О проблеме службы ультраортодоксальных евреев в ЦАХАЛе

Еврейская ультраортодоксия – это порождение XIX века, своего рода ответ на модернизацию и секуляризации еврейской жизни в Европе. Общины ультраортодоксов или как они называют себя на иврите «харедим» («боящиеся Бога») были построены вокруг принципа максимально строгого соблюдения заповедей и неприятия таких новейших идеологических течений, получивших широкое распространение среди евреев, как «Просвещение» («Гаскала») и политический сионизм, в том числе сионизм религиозный. По данным Центрального статистического бюро Израиля за 2011 год, ультраортодоксы составляют 9% еврейского населения страны.  В ряде населенных пунктов (Бней-Брак, Модиин-Илит, Бейтар-Илит, Эльад и др.) они составляют подавляющее большинство жителей. Значительную часть жителей они составляют и в таких городах, как Иерусалим, Цфат и Бейт-Шемеш. По своему происхождению израильские ультраортодоксы могут быть разделены на четыре основных группы:

  1. Потомки репатриантов, принадлежавших к ультраортодоксальным общинам в Европе.
  2. Потомки так называемого «старого ишува», еврейского населения Палестины/Эрец-Исраэль периода, предшествовавшего возникновению политического сионизма (то есть до 90-х годов XIX века), которое вело традиционный религиозный образ жизни. Под влиянием репатриантов из Европы одна часть из них примкнула к созданному сионистами модернизированному еврейскому обществу («новому ишуву»), а другая — к ультраортодоксии.
  3. Потомки религиозных репатриантов из стран Востока, воспринявших ультраортодоксальную идеологию в Израиле.
  4. «Хозрим би-тшува» (вернувшиеся к религии), выходцы из светских семей (в том числе из семей репатриантов из бывшего СССР) и семей религиозных сионистов.

Армия является одним из важнейших символов сионистского государства. Одновременно с этим она является своего рода «плавильным котлом» израильского общества, в котором встречаются представители всех слоев общества, а также важнейшим «социальным лифтом», позволяющим выходцам из малообеспеченных слоев общества и новым репатриантам сделать успешную карьеру.

Ультраортодоксальные радикалы выступают против сионистского государства как такового, считая его результатом «бунта против бремени царствия небесного». С их точки зрения еврейское государство должно было быть восстановлено только с приходом Мессии. Соответственно они выступают против службы в «сионистской армии». Правда, лишь меньшая часть ультраортодоксов, например, сатмарские хасиды (живущие в основном в США, а не в Израиле) и еще более радикальная группировка «Нетурей карта» считают необходимым ликвидацию Государства Израиль.

Что же касается большей части ультраортодоксального общества, то оно рассматривает службу в ЦАХАЛе как отрыв от повседневного изучения Торы и от традиционного ультраортодоксального образа жизни. Вместе с тем уклонение от военной службы в еврейской армии, защищающей евреев, живущих в Эрец-Исраэль, когда их жизни подвергаются опасности, может быть истолковано как нарушение заповеди «Не оставайся равнодушным к крови ближнего своего» (Левит 19,16). Соответственно на протяжении многих лет предпринимались попытки создания особых военных структур, обеспечивающих условия для соблюдения заповедей на уровне ультраортодоксальных требований. Первым чисто религиозным подразделением в ЦАХАЛе был строительный батальон (он занимался возведением укреплений) «Тувия», который действовал в осажденном арабами Иерусалиме в мае-ноябре 1948 года.

С другой стороны изучение Торы является одним из важнейших требований иудаизма, возлагаемом на весь еврейский народ. Данный принцип сформулирован в Мишне (Поучения отцов, 1, 2) следующим образом: «Мир стоит на трех основаниях – на Торе (ее изучении), на служении (Богу) и на добрых делах». В связи с этим мобилизация в армию поголовно всех постоянно занятых изучением Торы в Святой Земле представлялась и представляется неприемлемой. В этом отношении показательно, что уже 9 марта 1948 года, в начале Войны Израиля за Независимость, еще до провозглашения независимости Исраэль Галили, командующий «Хаганы», крупнейшей еврейской вооруженной организации, ставшей ядром ЦАХАЛа, принял решение, что «учащиеся ешив, в соответствии с утвержденными списками, освобождены от службы в армии. С годными для этого учащимся будут проведена подготовка по самообороне в местах их учебы». В октябре того же года первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион принял решение о том, что от призыва будут освобождены 400 учащихся ешив призывного возраста. Позднее это решение было сформулировано следующим образом: «Это освобождение распространяется только на учащихся ешив, которые действительно занимаются изучением Торы в ешивах  покуда они занимаются Торой в ешивах»

