Секретные операции по контрабанде нефти Великобритании на Ближнем Востоке

Ключевые союзники США и Великобритания с одной стороны ведут войну с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в Российской Федерации), а с другой стороны, тайно финансируют террористическое движение в регионе Ближнего Востока.

По данным курдских, иракских и турецких должностных лиц Курдское региональное правительство (КРП) в Ираке и турецкая военная разведка поддерживают секретные операции по контрабанде нефти и поставки оружия в террористическую группу ИГ.

Британская нефтяная компания Genel Energy заключила контракт с КРП на поставку нефти для крупной курдской фирмы.  Позднее выяснилось, что курдская фирма имеет тесные связи с правительством курдской автономии и обвиняется в содействии продажи нефти ИГ в Турцию.

Нефтяная компания Genel Energy работает в Иракском Кудистане при поддержке британского правительства и британского парламента. Отношения между британскими и курдскими энергетическими компаниями и высокопоставленными британскими политиками, вызывают вопросы о конфликтах интересов – особенно в контексте «войны с терроризмом», которая, как предполагается, предназначается не  для финансирования ИГ.

Одним из наиболее значимых источников дохода ИГ – является контрабанда нефти. Исламское государство контролирует примерно 60% нефти Сирии и семь основных нефтедобывающих активов в Ираке. Используя тщательно продуманную сеть «посредников» в курдском регионе Ирака, а также в Турции, ИГ производит приблизительно 45 000 баррелей нефти в день, что приносит доход около 3 миллионов долларов в день наличными. ИГ продаёт нефть значительно ниже рыночных цен.

Иракские, курдские и турецкие должностные лица обвинили и КРП и турецкое правительство в операциях контрабанды. Напряжённые отношения между КРП и центральным правительством Ирака в Багдаде возрастают по поводу управления производством и доходами от нефтяных месторождений в курдском регионе. Курдские чиновники видят нефть на управляемой курдской территории Ирака как средство обеспечения значительной автономии, если не потенциально полной независимости, в то время как из Багдада – иракское правительство стремится обеспечить суверенный контроль над всеми продажами с их собственных нефтяными месторождениями, которые включают в себя территорию КРП. Напряжённость отношений встала особенно остро, когда правительство курдской автономии, минуя Багдад, экспортировала нефть в Турцию.

KРП и турецкие власти категорически отрицают какую-либо роль в намеренном содействии продажам нефти в ИГ. Оба правительства приняли меры по пресечению контрабандных операций, а правительство Великобритании и США, работают в тесном сотрудничестве с КРП, чтобы идентифицировать контрабандистские маршруты. Несмотря на то, что KРП арестовывает курдских «посредников», участвующих в продаже нефти на черном рынке ИГ, по-прежнему появляются доказательства того, что эти меры в значительной степени разрознены и не справляются с коррупцией на самых высоких уровнях.

По словам правящей исламской партии «Даваа»,  «КРП изначально увидело вторжение ИГ в Ирак в качестве возможности укрепить курдский контроль над спорной территорией, особенно с богатым нефтью регионом Киркук. Однако курды не ожидали, насколько мощным будет присутствие ИГ в регионе».

В июле 2014 года иракские должностные лица обнаружили, что ИГ продавала нефть, добытую из северной провинции Салах эд-Дин, а «силы курдских пешмерга изначально прекратили продажу нефти, но позже разрешили танкерам перевозить и продавать нефть» [1].

Аналогичным образом, свидетели внутри и за пределами Турции заявили, что турецкое правительство закрывает глаза на контрабанду нефти через сирийско-турецкую границу [2]. Прокуратура и показания свидетелей  в турецких судах показали, что в конце 2013 и 2014 года, турецкая военная разведка поставляла оружие в районы Сирии, находящиеся под контролем исламистских повстанцев, непосредственно способствующих росту  формирования ИГ [3].

В 2014 году турецкий депутат Али Эдибоглу сказал, «что нефть на сумму 800 миллионов долларов США была ввезена в Турцию, и всё это происходило с одобрения турецкой военной разведки». Недавние исследования двух британских учёных в университете Гринвича показывают, сомнительную роль Турции в маршрутах контрабанды нефти, которая охватывает КРГ и заканчивается в турецком порту Джейхан [4].

В исследовании «Экспорт в ИГИЛ – шлюзы на мировых рынках нефти» [5] Джорджа Киурксоглу, специалиста по вопросам морской безопасности и Алека Кутрубиса – специалиста по прикладной инженерии и менеджмента, была предпринята попытка изучить закономерности незаконной торговли нефтью. Их исследование было направлено на изучение маршрутов контрабанды через Шанлыурфу, Урфу, Хаккари, Сиирт, Османию, Газиантел, Ширнак, Кахраманмараш, Адыяман, Мардин, и «цепь торговых центров заканчивается в Адане [на юго-востоке Турции], где находится главный танкерный порт Джейхан». В исследовании сравниваются всплески ставок танкеров с Джейханом с графиком деятельности ИГ. «Экспорт из Джейхана быстро скапливается. Это может быть связано с дополнительным усилением, связанным с контрабандой сырой нефти с целью немедленного получения дополнительных средств».

