его северной, и на его южной границе. На израильско-сирийской границе за последние дни и недели неоднократно возникали инциденты, когда территория израильских Голанских высот подвергалась обстрелам с территории Сирии. Судя по всему, большинство, если не все эти обстрелы были непреднамеренными и представляли собой побочный результат боев, ведущихся поблизости от границы с Израилем между сирийскими правительственными войсками и их союзниками с одной стороны и отрядами вооруженной оппозиции – с другой. И каждый раз ЦАХАЛ наносил ответные удары по сирийской территории, демонстрируя тем самым, что он не намерен привыкать к «просачиванию» сирийской гражданской войны на свою территорию.

Что касается южной границы, то обострение конфликта между ФАТХом, контролирующим Палестинскую национальную администрацию (ПНА) и контролирующим сектор Газа ХАМАСом привело к тому, что председатель ПНА Махмуд Аббас (Абу-Мазен) дал указание резко сократить оплату электроэнергии, поставляемой Израилем в сектор Газа. Это привело к острой нехватке электроэнергии в секторе и, казалось, создало потенциал для нового витка вооруженного противостояния между Израилем и военными формированиями ХАМАСа.

В данном контексте особый интерес представляют заявления, сделанные 3 июля министром обороны Израиля Авигдором Либерманом по поводу обоих упомянутых очагов напряженности на границах еврейского государства. В понедельник утром он совершил рабочую поездку на израильско-сирийскую границу на Голанских высотах. А после этого выступил на еженедельном заседании фракции возглавляемой им партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) в Кнессете. В этом выступлении министр обороны сформулировал свое видение нынешней ситуации:

«Бои и события в районе Новой Кунейтры (на территории Сирии – В.Ч.) нас не касаются. Мы не ищем поводов ни для того, чтобы принять участие в гражданской войне, ни для того, чтобы принять в ней чью-либо сторону. Ни для того, чтобы нанести удар по силам режима (Башара Асада, то есть по сирийским правительственным войскам – В.Ч.), ни для того, чтобы нанести удар по силам «Джебхат ан-нусра». Ни те, ни другие не являются нашими друзьями. Напротив», — подчеркнул Авигдор Либерман. И сразу же после этого он озвучил неприкрытые угрозы в адрес участников сирийского конфликта:

«Ясно, что мы не потерпим нарушения израильского суверенитета. Нам очень нравятся спокойствие, безопасность и процветание, и мы очень рассердимся, если наше спокойствие и наша безопасность окажутся под угрозой. Если кто-то собирается нарушить наш суверенитет, то ему никак не стоит этого делать. Мы очень рассердимся, и я рекомендую не испытывать нас».

Авигдор Либерман рассказал на заседании фракции о своих впечатлениях от поездки на Голанские высоты. Он в частности сказал: «Я рад был видеть земледельцев, работающих на полях, я рад был видеть туристов, которые приезжают во множестве на Голанские высоты. И самое важное – я рад был видеть жителей Голанских высот и Кацрина (поселок городского типа, столица Голанских высот. Около 7 тысяч жителей по данным 2015 года. Примерно половину из них составляют репатрианты из бывшего СССР. Мэр Кацрина Дмитрий Апарцев – член партии НДИ – В.Ч.), которые продолжают свою повседневную жизнь в спокойствии и безопасности. Я призываю весь народ Израиля ездить туда (на Голанские высоты. Следует отметить, что это один из самых популярных районов внутреннего израильского туризма – В.Ч.), наслаждаться тамошними пейзажами, фруктами и вином».

Министр обороны коснулся в своем выступлении и вопроса о ситуации в секторе Газа, заявив: «Думаю, что мы поступили правильно, когда сказали: «Будут платить (власти ХАМАСа в секторе Газа – В.Ч.) – получат (израильское электричество – В.Ч.), не будут платить – не получат». Вопреки всякого рода советам вмешаться (в происходящее в секторе Газа – В.Ч.) и дать им электричество за наш счет, мы настояли на своем. В итоге солярка попала в сектор Газа через пограничный контрольно-пропускной пункт Рафиах (Рафах – В.Ч.) из Египта. Это, возможно, был первый случай, создавший прецедент. ХАМАС заплатил из своего кармана около 8 миллионов шекелей (около 2,3 миллионов долларов США – В.Ч.), а остальные, видимо, поступили из государств Персидского залива. В настоящее время там (в Газе – В.Ч.) есть электричество 4 с половиной часа (в сутки – В.Ч.). И это действительно внутренний палестинский конфликт, внутриарабский конфликт. Мы не должны в него вмешиваться.

В качестве человека, который следит за происходящим в секторе Газа, не только на политическом уровне, но и в социальных сетях, я знаю, что и жителями Газы ясно, что Израиль здесь не причем, что он никак не замешан в этот кризис. Этот, прежде всего, кризис в отношениях между ФАТХом и ХАМАСом, между Абу-Мазеном и Яхьей Синваром (лидер военного крыла ХАМАСа – В.Ч.). Поэтому мы намерены продолжать придерживаться той же линии».

Подводя итог, можно охарактеризовать сформулированный Авигдором Либерманом подход к вызовам, с которыми сталкивается сейчас Государство Израиль на своих границах, как «вооруженный нейтралитет».

62.81MB | MySQL:102 | 0,473sec