Турция намерена построить собственный авианосец

В начале июля 2017 г. президент Турции Тайип Эрдоган, выступая на церемонии спуска на воду четвертого корвета турецкого производства Kınalıada и начала строительства пятого корвета турецкого производства на верфях Стамбула в рамках проекта MİLGEM («Национальный корабль») заявил, что Анкара собирается построить авианосец своими силами. Он также отметил, что необходимость в технологической независимости Турции с каждым годом растет. «Даже если мы обеспечиваем покрытие ряда острых потребностей из-за рубежа, все равно мы должны основываться на национальных возможностях. Корвет полностью спроектирован в Турции, на 65% произведен на основе отечественных технологий. К 2023 г., когда Турция будет отмечать столетие создания республики, зависимость страны от импорта оборонной продукции должна быть устранена. Власти Турции не допустят действий, препятствующих развитию оборонной промышленности страны. Это недопустимо! Те, кто попытается замедлить развитие оборонной промышленности Турции, будет иметь дело с правительством и лично со мной. Предприниматели и компании, являющиеся профессионалами своего дела и работающие на благо страны и народа, должны знать, что власти Турции будут их активно поддерживать. Хотел бы подчеркнуть, что при реализации проектов в любых сферах власти Турции отдают предпочтение местным компаниям. Если даже для удовлетворения неотложных потребностей страны мы экспортируем какую-либо продукцию, то в основе наших планов лежат ресурсы Турции. Анкара обязана делать ставку на эту стратегию, даже если она предполагает потерю времени и ресурсов. Если бы турецкие власти в последние 15 лет не проводили подобную политику, то из-за негласных ограничений на поставку вооружения в Турцию мы не имели бы достаточных возможностей для проведения антитеррористических операций, в том числе за рубежом. Поэтому мы должны пересмотреть стратегию поддержки оборонных компаний. Мы готовы к реализации масштабных планов, отвечающих интересам, как самой Турции, так и дружественных стран. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить максимально высокий уровень развития оборонной промышленности»,- отметил Р.Т.Эрдоган. Он привлек внимание к показателям 2016 г., когда производство продукции оборонного назначения в Турции составило 5 миллиардов долларов. При этом экспорт оборонной продукции составил 1,6 миллиарда долларов. «Это важный, но не достаточный показатель. Военное судостроение, в особенности создание подводных лодок, — сферы, которыми мы по праву можем и должны гордиться. Турция входит в число 10 стран мира, которые могут сами разрабатывать и строить военные суда. Число проектов, представляющих особое значение для безопасности Турции, будет увеличено. На предприятиях частного сектора и государственных верфях завершена реализация 14 проектов по строительству военных судов. В ближайшие годы ожидается подписание договоров еще по 10 проектам. Все это является показателем того внимания, которое уделяет государство строительству военных судов на фоне возникающих в регионе угроз. Мы создадим и собственный авианосец, мы решительно на это настроены и не сомневаемся в успехе. Мы должны вывести Турцию в лидеры военного кораблестроения, и авианосец для нас уже не далекая мечта», — сказал Р.Т.Эрдоган[i].

Напомним, что это не первое заявление Р.Т.Эрдогана об авианосце. В июне 2016 г. Р. Т. Эрдоган на церемонии спуска на воду корвета «Бургузада» в Стамбуле сделал аналогичное заявление. «Турция не может позволить себе снизить потенциал оборонной промышленности, либо прекратить шаги в военной сфере. Этому, в первую очередь, препятствует географическое расположение страны. После создания корабля-амфибии, Турции будет под силу построить отечественный авианосец. И мы построим его. ВС Турции будут иметь собственный авианосец. Мы этого достигнем. Никаких препятствий на этом пути нет. Если верить, то можно достигнуть успеха. Упорствуя можно достичь всего. В настоящее время, слава Богу, у руля Турции стоит самоотверженное и решительное правительство», — отметил президент Турции[ii].

