Военно-политическая обстановка в Ираке (апрель 2005 г.)

В апреле 2005 г. военно-политическая обстановка в Ираке оставалась сложной и напряженной. Главным событием прошедшего месяца стало формирование новых временных высших органов исполнительной власти – Президентского совета (президент и два вице-президента) и правительства страны. Сложность и длительность создания этих структур были обусловлены наличием серьезных противоречий между ведущими политическими силами Ирака по принципиальным вопросам его будущего устройства. Напряженной сохранялась ситуация в сфере безопасности. По-прежнему высокой была интенсивность боевых и террористических действий сил местного сопротивления и зарубежных боевиков. Внешнеполитическая деятельность Ирака в условиях внутреннего политического кризиса, продолжавшегося до конца апреля, не отличалась значительной активностью.

Положение дел в сфере безопасности продолжало оставаться очень тяжелым. Наиболее активно силы местного сопротивления и иностранные боевики действовали в западных, северных и центральных районах Ирака с преимущественно суннитским арабским населением. Прежде всего, это города Рамади, Самарра, Эль-Хадита, Мосул, Киркук, Талль-Афар, Баакуба, Тикрит, Эль-Фаллуджа, Эль-Каим, Хит, Балад, Байджи, Эль-Мадаин, Эль-Хувейджа, а также западные районы провинции Анбар. При этом Рамади остается одним из главных очагов сил сопротивления.

Без преувеличения можно сказать, что эпицентром различного рода насильственных действий является столица страны – Багдад и его окрестности, в том числе автострада, соединяющая город с международным аэропортом. Практически ежедневно здесь происходят теракты, вооруженные нападения, обстрелы, захваты заложников и т.п.

Высокая интенсивность действий партизан и боевиков по-прежнему наблюдается южнее Багдада в районе городов Эль-Латифия и Эль-Мусайиб.

Отмечается некоторое увеличение числа насильственных действий, в том числе вооруженных нападений и терактов, на юге Ирака в районах преимущественного проживания шиитов. Прежде всего, это относится к крупнейшему городу региона — Басре, а также городам Хилла и Эн-Наджаф. Но в целом обстановка здесь значительно менее напряженная, чем на севере, в центре и на западе страны.

В Иракском Курдистане число насильственных действий, как и прежде, было невелико. В частности, они имели место в Эрбиле. В целом же, обстановка в этом регионе страны оставалась спокойной.

Если в начале апреля отмечалось некоторое снижение числа боевых и террористических акций со стороны партизан и боевиков, то во второй половине месяца их количество вновь стало расти. Нынешний рост активности местной вооруженной оппозиции и зарубежных боевиков и террористов в значительной степени обусловлен затянувшимся политическим кризисом в Ираке, когда победившие на выборах 30 января с.г. шиитские и курдские партии не могли прийти к согласию по вопросам формирования нового состава высших органов исполнительной власти (опять, к тому же временных). Этим периодом междувластия, когда старое правительство, зная, что уходит с политической сцены, во многом бездействовало, а новое все еще не было создано, и воспользовались противники нынешнего режима для того, чтобы продемонстрировать свои возможности воздействия на развитие ситуации в стране. После создания нового правительства вооруженная оппозиция и иностранные террористы, выражая свое несогласие с его составом, организовали мощную волну терактов и вооруженных нападений, в результате которых погибли и были ранены многие десятки человек.

Командование ВС США в Ираке считает, что деятельность сил вооруженного сопротивления и боевиков в последнее время становится более организованной, а их операции – все более изощренными. Наряду со взрывами придорожных фугасов и акциями смертников они все чаще проводят крупные и в целом хорошо организованные нападения на иракские правительственные силы и коалиционные войска. В этой связи в Пентагоне полагают, что «возросшая координация и расширение масштабов атак заставляют некоторых командующих пересмотреть свою уверенность в том, что восстание идет на спад». Особо подчеркивается, что «одна из сильных сторон восстания заключается в способности возрождаться. Мы (американцы. – В.Ю.) уничтожили тысячи, еще больше арестовали, но они по-прежнему способны восстанавливать силы. Они по-прежнему наступают». Более того, через сравнительно короткое время после проведения войсковой операции по ликвидации партизан они вновь начинают действовать в том же районе.