Население Израиля росло, и росло число ультраортодоксов. С течением времени на основании упомянутого решения стали освобождаться от службы все больше и больше ультраортодоксальных евреев. Это стало причиной продолжающихся уже десятки лет острейшей общественной, идеологической и политической борьбы. Вот ее основные вехи:

В 1970 году в Верховный суд справедливости (БАГАЦ) был подан иск против того, что в ЦАХАЛ не были призваны порядка 5 тысяч учащихся ешив (речь идет только об учащихся ультраортодоксальных ешив, потому что учащиеся сионистских ешив призывались в армию, рассматривая это как свой религиозный долг). Однако БАГАЦ отказался выносить решение по данному вопросу.

В 1986 году была создана специальная подкомиссия в комиссии по безопасности и иностранным делам Кнессета, на которую было возложено рассмотрение проблемы службы учащихся ешив. Во главе комиссии был поставлен депутат Кнессета раввин Менахем га-Коэн (Авода). Комиссия рекомендовала в 1988 году полностью освобождать от службы только 200 самых лучших учащихся, однако ее рекомендации не были выполнены.

В 1998 году БАГАЦ постановил в связи с новым иском, что полномочия министра обороны освобождать призывника от мобилизации не включают в себя права освобождать от службы всех учащихся ешив поголовно. В результате в 1999 году была назначена специальная комиссия во главе с судьей в отставке Цви Талем. Ее задачей была выработка поправки к закону об армейской службе, которая решила бы проблему. В 2002 году Кнессет принял в соответствии с рекомендациями Комиссии Таля закон, который позволял учащимся ешив призываться только в возрасте 22 лет (а не в 18 лет) и только на год и 4 месяца, а не на три года, как все израильтяне. В качестве альтернативы им предлагалась гражданская служба продолжительностью в 1 год. Одновременно рекомендовалось расширить призыв в специальные подразделения для ультраортодоксов и тщательнее проверять, что получающие отсрочку от призыва действительно соблюдают предписанные условия. Однако на практике ничего не изменилось. В 2005 году в БАГАЦ был подан новый иск, и государство было вынуждено признать, что попытка увеличить призыв ультаортодоксов посредством «Закона Таля» полностью провалилась.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать масштабы этого провала, уместно привести следующее данные: в 2010 году в различных созданных для ультраортодоксов подразделениях ЦАХАЛа служили лишь 2500 солдат срочной службы. В то же самое время порядка 62500 ультраортодоксальных мужчин призывного возраста не служили в армии. Это не могло не вызвать возмущения самых широких слоев израильского общества.

В 2013 году была создана министерская комиссия во главе с бывшим начальником ШАБАКа, депутатом Кнессета Яаковом Пери («Еш атид»). Она рекомендовала, чтобы от призыва освобождались в каждом году только 1800 ультраортодоксов, постоянно занимающихся изучением Торы. Комиссия постановила, чтобы на ешивы, не выполняющие поставленные цели мобилизации, налагались экономические санкции, а также, чтобы уклоняющиеся от призыва учащиеся ешив уголовно преследовались вплоть до заключения в тюрьму.

Сразу же после этого была создана новая комиссия з во главе с депутатом Кнессета Аелет Шакед («Еврейский дом»), которая должна была сформулировать законопроект, получивший название «Равенство в нагрузке». В 2014 году на основании ее рекомендаций с учетом рекомендации Комиссии Пери Кнессет принял соответствующий закон. Этот закон в частности требует, что для того, чтобы получить отсрочку от службы, учащийся ешивы обязан явиться по получении повестки на призывной пункт. По этому поводу возникли разногласия между самими ультраортодоксальными раввинами – одни из них заявили, что следует выполнять требования закона и явиться, другие – что подчиняться этому закону не следует.

С этого момента развернулась ожесточенная общественная борьба, выплеснувшаяся на улицы ультраортодоксальных кварталов, а иногда и за их пределы. Радикальная ультраортодоксальная религиозная группировка, именуемая «Га-пелег га-ерушалми» (буквально «иерусалимская группа»), организует в последние месяцы бурные демонстрации против призыва ультраортодоксов в армию, травит немногочисленных ультраортодоксальных раввинов, открыто поддерживающих службу в армии еврейского государства, и преследует солдат-выходцев из ультраортодоксальной общины (для них было придумано оскорбительное прозвище «хардак» — сочетание слов «хареди» — «ультраортодокс» и «хайдак» — «микроб»), пытаясь остановить все увеличивающийся поток ультраортодоксальных новобранцев ЦАХАЛа. На этом фоне в глазах обычного израильтянина – светского, соблюдающего традиции или религиозного – ультраортодоксальная община продолжает выглядеть в значительной степени как некое единое целое, аутентичными представителями которого и является «Га-пелег га-ерушалми».

