Оценка угроз безопасности Израиля: от интересов союзников до ситуации в Газе

5 июля 2017 г. комиссия Кнессета по иностранным делам и обороне провела заседание с участием начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля (АОИ) Г.Айзенкота, который рассказал парламентариям о рисках, существующих сегодня в сфере национальной безопасности[i]. Одной из важнейших идей его выступления стало то, что угрозы прямого столкновения вооруженных сил с противниками нет. Это допущение, однако, не означает, что армия не ведет подготовку ко всем возможным сценариям развития событий. Таковых, как следует из выступления Г.Айзенкота, существует несколько.

Во-первых, основной задачей, сохраняющейся сегодня для АОИ, по словам главы Генерального штаба, остается ситуация у северных границ. При этом существующие здесь реальные и потенциальные угрозы включают необходимость противостоять сразу нескольким противникам. С одной стороны, на стратегическом уровне государство осознает опасность, исходящую от Ирана. Она, по словам Г.Айзенкота, сравнима с той угрозой, которую представляет группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) для союзников страны. На тактическом уровне ЦАХАЛ продолжает отдавать приоритет необходимости предотвращения попадания новых вооружений в руки ливанской «Хизбаллы». Более того, как подчеркнул представитель оборонных кругов, террористическая организация своими действиями нарушает положения резолюции № 1701, используя для маскировки своей активности нужды гражданского населения. В этой части выступления видна четкая взаимосвязь с письмом, направленным постоянным представителем Израиля при ООН в Совет Безопасности в июне. В нем дипломат сообщил, что под прикрытием реализации проектов в сфере сельского хозяйства на границе возводятся наблюдательные пункты. Аналогичную точку зрения высказал и глава правительства, выступая перед членами кабинета министров 9 июля. Б.Нетаньяху вновь напомнил о т.н. «красных линиях» в отношении сирийского конфликта, связанных с вооружением, попадающим в руки «Хизбаллы», а также недопущением роста военного присутствия Ирана у израильских границ.

Во-вторых, озабоченность с точки зрения террористической угрозы продолжает вызывать ситуация в Иудее и Самарии. Однако здесь, как подчеркивает Г.Айзенкот, ЦАХАЛу удалось добиться определенных успехов в предотвращении терактов и угрозы перерастания возникающих там волнений в новую интифаду. Достигается это, по его словам, благодаря успешному разграничению между террористами и местным населением, подробнее о котором он не рассказал. Стоит отметить, что отдельно начальник Генерального штаба АОИ остановился на том, что нападки на представителей оборонных кругов страны являются несправедливыми, поскольку вся ответственность за совершаемые ими действия лежит на политиках, принимавших соответствующие решения.

Наконец, глава Генерального штаба ЦАХАЛ не смог обойти стороной кризисную ситуацию в секторе Газа. Обращаясь к ней, Г.Айзенкот заявил: «Израиль заинтересован в позитивной динамике в секторе Газа, но нельзя требовать от Государства Израиль использовать свой национальный бюджет для строительства инфраструктуры, которая пострадала из-за внутреннего палестинского конфликта, в то время как ХАМАС вкладывает деньги в терроризм». Более того, своими действиями палестинское руководство в Газе  показывает, что пытается балансировать между легитимацией власти и поддержкой террористов, желанием получать финансирование от Ирана и не потерять связей с Египтом.

Интересно, что в последнем Г.Айзенкот оказался особенно близок к действительности. Из сообщений региональной прессы стало известно, что на переговорах в Ливане представители группировки и делегаты Корпуса стражей исламской революции достигли соглашения о возобновлении финансовой помощи. Глава ПНА М.Аббас, в свою очередь, сообщил о визите в Египет, где для него на 9 июля 2017 г. были запланированы переговоры с президентом республики А.Ф.ас-Сиси. Целью приезда палестинского лидера в Каир является попытка помешать сближению между египетскими властями и ХАМАСом. Ранее отказ Рамаллы от финансирования нужд Газы способствовал разрастанию кризиса, в результате чего ХАМАС был вынужден пойти на закупку топлива у египтян, для поставки которого Каир дал разрешение на открытие КПП «Рафах».

Стоит отметить, что есть еще один элемент диалога руководства Газы и Египта, явно противоречащий интересам М.Аббаса. Заключается он в укреплении позиций М.Дахлана, некогда считавшегося его главным противником. На этот раз для победы над конкурентом М.Дахлан получил дополнительные политические очки за счет участия в переговорах с Египтом по урегулированию энергетического кризиса в Газе. О готовности вести диалог именно с ним заявил и глава политбюро ХАМАСа И.Хания.

Таким образом, в ранжировании угроз национальной безопасности страны Израиль продолжает оставаться верным себе и своим союзникам, ставя на первое место Иран и сравнивая его опасность с борьбой антитеррористической коалиции против ИГ. Вместе с тем ситуация в секторе Газа таит в себе риски как для израильской стороны, так и для ПНА. Связаны они сотрудничеством ХАМАСа и Египта, которое может привести к обострению вопроса о блокаде Газы, а также перестановкой в палестинских властных кругах. В этой ситуации Израилю, как ни странно, невольно может помочь тот, кто более всего ему мешает, а именно Иран. Как верно отметил Г.Айзенкот, попытка балансировать между Каиром и Тегераном для ХАМАСа может оказаться слишком сложной, что подтвердила реакция египетских властей на новость о намерении делегации представителей группировки посетить с визитом Иран.

[i] Здесь и далее речь Г.Айзенкота приводится по: IDF chief Eisenkot to Foreign Affairs and Defense Committee:  “Intelligent risk management on Israel’s part caused Hamas to resolve electricity crisis in Gaza” // The Knesset. 06.07.2017. URL: Knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID+13507

52.31MB | MySQL:105 | 0,827sec