На сегодняшний день иракские повстанцы, зарубежные боевики и террористы не испытывают недостатка ни в финансировании, ни в вооружении. Американское командование и власти Ирака также признают наличие у противника хорошо поставленной разведки, чья агентура успешно проникает в новые официальные силовые структуры.

Мотивацией для присоединения к повстанческому движению служат религиозные убеждения (исламисты), отстранение от власти и связанных с этим доходов (бывшие баасистские функционеры), роспуск прежних армии и служб безопасности. В своей основной массе иракские повстанцы представлены арабами-суннитами. Однако призывы к вооруженному сопротивлению американской оккупации нередко звучат и со стороны ряда духовных лидеров шиитской общины. Американское командование также опасается возобновления вооруженных действий сторонниками радикального шиитского лидера Моктады ас-Садра, чьи военизированные формирования – «Армия Махди» – полностью не разоружились.

Основные усилия сил местного сопротивления по-прежнему направлены против военных, полицейских и административно-государственных структур. Противники нынешней власти нападают на военнослужащих иракской армии, сотрудников полиции и служб безопасности (в апреле с.г. ежедневно погибали 20 военных и полицейских), чиновников различных рангов, включая высокопоставленных лиц, сотрудничающих с иностранными войсками. Наиболее частым атакам и терактам подвергаются пункты записи добровольцев в армию и полицию, полицейские участки, казармы, а также различные госучреждения. При этом одним из наиболее распространенных приемов остается подрыв автомашин, начиненных взрывчаткой, в том числе террористами-смертниками (всего террористами-смертниками совершается до 30% подобных акций). Не прекращаются убийства и захват в заложники иракских ученых, преподавателей высших учебных заведений, других представителей интеллигенции. В то же время иностранные боевики и террористы по большей части совершают нападения на иностранных, главным образом американских военных.

Продолжается активная и масштабная практика похищения людей и захвата заложников, включая иностранцев, работающих в Ираке. Периодически совершаются казни заложников.

Активно и зачастую успешно действуют партизаны и боевики на автодорогах в самых различных районах страны. Нападения на автотранспортные конвои и отдельные автомобили стали в современном Ираке характерным явлением. Во многих случаях водителей (чаще всего иностранцев) убивают или захватывают в заложники.

Отмечаются случаи уничтожения партизанами беспилотных летательных аппаратов (БЛА), ведущих разведку, охраняющих транспортные конвои или используемых для нанесения ударов по противнику (БЛА «Предатор»). Имеют место случаи успешного использования партизанами ПЗРК.

Практически постоянно проводятся диверсии и акты саботажа на объектах нефтяной отрасли – нефтепроводах, нефтеперерабатывающих заводах и др. В подавляющем большинстве это происходит на севере Ирака в районе городов Киркук и Байджи. По официальным оценкам, в 2003-2005 гг. в результате диверсий на объектах нефтяной инфраструктуры Ирак потерял более 8 млрд долларов. Несмотря на то, что мощности страны позволяют добывать 2,7 млн баррелей нефти в сутки, из-за диверсий и саботажа в прошлом году среднесуточная добыча не превышала 2 млн баррелей. Не прекращаются нападения на электростанции и линии электропередачи.

Сложной сохраняется обстановка на границах Ирака с соседними странами, через которые на иракскую территорию продолжают просачиваться иностранные боевики и террористы. Американское командование считает, что наиболее опасным остается сирийский участок границы, и именно через него в Ирак проникает наибольшее число боевиков.

Разведка Германии опасается, что в долгосрочном плане продолжение вооруженного противостояния в Ираке может негативно отразиться на ситуации в Европе, так как выехавшие из европейских стран для участия в иракском сопротивлении сторонники радикального исламизма могут со временем вернуться и, используя полученный иракский опыт, развернуть активные действия.

Чрезмерное использование силы американскими войсками в Ираке вызывает сильное недовольство сo стороны местного населения и приводит к постоянной подпитке отрядов иракского сопротивления новыми людьми. Очень часто войска США используют без достаточных на то оснований артиллерию и авиацию, что ведет к многочисленным человеческим жертвам и сильным разрушениям. По данным опроса, проведенного в начале апреля, за скорейший вывод американских войск выступают 82% арабов-суннитов и 69% шиитов.