Однако в реальности картина гораздо сложнее. В данном контексте представляется целесообразным рассказать о вызвавшем в последние дни общественный отклик интервью депутата Кнессета Исраэля Айхлера (за рубежом его фамилию иногда произносят как «Эйхлер) из ашкеназской ультраортодоксальной религиозной партии «Еврейство Торы».

Израильские СМИ обратили внимание, прежде всего на то, что Исраэль Айхлер неуважительно отозвался в упомянутом интервью о сефардах. В реальности же депутат сказал, что он усматривает у ультраортодоксов сефардского происхождения склонность идти на службу в ЦАХАЛ вопреки позиции большинства ведущих ультраортодоксальных раввинов. Свою озабоченность по этому поводу Исраэль Айхлер, принадлежащий к течению белзского хасидизма, выразил в интервью, которое он дал в начале июня «Голосу Белза», многоканальному телефонному вещанию белзских хасидов. Теперь запись этого интервью попала в руки журналистов влиятельного религиозно-сионистского еженедельника «Макор ришон». Депутат Исраэль Айхлер, известный также в качестве журналиста (в частности до своего прихода в Кнессет в 2003 он редактировал с 1980 года еженедельник белзских хасидов «Га-махане га-хареди», имел постоянную колонку в ультраортодоксальнос еженедельнике «Ба-мишпаха», был политическим комментатором на религиозной радиостанции «Радио кол хай» и др.), время от времени выступает по «Голосу Белза» с актуальными политическими комментариями.

В упомянутом интервью он говорил на идише, традиционном языке ашкеназских евреев, который до сих сохраняется в обиходе ашкеназских ультраортодоксов, однако непонятен большинству нынешних израильтян. При этом сефрадов Исраэль Айхлер называл «френками». Обнародование данного факта в Израиле вызвало некоторое возмущение, поскольку термин «френки» считается в современном Израиле оскорбительным и даже расистским. Депутат Исраэль Айхлер отказался давать по этому поводу какие-либо разъяснения, за которыми к нему обратились журналисты еженедельника «Макор ришон». А, собственно, что он мог сказать? На этом можно было бы закрыть тему, тем более, что слово «френк» имеет в современном Израиле скорее пренебрежительный, чем откровенно оскорбительный оттенок. Иногда его употребляют в шутку даже сами сефарды. Да, от депутата Кнессета ожидается большая политкорректность, но и только. В конце концов, весьма распространенная ашкеназская фамилия Френкель буквально обозначает на идише «маленький френк», потому что свидетельствует о том, что предком носителя фамилии был сефард. И никто из носителей не собирается от нее из-за этого отказываться.

Однако упомянутое выступление депутата Исраэля Айхлера по «Голосу Белза» намного интереснее, потому что речь идет о действительно серьезном анализе социальных процессов, происходящих сейчас в ультраортодоксальном еврейском обществе в связи с ростом числа молодых представителей этого сектора израильского общества, идущих на службу в ЦАХАЛ. Это интервью наглядно демонстрирует, что в реальности картина иная, чем видится обычному израильтянину. Из упомянутого интервью депутата Исраэля Айхлера следует, что ультраортодоксальный израильский истеблишмент, к которому принадлежат и депутаты Кнессета от ультраортодоксальных партий – ашкеназской «Еврейство Торы» и сефардской ШАС, ведет незаметную для рядового израильтянина (не говоря уже об иностранце) борьбу против ультраортодоксальных радикалов, превращающих весь ультраортодоксальный сектор населения в объект антипатии основной массы израильских евреев, склонных видеть в ультраортодоксах неблагодарных дармоедов, которые не хотят ни сами зарабатывать себе на жизнь, ни защищать существование еврейского государства (объяснения о том, что ультраортодоксы защищают его тем, что изучают Тору, большинством израильтян всерьез не воспринимаются, тем более, что религиозные сионисты, играющие важнейшую роль в ЦАХАЛе, тоже изучают Тору).

