Взгляд турецкого аналитического центра на катарский кризис. Часть 6

Вот уже почти месяц продолжается кризис вокруг одной из богатейших стран планеты – Государства Катар. При этом одной из немногих ближневосточных стран, выступающих пусть исходя из позиции медиатора, но всё же с сильным прокатарским креном, стала Турецкая Республика. Совершенно неудивительно, что на кризис откликнулся своим анализом один из главных проправительственных центров — Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовав материал под заголовком «Региональные последствия катарского кризиса: растущая уязвимость».

Завершаем анализ документа, рассматривая раздел, призванный ответить на вопрос: «Как может быть преодолена дилемма безопасности?». Как указывают авторы, после трудных отношений с администрацией Б.Обамы, в особенности в последние два года, страны Залива увидели в победе Д.Трампа на президентских выборах в США «золотую возможность» для того, чтобы изменить курс своих отношений с США. Поскольку, как они сочли, Д.Трамп имеет другой, более прагматичный внешнеполитический курс в регионе.

Тут щедрая оружейная сделка саудовских лидеров, возможно, скорректировала изначальный подход Д.Трампа (напомним, сдобренный изрядной порцией антимусульманской риторики – В.К.), но, как справедливо указывают авторы, неясно сможет ли военный и бюрократический истеблишмент в полной мере проникнуться новой «дружбой» Д.Трампа.

Ясно, что недавний визит Д.Трампа в Саудовскую Аравию и дипломатические контакты между более молодым поколением лидеров Залива, включая Мухаммеда бен Сальмана, наследного принца Саудовской Аравии, Мухаммеда бен Заеда, наследного принца ОАЭ, и зятя Д.Трампа – Джареда Кушнера сыграли важную роль в планировании нынешних санкций против Катара. Д.Трамп самолично неоднократно подчеркивал свою поддержку в вопросе изоляции Катара в то время, как, любопытным образом, Пентагон заявляет, что Катар является одним из ближайших союзников США в борьбе с терроризмом.

Как пишут авторы документа, страны Залива должны принимать во внимание, что администрация Д.Трампа не даёт им карт-бланш. В конце концов, по прошествии времени они могут остаться один на один с более агрессивным Ираном, но на этот раз без сдерживающей иранцев региональной поддержки и, что более важно, без поддержки США. В целом, как указывают авторы, повторяя расхожее выражение, рискованно складывать все яйца в одну корзину под названием «США». Также излишнее использование экономических рычагов (давления – В.К.) может привести к результату, противоположному желаемому. Страны, которые подверглись такому экономическому нажиму, вполне могут преодолеть временные трудности, но никогда не забудут такого «враждебного» отношения к себе.

Переходим к рассмотрению раздела «Заключение».

Как указывают авторы, катарский кризис – самый свежий эпизод политической и идеологической борьбы, которая разразилась с начала протестов в арабском мире в 2011 году. Так называемая «арабская весна» привела к региональной холодной войне, в которой конфликтующие стороны мобилизовали свой военный, финансовый и дипломатический потенциал в схватке за влияние в регионе в предстоящий «пост-весенний период». Идеологическая борьба между двумя полюсами, выступающими за изменения и за сохранение статус-кво, является главным драйвером текущих конфликтов на Ближнем Востоке (а отнюдь не Израиль – В.К.). В то время как геополитическое соперничество между Ираном и аравийскими монорхиями углубляется. В этом смысле, страны Залива вовлечены одновременно в два противостояния: внутри самих себя, с сильной идеологической подоплёкой, и с Ираном, в котором сектантство стало инструментом борьбы.

Катарский кризис является новейшим примером противостояния внутри Залива, создающего для него ещё большую уязвимость и смещающим фокус внимания в сторону от Ирана и его региональных союзников. Другими словами, раскол в Заливе понижает статус, если не парализует деятельность, ССАГПЗ, который стоит перед лицом надвигающихся угроз безопасности, включая иранскую экспансию, экстремизм и терроризм. Излишние надежды на поддержку США, разделение арабского мира по идеологическому признаку, продолжение прокси-войн против небольших арабских государств ( это, видимо, про супербогатый Катар – В.К.), маргинализация сильных политических и социальных течений в регионе, как заключают авторы, не служат интересам Залива, в частности, и региона Ближний Восток, в общем. В конце концов, по их словам, было бы разумнее сконцентрироваться на надвигающихся угрозах безопасности, объединяя свои силы и разрешая продолжающиеся региональные конфликты.

Подводя черту под документом турецкого проправительственного мозгового центра, можно констатировать следующее. Турция, очевидно, разочарованная своим «образцовым» (точнее образцово бесплодным) сотрудничеством с США (вылившимся в двадцатиминутный разговор между президентами Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом) стремится мобилизовать страны Ближнего Востока на консолидацию. Во всяком случае, на словах.

Поскольку практически этого достигнуть нереально, как в силу разношёрстности стран региона, так и наличия между ними фундаментальных противоречий, в том числе, касательно приоритетов и акцентов в сфере национальной безопасности. Кроме того, Турция, очевидно, уже не только в региональном, но и во внутриарабском противостоянии выбрала сторону, лишив себя возможности для модерирования конфликта. Впрочем, нынешняя турецкая администрация, похоже, совершенно искренне и не слишком обоснованно  увлечена идеями проекции своей силы (уже не только мягкой) в зарубежные страны, включая Залив и Африку. Нанося при этом прямой и ощутимый экономический ущерб своим экономическим интересам, что уже успело проявиться в ходе катарского кризиса, когда намного более перспективный, чем катарский, рынок Саудовской Аравии начал закрываться перед турецким бизнесом, включая его строительный «локомотив».

52.23MB | MySQL:103 | 0,548sec