Растет число потерь среди мирного иракского населения и от действий партизан и боевиков. К началу апреля они оценочно составили 6 тыс. человек убитыми и около 16 тыс. человек ранеными. По данным местного минздрава, в апреле с.г. в стране погибли 567 и получили ранения 668 иракских граждан (в марте эти цифры составили соответственно 364 и 499 человек). Кроме того, многочисленные преступления совершают преступники (несколько десятков тысяч человек), выпущенные С. Хусейном из тюрем по амнистии осенью 2002 г.

В последнее время имеет место усиление вражды в отношениях между иракскими повстанцами и иностранными исламистскими боевиками, особенно действующими по линии международной террористической сети «Аль-Каида». Иракцы обвиняют их в жестокостях по отношению к местному мирному населению, несоблюдении иракских обычаев и правил поведения и др.

Тревожная ситуация сложилась в стране в области обеспечения прав человека. Население лишено защиты от различных и многочисленных видов насилия. Происходят задержания людей без каких-либо официальных объяснений. В то же время наблюдается и ряд позитивных явлений. Так, в апреле из иракских тюрем были освобождены свыше шести тысяч человек. Эта акция стала возможной благодаря работе Объединенного комитета по контролю за заключенными, в который входят представители министерств юстиции, внутренних дел и по правам человека, а также представители коалиционного командования.

Все чаще противоборство между арабами-суннитами и шиитами принимает формы вооруженных столкновений, терактов, захвата заложников и других насильственных действий. В районах совместного проживания суннитов и шиитов активно действуют вооруженные группировки, созданные по религиозному принципу. Власти производят аресты суннитских религиозных деятелей, которых они подозревают в подстрекательстве к террористической деятельности. Советник МВД страны С. Казым признает: «Я не хочу называть эти стычки началом гражданской войны, но все это очень похоже на движение по ливанскому пути».

В Киркуке арабы создают вооруженные отряды «для защиты от курдской опасности». К настоящему времени уже сформировано семь батальонов арабской самообороны, вооруженных в основном стрелковым оружием. Руководит этими силами «Арабский фронт Киркука», руководство которого призывает «защищать себя и свои семьи и не позволять курдам захватывать арабские кварталы города».

Новый временный президент Ирака Джаляль Талабани выступает за активное использование в борьбе против повстанцев и террористов наряду с армией и полицией так называемые народные силы, то есть неофициальные курдские («пешмерга») и шиитские («корпус Бадр») вооруженные формирования. Он мотивирует свое предложение тем, что на создание новых сильных правительственных военно-полицейских структур потребуется много времени («годы»), а с помощью «народных сил» можно будет быстро покончить с вооруженной оппозицией и террористами. Однако США выступают пока против этой идеи. Суннитские же политики оценили высказывания Талабани как «опасную игру с огнем», которая может привести к разрастанию межэтнического и межконфессионального конфликта.

Продолжается процесс формирования иракских правительственных силовых структур. По состоянию на 1 мая 2005 г., в рядах вооруженных сил, в органах и частях МВД насчитывается около 159 тыс. человек.

В боевом составе правительственной армии (сухопутных войсках) в апреле имелось 80 батальонов, на вооружении ВВС (4 эскадрильи) состояло 9 легких разведывательных самолетов и 3 военно-транспортных самолета С-130. 13 апреля разведывательные самолеты ВВС Ирака совершили первые боевые вылеты с заданием выявить места расположения боевиков. Полеты проходили под контролем американского командования. Военно-морские силы имели на вооружении 34 патрульных катера и моторные лодки. Сформирован полк морской пехоты. Силы специальных операций министерства обороны включали в себя батальон «коммандос» и несколько специальных антитеррористических групп. Для подготовки младшего офицерского состава с октября 2004 г. в Ираке действуют две военные академии (училища).

В начале апреля военное командование США в Ираке завершило разработку документа, предусматривающего постепенную передачу всей полноты ответственности за обеспечение безопасности и порядка в стране иракским силовым структурам. Основной упор при этом делается на улучшение подготовки иракских военных. Командиру каждого иракского батальона будет придан американский советник в звании капитан-майор, советники и инструкторы также будут находиться в иракских ротах и взводах. Процесс обучения и передачи полномочий в области безопасности предусматривается провести в три этапа и завершить в конце декабря 2005 г.

Первый этап начался 15 апреля и должен завершиться не позднее августа. Особое внимание на этом этапе будет уделяться комплектованию, обучению и оснащению иракских подразделений до взвода включительно с тем, чтобы иракцы могли полностью самостоятельно вести боевые действия на уровне взвода. Также предполагается передача функций по тыловому обеспечению ВС страны иракскому министерству обороны, что рассматривается американцами как наиболее трудное дело. В настоящее время тыловое обеспечение иракской армии полностью находится в ведении командования вооруженных сил США.