А вот один из примеров этой незаметной для большинства израильтян борьбы ультраортодоксального израильского истеблишмента с ультраортодоксальными радикалами: Незадолго до упомянутого интервью депутата Исраэля Айхлера по «Голосу Белза» «Га-пелег га-ерушалми» организовал в Нью-Йорке массовую демонстрацию американских ультроортодоксальных евреев против мобилизации ультраортодоксальных евреев в ЦАХАЛ. «Га-пелег га-ерушалми» утверждает, что речь идет о насильственном призыве верующих евреев в армию с целью заставить их отступиться от своей религии, прямо как в царской России в XIX веке, а успокоительные увещевания, с которыми депутаты Кнессета от ультраортодоксальных религиозных партий, сотрудничающие с безбожными сионистами, обращаются к своим сторонникам по поводу мобилизации в ЦАХАЛ, не отражают реальной ситуации и что фактически тенденция к увеличению мобилизации в ЦАХАЛ в ультраортодоксальном секторе населения связана с провалами ультраортодоксальных политиков. На фоне этих обвинений израильский ультраортодоксальный истеблишмент приложил большие усилия  тому, чтобы ведущие ультраортодоксальные раввины США не явились на упомянутую демонстрацию в Нью-Йорке. И им удалось добиться в этом немалого успеха, маргинализовав радикалов из «Га-пелег га-ерушалми».

По данному поводу депутат Исраэль Айхлер сказал, что «приходят эти ребята («Га-пелег га-ерушалми» — В.Ч.) и подталкивают френков к тому, чтобы идти в армию – чтобы ашкеназские ультраортодоксы могли учиться (то есть сидеть в ешивах и заниматься изучением Торы, не отвлекаясь на другие дела – В.Ч.). На самом деле есть много френков, которые идут в армию (…) Это потому что, к великому сожалению, у них есть ослабление (степени религиозности – В.Ч.). Там есть много таких».  Исраэль Айхлер пояснил, что «это зависит от общества, из которого они происходят, из каких домов и от каких дедов». Однако он вынужден был признать, что «к великому сожалению, есть не только сефарды, но и ашкеназы, который хотят пойти в армию».

Следует особо отметить, что целый ряд сефардских раввинов открыто заявляли, что все, кто не имеет способностей к тому, чтобы постоянно заниматься изучением Торы, должны идти в армию, а потом получить какую-то специальность и работать, оставаясь строго соблюдающими заповеди евреями. Утверждения ультраортодоксальных ашкеназских раввинов о том, что о заработке заботиться не надо, потому что о заработке праведников позаботится Господь, такие раввины пренебрежительно называли в неофициальной обстановке «ашкеназскими глупостями». Обращаясь к своим слушателями Исраэль  Айхлер сказал по данному поводу, что многие ультраортодоксальные сефардские раввины имеют родословную, которая заставляет их относиться к мобилизации в ЦАХАЛ с большей симпатией, чем ультраортодоксальных ашкеназских раввинов. Однако справедливости ради следует отметить, что родословная самого депутата Исраэля Айхлера свидетельствует о том, что и у него есть семейные причины относиться к мобилизации в ЦАХАЛ с большей симпатией. Его отец,  Менаше Айхлер был во времена британского владычества в Палестине/Эрец-Исраэль членом подпольной боевой еврейской организации ЭЦЕЛ («Иргун Цваи Леуми» – «Национальная военная организация»), а после достижения Израилем независимости служил в воздушно-десантных войсках.

Подводя итог, Исраэль Айхлер успокоил своих слушателей, заявив, что власти в Израиле «не хотят, чтобы в армии были строго соблюдающие заповеди евреи, и они (израильские власти – В.Ч.) никогда не хотели, чтобы они были в армии. Нет никакого опасения и никакой опасности, что кому-то из тех, кто (постоянно – В.Ч.) сидит в ешиве и изучает Тору придется идти в армию». Таким образом, депутат Исраэль Айхлер фактически встал на сторону тех самых сефардских раввинов, которые настаивают, что все, кто не способен постоянно заниматься изучением Торы, должны идти на службу в ЦАХАЛ. Иметь сына, пошедшего на службу в ЦАХАЛ, даже в специально созданные для ультраортодоксальных евреев подразделения, в ультраортодоксальном израильском обществе пока все еще не престижно. Но не более того. Ультраортодоксальное общество в Израиле проходит процесс модернизации и продуктивизации, и усиление сопротивления ультраортодоксальных радикалов этому процессу само по себе является дополнительным доказательством его успеха.

52.17MB | MySQL:103 | 0,466sec