Несмотря на крупные конвои грузовиков, перевозящих нефть ИГ через контролируемые правительством районы в Сирии, Ираке и Турции, операции по перевозу нефти ведутся эффективно, причем большую часть времени они проводят в дневное время».

В октябре 2014 года документ Министерства внутренних дел КРП, просочившийся в курдских СМИ, показал, что бывший оппозиционный депутат Бурхан Рашид обвинил учреждения КРП в содействии притока денежных средств и оружия боевикам ИГ в Ираке. «Курдская политическая партия в Эрбиле предоставила боевикам ИГ оружие и боеприпасы в обмен на нефть» [6],- говорится в заявлении Рашида.

Курдские парламентские источники подтверждают, что «ряд чиновников из Демократической партии Курдистана (ДПК), Патриотического союза Курдистана (ПСК) и пешмерги были вовлечены в незаконную торговлю нефтью, а также появились доказательства того, что Nokan Group, крупная курдская компания, тесно связанная с Демократической партией Курдистана, напрямую способствовала продаже нефти в ИГ» [7]. Курдские компании также заключили контракт на транспортировку рафинированного топлива, контролируемый ИГ нефтеперерабатывающего завода Байджи, к северу от Тикрита для доставки по всему курдскому региону властями провинции Сулеймания».

Британский истеблишмент управляет нефтяным месторождением Nokan Group. Нефтяное месторождение производит в общей сложности около 100 000 баррелей в день, большинство из которых поставляется на местные нефтеперерабатывающие заводы. Британско-турецкая фирма Genel Energy имеет 45-процентную долю в этом месторождении.

Genel Energy была сформирована в результате слияния совместных бюджетных средств Великобритании и Турции в размере 2,1 миллиарда долларов в 2011 году между британской  компанией Vallares Plc и турецкой компанией Genel Enerji. Фирма находится под управлением Тони Хейворда, бывшего генерального директора British Petroleum (BP).

Д.Кэмерон сказал  на 4-й курдистанско-иракской конференции по нефти и газу в Эрбиле, что Ирак «играет решающую роль в удовлетворении будущего спроса на нефть в мире». Отмечается, что в 2020 году прогнозируется, что производство нефти в США достигнет пика, поэтому «ожидается, что мир станет все более уязвимым от поставок Ирака».

Иракская добыча нефти к 2040 году увеличится до 8 миллионов баррелей в день, добавил он: «В этом увеличении значительную роль сыграют резервы Курдистана. Этот регион не только считается одним из крупнейших неиспользованных районов нефти в мире, но также обладает значительным газовым потенциалом».

Председатель Тори Роберт Халлон сообщил палате общин: «По всему Курдистану процветает бизнес, и люди увлекаются британскими и иностранными инвестициями. Приватизация продолжается, строятся огромные имущественные комплексы. Существуют значительные запасы нефти и газа … KРП может стать важным союзником в обеспечении будущей энергетической безопасности Великобритании».

В 2015 году Министерство иностранных дел и по делам Содружества  Великобритании (FCO) не  дало ответа на вопрос о взаимоотношениях британского правительства с региональными властями и фирмами, участвующими в содействии продаже нефти на «черном рынке» ИГ.

Рвение американских и британских нефтяных компаний эксплуатировать ресурсы Иракского Курдистана поднимает срочные вопросы относительно того, как политика США и Великобритании подпитывает правительственную поддержку Турции и Иракского Курдистана. Ни британские, ни американские правительства, кажется, не готовы ответить на эти вопросы.

 

  1. Official: ISIS is selling Iraqi oil https://www.middleeastmonitor.com/20140702-official-isis-is-selling-iraqi-oil/
  2. As Turkey turned blind eye, ISIS took advantage http://www.cbsnews.com/news/as-turkey-turned-blind-eye-isis-took-advantage/
  3. Exclusive: Turkish intelligence helped ship arms to Syrian Islamist rebel areas http://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-turkey-arms-idUSKBN0O61L220150521
  4. Opposition MP says ISIS is selling oil in Turkey http://www.al-monitor.com/pulse/tr/business/2014/06/turkey-syria-isis-selling-smuggled-oil.html#ixzz4ll2sY7vi
  5. ISIS EXPORT GATEWAY TO GLOBAL CRUDE OIL MARKETS http://www.marsecreview.com/wp-content/uploads/2015/03/PAPER-on-CRUDE-OIL-and-ISIS.pdf
  6. Kurdistan Kurdish former MP faces court case over ISIS funding claim

http://www.rudaw.net/english/kurdistan/271020142

  1. Erbil committee finds Kurdistan officials implicated in smuggling with ISIS http://www.rudaw.net/english/kurdistan/200120152
62.85MB | MySQL:103 | 0,576sec