В ходе второго этапа (август – октябрь) иракская армия должна научиться вести самостоятельные боевые действия на уровне роты. С этой целью каждый иракский батальон будет взаимодействовать с двумя американскими ротами.

На третьем этапе (октябрь – декабрь) иракские батальоны должны будут научиться вести самостоятельные боевые действия, и им будут выделяться зоны ответственности, за которые сейчас отвечают американские военные. На этом этапе с каждым иракским батальоном будет взаимодействовать рота армии США в качестве подразделения быстрого реагирования.

По американским расчетам, после завершения всех трех этапов иракская армия сможет проводить самостоятельные боевые операции без помощи войск США.

В апреле с.г. иракская полиция насчитывала 55 тыс. человек, прошедших различные степени обучения. В стране действуют пять полицейских академий (курсов по подготовке), которые ежемесячно выпускают до 3500 человек, прошедших восьминедельный курс обучения. Сформирована механизированная полицейская бригада, имеющая на вооружении 50 украинских БТР-94. В стадии формирования находится отдельный полицейский механизированный батальон. Созданы и активно действуют девять полицейских батальонов «коммандос» и девять батальонов по обеспечению общественного порядка, а еще девять подобных батальонов начнут формироваться уже в ближайшее время. В составе МВД имеются также специальные подразделения по реагированию на чрезвычайные ситуации.

С целью «искоренения» очагов терроризма в Киркуке и прилегающих к нему районах создается Объединенный контингент в составе частей и подразделений иракской армии, полиции и американских войск. Предполагается вести круглосуточное патрулирование объектов, которые наиболее часто подвергаются нападениям со стороны партизан и боевиков.

Вместе с тем в затянувшийся период междувластия и соответствующего роста активности повстанцев и боевиков в иракской армии и полиции резко возросло дезертирство, военнослужащие и полицейские в массовом порядке уклонялись от несения службы за пределами военных городков, казарм и полицейских участков.

В целом, на сегодняшний день вооруженные силы, органы и войска МВД Ирака по уровню своей подготовки, технической оснащенности и морально-психологическому состоянию значительной части личного состава не в состоянии в полной мере решать задачи по обеспечению безопасности и порядка в стране.

Новый премьер-министр Ирака Ибрагим аль-Джаафари намерен провести чистку силовых структур страны под лозунгом избавления от «элементов, связанных с террористическими группами». В первую очередь, речь идет о снятии с занимаемых должностей лиц, служивших ранее в спецслужбах саддамовского режима, от которых, по мнению главы правительства, «вероятно, поступает информация боевикам вооруженного сопротивления». При этом руководство ведущей шиитской религиозно-политической организации – Высшего совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ) – считает, что приход в правоохранительные органы членов ВСИРИ является «жизненно необходимым шагом, который будет способствовать улучшению положения дел в области безопасности».

В Вашингтоне негативно относятся к этой инициативе иракских властей, так как опасаются, что кадровая чистка лишит и без того недостаточно эффективные силовые ведомства Ирака квалифицированных кадров. Министр обороны США Д. Рамсфельд, посетивший Ирак в апреле, предупредил багдадское руководство о неприемлемости кадровых чисток в армии и МВД. Американская администрация небезосновательно опасается, что резкие изменения в составе иракской армии и органов безопасности могут привести к еще большей дестабилизации обстановки в стране.

Президент США Дж. Буш также предостерег нынешние иракские власти от политизации процесса формирования вооруженных сил страны, заявив, что одной из реальных опасностей в современном Ираке является возможная попытка нового правительства разрушить военные структуры, которые помогают создавать Соединенные Штаты.

Но главное, чего опасаются американцы, – это возможного ослабления собственного влияния на иракскую армию и органы безопасности. Кроме того, контроль над министерствами обороны и внутренних дел во многом означает и сохранение общего контроля над деятельностью правительства.

По состоянию на 1 мая 2005 г., группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывает 139 тыс. человек. Американское командование намечает постепенно сокращать ее численность, однако это будет зависеть от темпов и качества обучения иракской армии и полиции. На сегодняшний день стоимость пребывания американских войск на иракской территории оценивается руководством Пентагона в 1 млрд долларов каждую неделю.