Отметим, что Турция в большей степени морская, нежели сухопутная страна. Длина морских границ страны составляет 8333 км, в то время как длина сухопутных границ составляет 2949 км, то есть почти 2.5 раза меньше. Поэтому для Турции особо важно иметь мощные ВМС, и не зря ВМС считаются самой боеспособной силой среди родов войск Турции. Кроме того, только ВМС смогут обеспечить военное присутствие за границей в течение длительного периода и действовать в отдаленных районах мира. И наконец, сейчас 85 — 90 процентов объема мировой торговли осуществляется морским путем, около 90 процентов залежей нефти и газа находится на дне морей и океанов. Что касается кораблей класса MİLGEM, то они входят в национальную программу военного строительства, утвержденную в 1996 г. Первое судно проекта — корвет TCG Heybeliada из класса Ada («Остров») спустили на воду в сентябре 2008 г., а тремя годами позже турецкие ВМС приняли его на вооружение. Примечательно, что оба события (спуск на воду и принятие на вооружение) произошли в один и тот же день – 27 сентября. Эта была связано с тем, что в этот день в 1538 г. у залива Превезе на северо-западе Греции произошло морское сражение между силами флота Османской империи и коалиции флотов христианских государств (ИспанияВенецияГенуяПапская область), собранной папой Павлом III, где вверх одержал османский адмирал Хайр-ад-Дин Барбаросса (благодаря усилиям которого Средиземное море 16-17 веках стала почти внутреннем озером Османской империи).

Кстати, противолодочный корвет TCG «Büyükada» (в переводе «Большой остров» или «Бююкада», назван именем самого большого острова Бююкада среди Принцевых островов в Мраморном море около Стамбула) является вторым судном класса Ada, который был спроектирован, разработан и построен на морской верфи в Стамбуле в рамках проекта MİLGEM, был спущен на воду 27 сентября 2011 г. на судоверфи Marinewerft, Стамбул. В этот же день был введен в эксплуатацию головной корвет TCG Heybeliada (F-511). Корвет TCG Büyükada (F-512) введен в эксплуатацию 27 сентября 2013 г. В этот же день состоялась церемония закладки третьего корвета данного класса TCG Burgazada (F-513). Все это означает, что 27 сентября – знаменательная дата для ВМС Турции, которые каждый год в этот день празднуют победу в морской битве при Превезе (в 27 сентября 2016 г. в Турции праздновали 478-летие победы в морской битве при Превезе[iii]). Более того, 27 сентября стала днем ВМС Турции.

Запуск долгожданного строительства универсального десантного корабля (УДК) типа Juan Carlos I (L–61) для ВМС Турции в азиатской части Стамбула был осуществлен 30 апреля 2016 г. (универсальные десантные корабли считаются «авианосцами для бедных», так как они существенно дешевле обходятся в эксплуатации). Новейший УДК L 400 Anadolu («Анатолия») должен стать первым шагом на пути к созданию собственного авианосца, а пока L 400 Anadolu займет место флагмана турецкого флота с возможностью нести на борту палубные истребители пятого поколения F-35B. На официальном мероприятии, приуроченном к столь знаменательному для Турции событию, Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что строительство L 400 Anadolu в конечном итоге приведет к появлению собственного полноценного авианосца в составе ВМС страны. Также Р.Т.Эрдоган отметил, что L 400 Anadolu станет первым кораблем, способным нести на борту последнюю разработку военных США самолет F-35B. В конце церемонии президент Турции обратился с просьбой к турецкому правительству оказать полное содействие руководству судостроительной верфи Sedef Tuzla Tersanesi для ускоренного спуска на воду L 400 Anadolu. Р.Т.Эрдоган надеется, что турецким судостроителям удастся построить корабль за 4 года вместо 5,5 лет, которые прописаны в контракте[iv].

Средства массовой информации Турции отмечают, что строительством L 400 Anadolu займется компания Sedef Gemi İnşaatı Sanayii A.Ş, входящая в состав объединения Turkon Holding. Корабль будет создаваться по проекту испанской судостроительной компании Navantia, при этом фактически L400 станет аналогом построенного ранее для ВМС Испании Juan Carlos I (L–61). Согласно заключенному в 2015 г. с департаментом оборонной промышленности Министерства обороны Турции контракту, L 400 Anadolu должен быть построен к 2021 г.. L 400 Anadolu строится в рамках программы Havuzlu Çıkarma Gemisi по созданию десантных транспортов-доков. Министерство обороны Турции оценило Havuzlu Çıkarma Gemisi в 1,7 миллиарда долларов и поставило условие, по которому головным подрядчиком по контракту должна была выступать частная турецкая верфь. В мае 2011 г. был составлен окончательный конкурсный список для участия в тендере. В конкурсе приняли участие компании Sedef (представлявшая проект Juan Carlos I (L–61) совместно с испанской Navantia), RMK Marine (с собственным проектом, разработанным при участии британской судостроительной фирмы ВМТ) и Desan Shipyard (представившая проект южнокорейской Hanjin Heavy Industries на основе УДК Dokdo). В итоге 26 декабря 2013 г. департамент оборонной промышленности Турции остановился на предложенном компанией Sedef варианте[v].