Министерство обороны США ограничило срок службы военнослужащих в «горячих точках», в том числе в Ираке, до одного года.

В апреле потери личного состава ВС США в Ираке вновь увеличились вследствие активизации действий боевиков и повстанцев и составили убитыми 51 и ранеными около 580 человек.

Общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской кампании составили убитыми 1614 и ранеными около 13680 человек.

В апреле 2005 г. впервые со времени начала иракской кампании военнослужащие армий других стран — участниц международной коалиции боевых потерь не имели.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (24) составила на 1 мая 2005 г. около 23,5 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (8,76 тыс. чел.), Южная Корея (3,6 тыс. чел.) и Италия (3,085 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН и не входят в состав многонациональных сил.

Австралия в течение апреля перебрасывала в Ирак дополнительные силы (450 чел.), что позволит довести численность австралийского контингента до 1450 военнослужащих.

Албания увеличила численность своего подразделения в Ираке на 50 человек. В настоящее время албанские «коммандос» (120 чел.) несут службу совместно с американскими военными в Мосуле.

Украина приняла решение направить в Ирак группу военных советников численностью в 41 человек.

Босния и Герцеговина в июне с.г. направит в Ирак саперное подразделение (52 чел.), которое будет действовать под американским командованием.

Нидерланды 9 апреля полностью завершили вывод своих войск (1350 чел.) из Ирака.

Великобритания намерена сократить численность своих войск в Ираке на 5,5 тыс. человек, однако сроки этого мероприятия пока точно не определены.

Правительство Италии предполагает в сентябре с.г. начать вывод своих войск из Ирака, но это будет зависеть от степени готовности иракской армии и полиции.

Польша намерена вывести свои войска из Ирака в конце текущего года.

В настоящее время на иракской территории в 60 частных охранных и военных компаниях работают примерно 50 тыс. человек, в основном иностранцев. Главной услугой, которую предоставляют такие фирмы, является обеспечение безопасности иностранных дипломатов и бизнесменов, а также иракских высокопоставленных чиновников. Костяк сотрудников этих фирм составляют бывшие военнослужащие и бойцы спецназа из разных стран мира. В последнее время отмечается рост числа потерь среди частных охранников.

По оценке комиссии по международным делам британского парламента, коалиционные силы продемонстрировали очевидную неспособность положить конец насилию в Ираке. «Это, возможно, является следствием того, что основное внимание было уделено военному подходу в ущерб политическому диалогу. … Хотя переговоры с «Аль-Каидой» и иностранными боевиками исключены, можно урегулировать некоторые из наиболее острых претензий повстанцев путем диалога».

Таким образом, положение в Ираке в вопросах обеспечения безопасности в течение прошедшего месяца не улучшилось. Более того, возросшая активность повстанцев и боевиков заметно осложнила общее положение дел в стране.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в апреле 2005 г. оставалась сложной и нестабильной. Страна переживала политический кризис, вызванный разногласиями между шиитским «Объединенным иракским альянсом» и курдскими партиями, а также некоторыми другими иракскими политическими силами по вопросу о формировании нового временного правительства, который так и не был полностью преодолен до конца месяца. Ситуация осложнялась усилением межконфессиональных и межэтнических противоречий в иракском обществе.

В течение апреля, хотя и со значительными трудностями, в Ираке шел процесс формирования новых высших государственных органов, что позволяло постепенно заполнять вакуум власти, образовавшийся после январских выборов. По всей вероятности, это стало возможным благодаря тому, что шиитские и курдские лидеры договорились отложить на более поздний срок урегулирование основных, принципиальных разногласий по вопросам о характере будущего иракского государства (светское или исламское) и по комплексу проблем, связанных с Иракским Курдистаном (границы автономии, Киркук), разделение полномочий между центром и автономией, раздел доходов от нефти и др.). Таким образом, удалось сдвинуть с мертвой точки политический процесс в Ираке, приостановка которого вызывала у населения растущее недовольство нынешними властями. Однако в последующем имеющиеся противоречия все равно придется решать, от этого нельзя никуда уйти, а это в свою очередь предопределяет новый виток обострения политической борьбы в Ираке уже в ближайшие месяцы в процессе разработки новой конституции страны.

3 апреля Национальная ассамблея (парламент) избрала своего спикера. Им стал бывший министр промышленности Хаджи аль-Хасан (суннит), его заместителями избрали представителей шиитской и курдской фракций.

6 апреля парламентарии избрали Президентский совет в составе президента страны и двух вице-президентов. Временным главой иракского государства стал лидер Патриотического союза Курдистана Джаляль Талабани, а вице-президентами избрали суннита и шиита.

7 апреля Президентский совет утвердил на пост главы нового временного иракского правительства Ибрагима аль-Джаафари (шиита), лидера исламистской партии «Ад-Даава» («Призыв»).

28 апреля Национальная ассамблея утвердила состав нового правительства, однако не в полном составе. Вакантными остались два поста вице-премьеров и пять министерских постов: обороны, нефти, энергетики, промышленности и природных ресурсов, по правам человека. И. аль-Джаафари взял на себя исполнение обязанностей министра обороны. Из 33 должностей в правительстве 17 выделили шиитам, 9 – курдам, 6 – суннитам и 1 – туркоманам. Сунниты из Фронта патриотических сил выступили против подобного разделения состава правительства и отозвали всех своих кандидатов на министерские посты. Сунниты также посчитали выделенные им посты малозначащими. Сторонники бывшего премьер-министра А. Алауи, претендовавшие на четыре должности, в том числе министров обороны и внутренних дел, в состав нового правительства включены не были.

Главной задачей правительства И. аль-Джаафари является разработка совместно с Национальной ассамблеей новой постоянной конституции Ирака (до 15 августа с.г.) и проведение общенационального референдума по ее утверждению (15 октября с.г.). После этого в стране вновь должны пройти парламентские выборы и будут созданы постоянные высшие органы государственной власти (ориентировочно конец 2005 – начало 2006 гг.). Премьер-министр И. аль-Джаафари обещал также объявить войну коррупции и начать административную реформу.

Утверждение нового правительства Ирака, несомненно, является важным шагом на пути восстановления иракской государственности. В то же время незавершенность процесса формирования персонального состава кабинета министров не позволяет говорить о полном преодолении политического кризиса.

Одно из наиболее опасных явлений в современном Ираке — рост противоречий на этнической и религиозной почве. В стране существует реальная опасность «шиитизации» государственных органов, в первую очередь силовых структур, а также исламизации общественной жизни. У лидеров шиитской общины все отчетливее просматривается конфессиональный подход в вопросах кадровой политики на различных уровнях. Весомой остается «теневая» роль духовных лидеров общины в принятии важных политических и государственных решений. Со стороны видных шиитских и курдских политиков раздаются призывы к масштабной чистке государственного аппарата и силовых структур от сторонников С. Хусейна. В ответ суннитские религиозные деятели в своих проповедях призывают иракцев не признавать правительство аль-Джаафари.

Сложной остается ситуация в Киркуке, где арабы и туркоманы объединяются с целью не допустить курдской гегемонии в городе и прилегающих к нему районах.

Нет единства и в шиитской общине. Так, один из ее духовных лидеров, Ахмед аль-Багдади, назвал нынешних иракских руководителей «кучкой отщепенцев и шпионов, вернувшихся на броне американских танков». Вновь активизируется движение радикального имама Моктады ас-Садра. Официально оно бойкотировало парламентские выборы, но фактически имеет в нынешнем составе Национальной ассамблеи более 20 своих сторонников. 9 апреля приверженцы ас-Садра совместно с суннитами провели в Багдаде многотысячную демонстрацию протеста против иностранной оккупации Ирака, приуроченную ко второй годовщине взятия иракской столицы американскими войсками.

В условиях сохраняющейся в стране политической нестабильности все большее число иракцев поддерживают идею возвращения к власти сильного лидера. В частности, по данным опросов, за это выступает почти половина студенчества. В Ираке все чаще можно услышать сравнение дня сегодняшнего с тем, что было до смены режима. И не всегда такое сравнение в пользу нынешней действительности. При этом особое недовольство у населения вызывают ухудшение ситуации в области безопасности, разгул преступности, отсутствие элементарных бытовых услуг.

Не отмечается заметных успехов в экономике и социальной сфере. На высоком уровне сохраняется безработица. Продолжаются перебои в подаче электричества населению и на экономические объекты. Во многих районах страны сохраняется сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Правительство принимает меры по улучшению состояния дел в главной отрасли экономики – нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, которая требует очень серьезной модернизации. К решению этой задачи все шире привлекаются зарубежные фирмы. Так, компании из США и Великобритании приглашены для проведения оценки состояния нефтяных терминалов в районе Басры, а также двух нефтепроводов. Несколько зарубежных фирм приглашены для проведения разведки нефтяных месторождений на юге страны.