Таким образом, RMK Marine, которая принадлежала к Koç Holding, лишилась возможности реализовать свой проект авианосца. Эта было обусловлено отношениями между правительством Турции и Koç Holding-ом, которые ухудшились после протестов в парке Гези (владелец Koç Holdingа дал убежище протестующим). Что касается Navantia, это был второй успех компании. До этого Navantia подписала контракт с Австралией о постройке двух таких кораблей. По сообщению турецкой прессы, считается более реалистичным, что авианосец для Турции будет построен по австралийской схеме, то есть корпус корабля будет построен в судоверфи Эль Ферола (Испания), а остальная часть корабля – в Стамбуле (SEDEF)[vi].

Примечательно, что в турецких СМИ L 400 Anadolu называется по-разному – авианосец, универсальный десантный корабль с возможностью нести на борту палубные истребители, флагманский корабль. Как правильно заметил Р.Т.Эрдоган, он будет не полноценным авианосцем. L 400 Anadolu будет действовать в Эгейском, в Черном и в Средиземном морях, а в случае необходимости – также в Атлантическом и в Индийском океанах. Длина авианосца составит 231 м, ширина 32 м, максимальная скорость – 20-21 узел (37-39 км), водоизмещение – 27.436 т, экипаж – 1443 человек, запаса хода – 7000 морских миль, срок нахождения в море без пополнения запасов – 21 дней. Вооружение корабля составит 4 пушки 20 мм калибра и 4 пулемета 12.7 мм калибра. Кроме того, на корабле может быть размещён ракетный комплекс. Внутри корабля могут быть размещены 46 танков типа Leopard и 77 машин-амфибии. Авианосец будет иметь 12 самолетов и 6-8 вертолетов. С палубы авианосца одновременно смогут взлетать 4 вертолета типа CH–47 Chinook. Таким образом, Турция станет 12-й страной мира, которая будет иметь авианосец (не считая стран, имеющие старые авианосцы времен Второй мировой войны)[vii].

Напомним, что о планах иметь авианосец еще в 2012 г. сообщил командующий ВМС Турции Мурат Бильгель. По его словам, ВМС Турции планируют увеличить свою боевую мощь за счет новейшего авианосца. «Современные требования к обеспечению безопасности подразумевают расширение сферы применения военно-морских сил. Мы будем вкладывать средства в технологии, которые позволят сократить эксплуатационные расходы. Наша цель – это хорошо подготовленные, хорошо оборудованные, способные быстро решать стратегические задачи ВМС. Благодаря авианосцу — в соответствии с разработанным 10-летним планом развития — удастся увеличить эффективность авиации морского базирования. Мы рассчитываем получить корабли поддержки, многофункциональные фрегаты, беспилотные вертолеты и подводную лодку, способную долгое время находиться на задании, не поднимаясь на поверхность. ВМС также рассматривают варианты закупки новых самолетов с возможностью вертикального взлета и посадки и беспилотной подводной техники военного назначения. Ориентировочная цена, которую Турция планирует заплатить за авианосец, составляет около 1,5 млрд долларов. Он может быть построен в течение пяти лет и спустя год-два после выхода с верфи и после испытаний уже может быть принят на вооружение. Между тем, параллельно с вопросами закупки авианосца, ВМС придется решать и другую проблему – получение новых самолетов. Сейчас турецкая армия не располагает авиацией, которая могла бы взлетать и приземляться на палубу авианосца. В связи с этим ВВС в ближайшие 20 лет запланировали закупку такой техники. Кроме того, Турция, в соответствии с соглашением, получит 100 истребителей нового поколения F-35, которые разрабатывает и строит международный консорциум. Эти машины, как и британский Harrier, способны осуществлять вертикальный взлет-посадку и могут нести службу на авианосцах»,- отметил М.Бильгель[viii].

В феврале 2012 г. в интервью турецкой газете Takvim известный журналист, специализирующийся на вопросах безопасности, лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш отметил, что Ближний Восток является крайне важным регионом, в том числе и для Турции, поскольку именно там могут впервые проявиться контуры всей международной политики на ближайшие 30 лет. С.Херш подчеркнул, что для того, чтобы представлять из себя определенную силу в регионе, Турция предприняла важные шаги в военной сфере: «По своей численности турецкая армия занимает 9-ое место. В военной сфере единственным недостатком Турции является то, что она пока не обладает авианосцами. Однако Турция осуществляет определенные шаги в этом направлении. На протяжении долгого времени Турция вела переговоры с США вокруг приобретения истребителей F-35, которые увенчались успехом. Турция уже заказала истребители F-35, которые широко используются на авианосцах»[ix].