В Сулеймании (Иракский Курдистан) открыт международный аэропорт, что позволит наладить прямое воздушное сообщение с другими странами, минуя аэропорт Багдада. Курды также прилагают усилия к созданию собственной авиакомпании с парком из 20 самолетов.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке остается сложной, со значительными элементами напряженности.

Внешнеполитическая деятельность вокруг Ирака в апреле 2005 г. не была очень активной, что напрямую связано с затянувшимся процессом формирования высших органов государственной власти в стране.

Избрание президента Ирака и формирование нового правительства получили широкую поддержку в арабском мире и на международной арене в целом.

Наиболее важное значение для Ирака по-прежнему имеют отношения с США. Нынешние иракские руководители выступают за сохранение иностранного, в первую очередь американского военного присутствия в стране. Необходимость этого они мотивируют неспособностью Ирака самостоятельно противостоять повстанцам и террористам, а также защищать государственные границы.

Вашингтонская администрация решила на неопределенный срок отложить финансирование в Ираке проектов по восстановлению имеющейся и созданию новой инфраструктуры в таких областях, как водоснабжение и электроэнергетика, а также в нефтяной отрасли. Средства, предназначавшиеся для реализации этих проектов, будут перенацелены на обучение и оснащение иракской армии и полиции.

Ирак продолжает настаивать на полном и окончательном снятии с него международных санкций, введенных Советом Безопасности ООН в 90-е годы в отношении режима С. Хусейна.

Руководящие деятели ООН считают, что необходимым условием расширения деятельности организации в Ираке, в том числе направления в эту страну большего числа ооновских сотрудников, является улучшение ситуации в области безопасности.

29-30 апреля в Стамбуле прошла очередная встреча министров иностранных дел стран — соседей Ирака, а также Египта и Бахрейна, сроки которой переносились в связи с незавершенностью формирования иракского правительства. В итоговом документе совещания выражена поддержка новому правительству Ирака, осуждаются террористические акты, совершаемые в этой стране. Участники встречи договорились о принятии мер по обеспечению безопасности в приграничных с Ираком районах с целью предотвращения инфильтрации боевиков на иракскую территорию, обязались наладить обмен информацией между своими спецслужбами и иракскими разведорганами, а также оказать Ираку содействие в создании вооруженных сил.

Иран подтвердил свою готовность оказывать «всевозможную помощь правительству и народу соседнего Ирака». Одновременно в Тегеране считают, что военная оккупация Ирака войсками США и их союзников привела к укреплению экстремизма и терроризма в этой стране. В апреле внешнеполитические ведомства Ирака и Ирана подписали соглашение, которое регламентирует посещение паломниками священных для шиитов мест в обоих государствах, оказание им, а также торговцам и бизнесменам консульской помощи.

Турецкое руководство считает, что в Ираке не должно быть преимуществ для какой-либо одной нации или религиозной конфессии. Турция, наряду с Сирией и Ираном, озабочена усилением курдского влияния на развитие обстановки в соседней стране.

Сирия решила восстановить дипломатические отношения с Ираком. При этом в Дамаске заявляют о своей поддержке процесса восстановления стабильности в Ираке и сохранения территориальной целостности этой страны.

Президент России В. Путин подтвердил готовность нашей страны развивать отношения с Ираком. Он сообщил, что в эту страну возвращаются российские специалисты, работающие, в частности, в энергетике и социальной сфере. В то же время глава российского государства отметил, что Москву тревожит не прекращающийся рост насилия в Ираке.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в апреле 2005 г. оставалась очень сложной. Завершающееся формирование новых высших органов государственной власти не привело пока к стабилизации внутриполитической ситуации. Для того чтобы направить ход событий в стране в позитивное русло, нынешним иракским властям следует «найти в себе мужество и способность договориться» со всеми этническими и религиозными группами, «учесть их интересы, договориться о принципах будущей конституции, укрепить на этой базе внутреннюю безопасность и договориться о сроках и условиях вывода иностранных войск». Конечно, сделать все это очень трудно, но другого пути вывода страны из глубокого кризиса просто не существует.

52.44MB | MySQL:103 | 0,620sec