В ноябре 2016 г. премьер-министр Турции Бинали Йылдырым отметил, что первая партия истребителей F-35 американского производства поступит на вооружение ВВС Турции уже в 2018 г. «Эти самолеты поступят на вооружение не в 2021 г., как планировалось ранее, а в 2018-м. Это повысит оборонную мощь Турции», — подчеркнул премьер. По словам Б.Йылдырыма, часть деталей для F-35 будет производиться в Турции[x]. А в октябре 2016 г. на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития в Анкаре Б.Йылдырым заявил, что за последние 14 лет в оборонную промышленность Турции было инвестировано 35 миллиардов долларов. По его словам, только за последние месяцы были утверждены 26 проектов в оборонной сфере на 4,1 миллиарда долларов[xi].

Итак, Турция намерена построить собственный авианосец, что является одним из составляющих важных планов к 2023 г.. Постройка собственного авианосца будет соответствовать неоосманским, региональным и внерегиональным амбициям Турции. Кроме того, авианосец пригодился бы Турции для того, чтобы продемонстрировать потенциал своей мощи. Например, можно предположить, что турецкий авианосец из Средиземного или из Черного моря сможет нанести ракетные удары по позициям РПК на севере Ирака. В феврале 2014 г. газета Jerusalem Post писала, что Израиль обеспокоена планами Турции построить собственный авианосец. По сообщению газеты, среди средиземноморских стран сейчас авианосцы имеют только 3 – Франция, Италия и Испания. «Поэтому стремление Турции иметь собственный авианосец беспокоит не только Израиль, но и Грецию и Кипр, поскольку авианосец нарушит в пользу Турции баланс сил в Восточном Средиземноморье, где в последние годы были обнаружены огромные залежи газа.

Отметим, что в последнее время Турция начала резко увеличивать свое военное присутствие в важных районах, странах мира, создавать там военные базы (Сомали, Катар, Сирия, Ирак, возможно Кувейт и Албания, кроме того турецкие войска долгое время находятся на севере Кипра), и авианосец будет иметь существенно важное значение в этом контексте. Как ранее отметил Р.Т.Эрдоган, L 400 Anadolu сможет осуществлять военные операции в каждом уголке мира[xii]. Добавим, что авианосец сможет пригодиться и в осуществлении антарктических планов Турции и вообще во время дальних походов. В марте 2014 г. начался африканский поход  целевой группы Barbaros (4 корабля), который длился 102 дней и во время похода группа ВМС Турции посетила 25 портов 24 африканских страны (из них 19 впервые), преодолела расстояние в 15000 морских миль (28000 км) и впервые за 148 лет прошла через Мыс Доброй Надежды (османский флот прошел через Мыс Доброй Надежды в 1866 г., этот поход был организован для того, чтобы Османская империя имела свой вклад в решении проблем между религиозными меньшинствами Южной Африки, входящей тогда в состав Британской империи[xiii]).

[i] Erdoğan: Uçak gemisi yapacağız, T24, 03.07.2017

[ii] Erdoğan’dan uçak gemisi müjdesi, Sabah, 18.06.2016

[iii] Preveze Deniz Zaferi’nin 478. yıldönümü ve Deniz Kuvvetleri Günü, Haber Türk, 27.09.2016

[iv] Cumhurbaşkanı Erdoğan: “Bu gemi gerektiğinde dünyanın her köşesinde askeri operasyon yapabilecek”, Deniz Haber, 30.04.2016

[v]Авианесущий корабль L 400 Anadolu: оружие возмездия по-турецки, ВПК ИА, 05.05.2016

[vi] Levent İçgen, Havuzlu çıkarma gemisi ihalesi Koç’tan Sedef’e!, Vatan, 28.12.2013

[vii] TRT Türk, Türkiye, kendi uçak gemisini yapmaya hazırlanıyor, 01.01.2013

[viii] TSK’ya süper silah!, Haber Türk, 12.03.2012

[ix] Amiral Türkiye, Takvim, 27.02.2012

[x] Yıldırım F35’lerin 2018’de Türkiye’de olacağını açıkladı, En Son Haber, 01.11.2016

[xi] Tersanelere 49 yıl daha, Hürriyet, 08.10.2016

[xii] İsrail’de ‘Türk uçak gemisi’ alarmı, Hürriyet, 05.02.2014

[xiii] Türk denizcileri 148 yıl sonra Güney Afrika’da, Deniz Haber, 06.05.2014

52.37MB | MySQL:103 | 0,669sec